Что связывает 10 самых известных метеоритов, упавших на Землю

Метеорит Гоба. terra-z.com
После столкновений с небесными визитерами планета, как ни странно, жива-здорова

30 июня 1908 года на Землю обрушился метеорит, название которого знакомо практически каждому – Тунгусский, названный по региону падения – близ реки Подкаменная Тунгуска в Восточной Сибири. Планете повезло: метеорит не рухнул на нее одним большим куском, а взорвался в атмосфере, на высоте в 5-7 км. Тем не менее, мощность взрыва составила 40 мегатонн; в результате оказались повалены деревья на участке более чем в две тысячи квадратных километров.

Ученые готовы огорчить: вряд ли за время нашей жизни мы станем свидетелями или современниками аналогичного по масштабу происшествия. Столкновение с Землей столь крупного небесного тела происходит раз в несколько столетий.

Зато нам повезло оценить – кому в видеозаписях, а кому и вживую – красоту падения метеорита в Челябинской области в феврале 2013-го. По размерам Челябинский метеорит в разы меньше Тунгусского; такие, утверждают астрономы, могут «навещать» Землю один раз в течение века.

В целом, с исторической точки зрения, прибытие метеоритов на Землю – не такая уж редкость. Вспомним навскидку десять самых известных случаев знакомства нашей планеты с космическими гостями.

Самый невидимый: метеорит, создавший Аризонский кратер (США)

На территории американского штата Аризона, между городами Уинслоу и Флагстафф, есть громадная чашеобразная воронка. Ее глубина – около 175 метров, а диаметр – 1250 м. Ученые уверены, что эту дыру пробил когда-то гигантский метеорит, столкнувшийся с Землей примерно 30-50 тысяч лет назад, задолго до появления на планете людей.

Сам кратер обнаружен европейцами в 1871 году. Оценив, что юго-восточная стена воронки на 30 с лишним метров выше остальных, ученые догадались, что небесное тело упало с северной стороны под острым углом.

По подсчетам исследователей, чтобы оставить на поверхности планеты столь внушительный след, метеорит должен был лететь со скоростью 69 000 км/ч и удариться о Землю с эффектом, который произвели бы 500 тонн взрывного вещества. Это в 40 раз мощнее ядерной бомбы, уничтожившей Хиросиму.

Сам метеорит, однако, пока не нашли. Есть предположение, что он (или его часть) засел глубоко в земле, в стороне от кратера.

Крупнейший из обнаруженных: Гоба, он же Хоба (Намибия)

Метеорит, весящий свыше 60 тонн, упал на территории нынешней Намибии еще раньше Аризонского, около 80 тысяч лет назад. Нашли его, однако, сравнительно недавно: в 1920-м житель страны, владевший фермой под названием Гоба-Уэст, наткнулся во время пахоты на трехметровый кусок железа.

67 лет спустя раритет подарили государству. Для защиты объекта правительству пришлось объявить его национальным достоянием: ведь число туристов, желающих отковырять на память частичку чудного камня, оказалось так велико, что Хоба уже «похудел» на 6 тонн.

Самый намоленный: Уилламетт (США)

У индейцев племени Клакамас, живших на территории штата Орегон, было культовое место: огромный камень, в углублениях которого после дождей собиралась вода. Ее считали священной, помогающей от различных болезней. А сам камень называли не иначе как «гость с Луны».

В 1902 году, однако, землю «оттяпала» себе Орегонская сталелитейная компания, и «миролюбивые» американцы, прогнав индейцев, неожиданно поняли, что заполучили еще и настоящее космическое тело размером с приличное авто. По предположению ученых, 15-тонный метеорит, названный по месту нахождения – долины Уилламетт, - это остаток железного ядра планеты, погибшей за миллиарды лет до нас.

Сейчас Уилламетт хранится в нью-йоркском Музее естественной истории. ru.wikipedia.org

Самый близкий к людям: Сулакога (США)

День 30 ноября 1954 года не сулил 31-летней домохозяйке из Алабамы Энн Ходжес ничего необычного. Покончив с утра с домашними делами, женщина прилегла на диван подремать. Тут-то и произошло самое экстраординарное событие в ее жизни: крыша дома оказалась проломлена, и прямо с неба на Энн рухнул пятикилограммовый камень, нанеся ей удар в бедро. Перелома, к счастью, не случилось, но на теле Ходжес остался огромнейший синяк.

