НАУКА

Музей «Титаника» раскрывает тайны

К 100-летию гибели суперлайнера построен гигантский выставочный комплекс


Задолго до открытия 31 марта комплекса «Titanic Belfast» билеты и экскурсии были раскуплены на несколько месяцев вперед. Уникальный музей, строительство которого длилось три года, преподнес посетителям массу сюрпризов.


Самый большой в мире музей, посвященный легендарному кораблю, построили в ирландском городе Белфаст (Северная Ирландия), с верфи которого океанский лайнер отправился в свой первый и последний путь. 7-этажное здание напичкано новейшей аппаратурой - здесь девять интерактивных галерей, где, как уверяют кураторы выставки, можно «увидеть, услышать и даже обонять «Титаник». В комплексе также есть банкетный зал, магазины, точки питания, развлекательный центр, подземная парковка и учебные аудитории для проведения лекций. В экспозиции представлены ранее не выставлявшиеся вещи и документы людей как создававших корабль, так и переживших катастрофу. Авторы проекта «Titanic Belfast» говорят, что расставили последние точки в истории лайнера, обнародовав некоторые неизвестные факты.






Музей вырос на месте рождения корабля - в бывших судоверфях «Harland and Wolf»

Музей вырос на месте рождения корабля - в бывших судоверфях «Harland and Wolf»

Оказывается, «Титаник» не освятили по морской традиции, разбив бутылку о его борт. Совладелец судостроительной компании «White Star Line» Джон Пьерпонт Морган считал это архаичным предрассудком. Сам Морган тоже должен был плыть на корабле, но в последний момент передумал, сославшись на нездоровье. Одной из причин катастрофы стал неправильный сплав обшивки корпуса: современные технологии выявили в материале присутствие фосфора, который при низких температурах делает сталь более хрупкой. Не будь этого, в корпусе судна вместо пробоины образовалась бы просто вмятина. Кстати, «Титаник» мог потонуть уже в день отплытия в результате мистического происшествия. Пришвартованный в гавани пароход «Нью-Йорк» сорвался с тросов, когда лайнер проходил мимо, и резко пошел на сближение. С помощью буксира его слегка тормознули, дав возможность «Титанику» «протиснуться» - буквально в паре десятков сантиметров от кормы «Нью-Йорка».






Внутренние интерьеры воссозданы в точности

Внутренние интерьеры воссозданы в точности








В 1912 г. «Титаник» и его близнец «Олимпик» были самыми большими в мире пассажирскими лайнерами

В 1912 г. «Титаник» и его близнец «Олимпик» были самыми большими в мире пассажирскими лайнерами








Здание комплекса столь же грандиозно, как и легендарное судно

Здание комплекса столь же грандиозно, как и легендарное судно


На дне


В самой глубокой точке океана Джеймс Кэмерон не увидел того, что искал


Автор «Титаника», «Терминатора» и «Аватара» стал первым человеком, разглядевшим, что творится на глубине 10 898 м. На подготовку к этому погружению ушло семь лет и около $7 млн.


- Я смотрел на эту бесплодную пустынную лунную равнину и пытался понять: вот я здесь, у основания океана, в самом глубоком месте. И что это значит? - делился Джеймс Кэмерон по возвращении. - Мне хотелось прочувствовать значимость момента. Я ведь словно слетал на другую планету, где до меня не ступала нога человека. Это ощущение - что ты совершенно один в неизведанном мире, а над тобой громадная толща воды - непередаваемое.




Если бы что-то случилось с батискафом, меня бы сплющило в момент. Впрочем, об этом я старался не думать. Когда идешь на такое, нужно поддерживать в себе уверенность в надежности системы. Без неполадок, правда, не обошлось. У батискафа «Deepsea Challenger» что-то случилось с гидравлической системой. И манипулятор, которым Кэмерон собирал пробы грунта, не сработал как положено. Так что большую часть проб смыло. Впрочем, режиссер не унывает. Ему удалось снять кучу материалов для документального фильма.