Зачем нам врут про конец света и когда он будет на самом деле

Фото: Pixabay.com
Последние недели СМИ трубили о том, что 12 октября может случиться конец света. Якобы рядом с Землей пролетит гигантский астероид, который может уничтожить планету.

Пока человечество еще живо, мы решили побеседовать с заведующий отделом исследований Солнечной системы Института астрономии РАН Валерием Шематовичем о том, зачем нас постоянно пугают концом света и есть ли такой астероид, который действительно грозит уничтожить Землю.

Валерий Шематович

Валерий Иванович, вы же точно слышали про этот опасный гигантский астероид, который должен 12 октября вызвать конец света — есть ли в этом хоть щепотка правда?

— Астероид действительно пролетел мимо Земли, около 7 часов утра по московскому времени. Пролетел он относительно близко к Земле, но близко — это 50 тысяч километров. Размеры его порядка 13 метров, этот астероид открыли еще в 2014 году, он пролетал мимо нас и раньше, ученые за ним наблюдают и знают его орбиту. По большому счету это самое обычное событие, мимо Земли пролетает много разных малых тел.

Тогда почему СМИ выделили именно это событие? Ведь об этом астероиде начали говорить чуть ли не за год до сегодняшнего дня.

— По-видимому общественность после летнего сезона возбудилась и ждет сенсаций. Я почитал в интернете, там было много сообщений о том, что он якобы упадет на Землю. Как видите, не упал — пролетел мимо без каких-либо последствий.

Читайте также: Столкновение с астероидом и другие вероятные сценарии конца света >>

Кто врет про конец света

Как вы считаете, кто запускает эти слухи о конце света? Средства массовой информации или может сами астрономы, желая прославиться?

— В прессе часто звучат сообщения о том, что на Землю упадет тот или иной огромный астероид, который вызовет масштабные разрушения, конец света и тому подобное, но это все испорченный телефон. Не думаю, что это идет от астрономов — они профессионалы и не станут рисковать репутацией. Обычно это идет от прессы, которая берет информацию астрономов, передергивает цифры и сгущает краски. Есть специальная программа астероидно-каметной опасности, которая следит за околоземным пространством и всеми объектами, пролетающими мимо Земли. В случае если такой объект очень сильно сблизится с Землей, ученые первым делом предупреждают МЧС и жителей, а не пишут в СМИ. Но обычно вероятность столкновения с Землей очень мала.

Фото: Pixabay.com

А бывали случаи, когда реальная опасность действительно возникала?

— Конечно, Челябинский метеорит, например. Его падение астрономы, правда, не смогли предсказать. Проблема в том, что он прилетел со стороны Солнца, а оно светит так ярко, что наблюдать небо в направлении Солнца довольно сложно. Но астрономы сейчас как раз заняты разработкой таких систем, которые предупреждали бы о приближении таких объектов со стороны Солнца. Сегодняшний астероид шел не со стороны Солнца, поэтому мы хорошо знали его орбиту.

Когда будет конец света на самом деле

Существуют ли такие астероиды, которые в ближайшие месяцы или годы могут упасть на Землю?

— Да они падают довольно часто, но это в основном маленькие объекты, которые либо полностью, либо почти полностью сгорают в атмосфере. Вот эти красивые «падающие звезды» - это как раз следствие их входа в атмосферу. А вот объекты размером больше 10 метров не успевают сгореть и производят шикарное зрелище — на Алтае недавно упал метеорит, в Канаде. Но последствия таких взрывов мизерны.

А такие, которые могут нести реальную опасность для Земли?

— Существует целый каталог объектов, о которых мы знаем. В ближайшие лет 10 из этих известных нам объектов ничто не будет нам угрожать. Но мы знаем не все — в космосе много объектов, которые еще не зафиксированы. Поэтому по-настоящему опасный новый объект может появиться совершенно неожиданно.

Может ли вообще столкновение с астероидом привести к концу света или это из области фантастики?

— Нет, это вовсе не фантастика. Есть такие объекты, которые могут быть очень опасны. Ученые о них думают. Есть такой астероид Апофис, и шли разговоры в научном сообществе, что в 2022 году он может очень близко от Земли пролететь, и если упадет, то последствия будут фатальные. Но ученые уточнили его орбиту и угроза его столкновения с Землей стала исчезающе мала. Он может когда-то еще лет через 50 оказаться на более опасной орбите, но пока мы можем спать спокойно.

Ну хорошо, а если все же астрономы обнаружат гигантский астероид, который скоро рухнет на Землю, то что делать дальше? Как к этому подготовиться?

— Вопрос в том, за сколько времени астрономы смогут узнать о столкновении и предупредить всех. Что-то сделать с астероидом, приближающимся к Земле, мы не можем, зато мы сможем рассчитать примерно тот регион, куда он может упасть, и объявить массовую эвакуацию. На данный момент мы можем предупредить людей о том, куда именно упадет космический объект, не менее чем за 4-5 часов, а то и за сутки до падения. Этого времени вполне достаточно, чтобы вывезти людей.

Нижегородский ученый предсказал конец света: когда это случится