Кроме Ходжес, травмой от столкновения с метеоритом не может похвастать ни один человек

Медики, а затем и ученые-астрономы были потрясены: ранее на Земле не фиксировалось ни единого случая попадания метеорита в человека. Разумеется, Энн моментально стала звездой СМИ, а метеорит, получивший название Сулакога, с разрешения «хозяйки» отправили в алабамский естественноисторический музей.

Самый изученный: Альенде (Мексика)

В ночь на 8 февраля 1969 года пятитонный падающий камень наделал шуму в мексиканском городе Чиуауа. Ничего не подозревавшие жители оказались разбужены грохотом и ярчайшей вспышкой метеоритного взрыва, видной на многие километры. Общий вес осколков, найденных позже на территории в несколько десятков км, составляет три тонны.

Метеорит Альенде

По мнению американских ученых, возраст алюминиево-кальциевых вкраплений метеорита – около 4,6 млрд лет, то есть он старше не только Земли, но и любой другой планеты в Солнечной системе.
Самый обитаемый: Мурчисонский (Австралия)
108-килограммовый объект, упавший в 1969 году близ австралийской деревни Мурчисон, славен тем, что в его составе обнаружено свыше 14 000 органических соединений. Среди них есть около 70 разных аминокислот.

Возраст Мурчисонского метеорита – 4,65 млрд лет. Для сравнения, нашему Солнцу – примерно 4,57 млрд лет.

Мурчисонский метеорит

Самый непроизносимый: АLH84001 (Антарктида)

На Земле есть 34 метеорита с доказанным марсианским происхождением. АLH84001 – из них самый известный. Он был обнаружен 27 декабря 1984 года на самом холодном из континентов, в антарктических горах Алан Хиллс.

Возраст АLH84001 – от 3,9 до 4,5 млрд лет, вес – чуть меньше двух кило. На Земле он оказался примерно 13 тысяч лет назад.

Темнокожий марсианин

В 1996-м специалисты НАСА обнаружили при сканировании метеорита мельчайшие структуры, весьма напоминающие окаменелые следы бактерий. Это стало очередным аргументом в копилку землян, убежденных, что и на Марсе некогда была жизнь.
Рекордсмен по визуальным эффектам: Сихотэ-Алинь (Россия)
23-тонный болид, рухнувший в феврале 1947-го в горы Сихотэ-Алиня, порадовал спецэффектами и хабаровчан, и жителей других населенных пунктов Приморья.

Железный «пришелец» развалился в воздухе на десятки обломков, выпавших на Землю метеоритным дождем и пробивших более тридцати кратеров до 28 метров в диаметре. Крупнейший из обнаруженных осколков Сихотэ-Алиня весит 1745 кг.

Обломок Сихотэ-Алиньского метеорита

Рекордсмен по мощности: Тунгусский (Россия)
Местом притяжения самого крупного и опасного космического тела, которое, теоретически, могло причинить нашей планете колоссальные повреждения, также стала восточная часть России. Звуки взрыва Тунгусского метеорита были слышны даже за 1200 км, сотрясение почвы ощущалось на расстоянии в тысячу км, а в населенных пунктах в 200-300 км от места падения взрывной волной выбило стекла. Далее эта волна покатилась по планете и обогнула ее даже не один, а два раза и была зафиксирована сейсмостанциями в разных частях мира.

Многокилометровый участок тайги метеорит превратил в подобие ядерной пустыни

Самый молодой: Чебаркуль, он же Челябинский (Россия)

10-тонный космический гость, рванувший 15 февраля 2013-го на высоте примерно в 23 км над Челябинской областью, неподалеку от озера Чебаркуль, ворвался в атмосферу со скоростью 18,6 километров в секунду. Крупнейший из сотен осколков, достигших планеты, весит полтонны.

Обломок метеорита, добытый водолазами со дна озера Чебаркуль

По мощности взрыва этот метеорит уступает только Тунгусскому, полагают ученые. Энергия его взрыва – 460 килотонн в тротиловом эквиваленте – сопоставима с мощностью 30 атомных бомб.

Ай, болид: метеориты более 1 км в диаметре могут разрушить Землю