НАУКА

Двигатели «Вояджера-1» заработали после 37 лет простоя

Фото: nasa.gov
Механизмы износились из-за многократных включений, в результате инженеры НАСА решили использовать двигатели, предназначавшиеся для маневров вокруг Юпитера и Сатурна

Специалистам американского агентства по аэронавтике и изучению космического пространства (НАСА) удалось запустить маневровые двигатели зонда «Вояджер-1», которые не использовались 37 лет – с 1980 года.

«Вояджер-1» - это автоматическая исследовательская станция, начавшая свое путешествие с Земли в 1977 году. Миссия зонда состояла из двух этапов: на первом аппарат должен был сфотографировать Юпитер и Сатурн, а на втором – заняться поисками границ Солнечной системы.

Первоначально предполагалось, что «Вояджер-1» и его брат-близнец «Вояджер-2» проработают около пяти лет. Однако оба зонда до сих пор находятся в строю и продолжают отвечать на команды с Земли.

В 2013 году «Вояджер-1» покинул пределы Солнечной системы и стал первым устройством, созданным людьми и вышедшим в межзвездное пространство.

В настоящее время зонд находится на расстоянии в 21 миллиард километров от нашей планеты. Для того, чтобы аппарат оставался управляемым, его антенна должна быть направлено строго в сторону Земли. До сих пор для корректировки положения аппарата использовались двигатели ориентации, способные создавать миллисекундные импульсы. Однако из-за множества включений механизмы износились и стали потреблять слишком много топлива.

По этой причине инженеры НАСА Крис Джонс, Роберт Шотвелл, Тодд Барбер и Карл Гернси решили использовать маневровые двигатели, которые ничем не отличаются от двигателей ориентации, но установлены в носовой части аппарата. Последний раз их использовали при облете Сатурна.

Для того, чтобы написать для них новую программу, экспертам пришлось раскапывать старые данные по конструкции двигателей и даже выучить устаревший язык программирования – ассемблер.

Эксперимент прошел удачно: маневровые двигатели подправили положение зонда, сообщается на сайте НАСА. По словам руководителя проекта Сьюзан Додд, это значит, что агентство сможет использовать «Вояджер-1» на несколько лет дольше, чем считалось ранее.