Почему российские женщины больше не летают в космос

Фото: pixabay.com
Именно наши космонавтки стали первыми женщинами как в принципе в космосе, так и в открытом космосе. Однако с тех пор многое изменилось, и если для американцев женщина в космосе — обычное дело (их там побывало около полусотни), то в истории нашей страны было всего пять космонавток. Почему же так мало?

Ровно в этот самый день, 25 июля, 33 года назад Светлана Савицкая первой в мире из женщин вышла в открытый космос. В открытом космосе она пробыла три с половиной часа и провела в безвоздушном пространстве эксперимент по проверке ручного универсального инструмента для пайки, сварки, резки и напыления металлов. Тогда выход женщины в открытый космос считался в мире нонсенсом, и именно Советский Союз решился на такой эксперимент.

Советский Союз вообще был первым практически во всем, что касалось женщин в космосе. Валентина Терешкова стала первой женщиной на орбите и до сих пор остается единственной представительницей слабого пола, летавшей в космос в полном одиночестве. А все та же Светлана Савицкая стала участницей эксперимента, в рамках которого впервые в истории состоялась интимная близость в космосе. Это произошло в 1982 году, еще до выхода в открытый космос, во время полета с Леонидом Поповым и Александром Серебровым. Кто из них был партнером Савицкой по необычному эксперименту, до сих пор остается загадкой.

Фото: wikipedia.org

Более того, в 1986 году Советский Союз готовил к полету на станцию «Салют-7» корабль с экипажем, полностью состоявшим из женщин. На корабле должны были лететь сразу три женщины, а командиром экипажа должна была стать Светлана Савицкая, но этот полет так и не состоялся.

Однако в дальнейшем ситуация с женщинами в космосе в нашей стране резко ухудшилась. За следующие 30 лет в космос летали лишь две российские космонавтки — Елена Кондакова в 1994 и 1997 годах и Елена Серова в в 2014 году. Сейчас в российском отряде космонавтов числится 31 мужчина и всего одна женщина — Анна Кикина. Но в космос Кикина не летала, и неизвестно, полетит ли.

Елена Серова - первая россиянка на МКС Фото: NASA

В США же представительницы слабого пола летают на орбиту с завидной регулярностью. Правда, за это право американкам пришлось бороться довольно долго — после полета Терешковой американское движение феминисток годами писало гневные письма в NASA с требованием пустить их в космос, и к 1983 году они добились-таки своего. С тех пор в большинстве американских экипажей присутствует женщина.

Так почему же российские девушки летают в космос так редко? В Роскосмосе это объясняют тем, что дамы сами не хотят в космос. По словам бывшего замглавы Роскосмоса Виталия Давыдова, женщины просто не подают достаточного количества заявок для приема в космонавты. В то время как в США женщины все активнее осваивают «мужские» профессии, в России дамы предпочитают заниматься делами более женскими.

Но и тем женщинам, которые все-таки подают заявки в космонавты, добиться их одобрения гораздо сложнее, чем в Америке. Дело в том, что американцы выполняют довольно много коротких космических полетов, в которых в основном и принимают участие женщины. В России же от коротких полетов отказались уже два десятка лет назад. На длительные полеты же к космонавтам предъявляются гораздо более жесткие требования, и пройти отбор для дамы становится очень уж сложно.