Как 11-летняя девочка придумала имя планете Плутон

Так выглядит Плутон с близкого по космическим меркам расстояния. Художники NASA слегка подкрасили ледяную планету, чтобы смотрелась посимпатичнее. Фото: wikimedia.org

В битве за право дать название новому космическому объекту поучаствовали бескорыстие и жадность, энтузиазм и хамство, титаны и боги…

Куда ушел Уран?

В космосе интересно всё. Некоторые объекты и явления поражают своими масштабами и драматизмом: вспышки сверхновых, невидимая работа черных дыр, столкновения галактик… Но даже на этом фоне впечатляет всесилие человека: своими фантазией и амбициями он способен сотворить увлекательную биографию даже безжизненным кускам камня на периферии одной провинциальной звездной системы.

Как вы уже догадались, речь пойдет об истории открытия и наименования Плутона.

Персиваль Лоуэлл. Фото: wikipedia.org

Восьмая планета Солнечной системы, Нептун, была вычислена в 1846 году по отклонениям седьмой планеты, Урана, от расчетной орбиты. Однако постепенно стало ясно, что объяснить эти отклонения одним только Нептуном невозможно – и в конце XIX века начались поиски еще одного источника гравитационных возмущений. Впервые изображение Плутона удалось получить в 1915 году сотрудникам обсерватории Персиваля Лоуэлла (Бостон, США), однако они не смогли распознать в неясном пятнышке новую планету. Похожая история повторилась в 1919 году в калифорнийской обсерватории Маунт-Вильсон.

Упомянутый Лоуэлл скончался в 1916 году, что повлекло за собой цепочку событий в некотором смысле астрономического масштаба. Все свое немалое состояние этот бостонский миллионер и сумасброд завещал не родственникам, а обсерватории – с тем, чтобы она продолжала поиски заветной девятой планеты, на которые он потратил долгие годы. Попутно заметим, что именно Лоуэлл являлся если не автором, то популяризатором идеи наличия на Марсе цивилизации: без его нелепых теорий, скорее всего, не было бы бесчисленных книг и фильмах о марсианах.

В поиски впился каблук

Вдова Лоуэлла Констанция, понятно, не была довольна завещанием мужа и начала долгую тяжбу за наследство. Из-за этого более десяти лет обсерватория практически не функционировала; поиски планеты были возобновлены лишь в 1929 году. И уже 18 февраля 1930 года молодой астроном-энтузиаст Клайд Томбо, сопоставив два снимка звездного неба, обнаружил на них искомый движущийся объект. Оглашение этого факта состоялось 13 марта – в годовщину открытия Нептуна, совпавшую с днем рождения Персиваля Лоуэлла.

По сложившейся традиции первооткрыватели имеют право дать имя своей находке. Сотрудники обсерватории начали торопиться, ибо в век радио и телеграфа кто угодно мог внести удачное предложение. Кто угодно – и в первую очередь Констанция Лоуэлл, до сих пор считавшая и обсерваторию, и открытую планету своей собственностью. Она постановила назвать новую планету Зевсом – что довольно странно, учитывая известную синонимичность этого греческого бога римскому Юпитеру, в честь которого уже назвали планету (кстати, сделали это еще в Древнем Риме). Наткнувшись на непонимание, почтенная дама выдвинула второй вариант – Персиваль, а потом и третий, показавшийся ей самым лучшим и скромным – Констанция.

Собрав все поступившие предложения, сотрудники обсерватории выделили из них три лучших – Минерва (богиня мудрости), Кронос (Титан, сын Урана) и Плутон (римский вариант имени Аида, греческого бога подземного царства и смерти). Затерянный в далеком космосе, безнадежно безжизненный кусок материи едва ли мог ассоциироваться с мудростью, да и Минервой уже был назван один из астероидов. Кронос, оскопивший своего отца Урана, мог бы внести известную интригу в дела небесные, к тому же постепенно он стал ассоциироваться со временем, хроносом. Один год продолжается на этой планете 247 земных лет. Ну и, наконец, Плутон как раз подчеркнул бы упомянутую безжизненность дальних уголков Солнечной системы.

Заветный вензель P да L

Со стороны шансы последних двух названий выглядели равными, однако при голосовании абсолютно все голоса достались Плутону. Дело в том, что имя Кронос предложил астроном Томас Дж. Дж. Си, человек с крайне скандальным и склочным характером: научную полемику он вел в манере трамвайного хама. А Плутона предложила симпатичная 11-летняя девочка Венеция Берни из английского Оксфорда – за победу она получила от дедушки награду в пять фунтов. Венеция прожила настолько долгую жизнь, что успела даже прокомментировать изгнание Плутона из числа настоящих планет: «В моем возрасте это почти все равно, но я предпочла бы, чтобы он оставался планетой».

Впрочем, был и еще один аргумент в пользу Плутона, о котором девочка вряд ли задумывалась. Первые буквы этого слова совпадали с инициалами отца-основателя обсерватории Персиваля Лоуэлла, забыть о котором (даже с благой целью позлить Констанцию) было бы черной неблагодарностью. Астрономическим символом Плутона стали наложенные друг на друга латинские буквы P и L – это, конечно, Pluto, но еще и Percival Lowell.

Официально о присвоении имени новой планете объявили 1 мая 1930 года. В интернете можно найти массу упоминаний о том, что это произошло 24 марта, но данная информация ошибочна.

Из числа «настоящих» планет Плутон был исключен Международным астрономическим союзом в 2006 году – действительно, и по размерам, и по другим признакам он является именно крупным астероидом.

Суд штата Иллинойс – родины Персиваля Лоуэлла – отменил это решение в 2009 году, но постановление суда действует только на территории штата. Так что если вы окажетесь в Чикаго, помните – в Солнечной системе по-прежнему девять планет.

Ученые решили, что делать, когда Земля будет уничтожена