НАУКА

Ихтиандр

Экспедиция президента была приурочена к 290-летию россиского подводного флота


В рамках экспедиции Русского географического общества Владимир ПУТИН, возглавляющий его попечительский совет, лично принял участие в операции по исследованию затонувшего в Балтийском море парусно-винтового фрегата «Олег». В батискафе он спустился на глубину 65 м, на которой покоится корабль.


Владимир Путин опустился к месту обнаружения корабля на подводном аппарате «Си-эксплорер-5». Машина принадлежит мальтийской компании, но в данный момент проводит работы для «Газпрома» - следит за состоянием подводных газопроводов.
Во время 20-минутного погружения к фрегату «Олег» батискафом управляли Евгений и Дмитрий Томашовы, отец и сын, которых страховал сотрудник службы безопасности. Кроме того, рядом с батискафом на всякий случай плыли два водолаза, а на поверхности дежурил еще один страхующий специалист и находился одноместный аппарат военно-морского флота.






Владимир Владимирович командует погружением. Фото: © Reuters

Владимир Владимирович командует погружением. Фото: © Reuters

Погружение произвело на Владимира Владимировича глубокое впечатление.
- Как будто, знаете, погрузился… Как машина времени, в другое время совсем уехал, интересно, - поделился Путин.
В результате экспедиции решили корабль не поднимать. Судно настолько обветшало, что готово рассыпаться в любой момент. Специалисты предлагают сделать копию «Олега», перенести туда поднятые с корабля артефакты и открыть на его базе музей.






«Си-эксплорер-5» считается лучшим судном в своём классе. Фото: uboatworx.com

«Си-эксплорер-5» считается лучшим судном в своём классе. Фото: uboatworx.com








Огромные иллюминаторы комфортабельного батискафа позволяют прекрасно рассмотреть морские красоты. Фото: uboatworx.com

Огромные иллюминаторы комфортабельного батискафа позволяют прекрасно рассмотреть морские красоты. Фото: uboatworx.com








Фрегат «Олег» решили не поднимать

Фрегат «Олег» решили не поднимать


Потаенное судно


Первая действующая подводная лодка в мире была построена в России в 1723 году. Автором изобретения, названного «Потаенное судно», стал конструктор-самоучка, сын крепостного крестьянина Ефим Прокопьевич НИКОНОВ.


Создание подводной лодки можно считать госзаказом. В 1718 году Ефим Никонов подал царю Петру I челобитную, в которой утверждал, что «...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец...».






Копию «Потаённого судна» можно увидеть в краеведческом музее города Сестрорецка. Фото: wikimedia.org

Копию «Потаённого судна» можно увидеть в краеведческом музее города Сестрорецка. Фото: wikimedia.org

Петр I оценил перспективу и распорядился выделить из бюджета Адмиралтейств-коллегии средства на постройку «Потаенного судна». В 1721 году Никонов уже представил опытный образец, на котором с экипажем из четырех человек совершил два успешных погружения и всплытия на Неве.
Полноразмерное «Потаенное судно» встало на учет в Адмиралтейств-коллегию в 1723 году, но принять участие в боевых действиях не успело. После смерти Петра I изобретатель-подводник Никонов попал в опалу, был разжалован в рядового плотника и сослан на Астраханскую верфь.