Как Советский Союз пытался колонизировать Венеру

Фото: pixabay.com
В 60-70-е годы прошлого века СССР всерьез намеревался освоить Венеру и даже основать там колонию переселенцев. В этот день, 15 декабря 1970 года, первый в истории космический аппарат приземлился на поверхность Венеры. Всего за 20 с небольшим лет на вторую планету от Солнца было отправлено почти два десятка космических аппаратов, а мир прозвал Венеру «русской планетой»...

Для чего покорять Венеру

Сейчас мы постоянно слышим о проектах колонизации Марса, но полвека назад куда более перспективным направлением советским ученым казалась Венера. Причин на то было несколько, и главная из них заключалась в том, что из всех планет Солнечной системы именно Венера больше всего похожа на Землю — размером, массой, составом. Тот же Марс слишком маленький, обладает разреженной атмосферой и находится очень уж далеко от Земли. А вот Венеру ученые считали и продолжают считать практически двойником Земли.

Вторая важнейшая причина: в первой половине XX века считалось, что поверхность Венеры — это гигантский океан. Именно наличием океана ученые объясняли облака, которые постоянно окружают планету. Океан — это жизнь, и от этого Венера становилась еще привлекательнее Марса.

Наконец, третья причина — это ресурсы. Считалось, что Венера должна располагать большим запасом твердых элементов, в частности урана. К тому же за счет близости к Солнцу Венера — это настоящий природный термоядерный реактор, который мог бы дать качественный толчок развитию энергетики.

Все эти причины заставили СССР отвернуться от Марса, освоением которого собирались заниматься Соединенные Штаты, в противоположную сторону. Чтобы получше изучить планету, была разработана космическая программа «Венера», предусматривавшая отправку серии советских автоматических межпланетных станций. Программа стартовала в феврале 1961 года и растянулась более чем на 20 лет.

Картина "В атмосфере Венеры", художник Андрей Соколов, 1972 год

«Оживление» Венеры

О Венере мало что было достоверно известно, поскольку за плотным слоем облаков ни один телескоп не мог разглядеть поверхность планеты, но это не мешало Советскому Союзу строить активные планы колонизации планеты. В начале 1960-х с подачи американского астронома Карла Сагана в советской научной среде был распространен план терраформирования Венеры, то есть создания на планете условий, похожих на земные.

Первый этап предусматривал отправку на Венеру одноклеточных зеленых водорослей, которые в отсутствие естественных врагов начнут быстро размножаться. Заполонив океан, водоросли начнут раскладывать в избытке имеющийся на планете углекислый газ и обогащать атмосферу кислородом. Все эти процессы снизят парниковый эффект, и температура планеты постепенно начнет снижаться. Предполагалось, что в течение 100 лет температура может снизиться менее чем до 100 градусов.

Однако в 1967 году первая советская космическая станция достигла атмосферы Венеры и передала данные, которые разбили в пух и прах планы научного сообщества — никакого океана на поверхности Венеры нет. В 1969 году к Венере подлетела другая станция «Венера-6», которая дала еще более точные данные - планета более чем на 97% состоит из углекислого газа, на 2% из азота, доля кислорода составляет 0,1%, а водяных паров, которые могли бы дать почву для жизни, и того меньше.

«Летающие острова» Венеры

План терраформирования Венеры был похоронен, однако на смену ему пришла новая концепция: раз уже поверхность планеты так жестока и непригодна для жизни, то почему бы не поселиться на облаках Венеры? На высоте в 60 км над поверхностью Венеры расположен сплошной облачный слой толщиной примерно в 10 км.

Аппарат «Венера-4» зафиксировал, что на этой высоте температура составляет около минус 25 градусов по Цельсию — холодновато, но вполне сносно по сравнению с плюс 475 на поверхности. Давление в районе облачного слоя тоже максимально приближено к земному, а главное — венерианские облака, как и земные, состоят из маленьких кристалликов льда, так что и вода хоть и в минимальных количествах, но имеется. Все это делает условия пребывания человека в облаках Венеры гораздо более комфортными, чем на Луне или Марсе. Астронавтам не понадобится скафандр, достаточно будет легкой маски с блоком химического получения кислорода.

Главное неудобство — это отсутствие привычной для нас твердой поверхности, но она астронавтам и не должна была быть нужна. Предполагалось, что первые колонизаторы Венеры будут жить на дрейфующих станциях-дирижаблях. Углекислый газ в полтора раза тяжелее воздуха, поэтому легкая оболочка с воздухом внутри будет плавать в углекислой атмосфере и не тонуть.

Журнал "Техника молодежи", 1971 год

Советские инженеры изображали возможное устройство таких летающих поселений. Один из рисунков был размещен в журнале «Техника молодежи» за 1971 год. Корабль представлял собой гигантскую платформу, окруженную сферической оболочкой. Оболочка состоит из нескольких слоев синтетической пленки, между которыми циркулируют газовые составы, поддерживающие «дирижабль» на плаву. Оболочка прозрачна, и через нее видно белесое небо Венеры. В нижней части платформы расположены жилые помещения, лаборатории и склады, а над ними земная почва, на которой произрастают сельскохозяйственные культуры.

Крушение надежд

Однако дальнейшее исследование Венеры разрушило и эту концепцию. В 1978 году на планету прибыли аппараты «Венера-11» и «Венера-12», зарегистрировавшие огромное количество электрических разрядов в венерианской атмосфере. Только за время приземления станции «Венера-12» число молний превысило тысячу.

Четыре года спустя, в 1982-м, к Венере прибыл уже 14-й по счету аппарат, который дал еще несколько неутешительный сведений: именно на высоте в 50-60 км над поверхностью планеты дуют самые сильные ветры. Настолько мощные, что дрейфующий островок они с легкостью разнесут в клочья.

Фотографии с аппаратов программы Венера

Аппараты с 9-го по 14-й дали Советскому Союзу еще много ценных сведений о Венере — фотографии и панорамы поверхности планеты, результаты химического анализа атмосферы и грунта, измерения температуры и давления в процессе спуска в атмосфере. Но чем больше советские ученые узнавали о второй планете от Солнца, тем менее интересна им она становилась.

В 1984 году СССР превратил проект «Венера» в международный проект «Вега», в котором приняли участие США, Япония и еще десяток европейских стран. Однако миссии не дали никакой новой информации и стали последним шагом, который наша страна предприняла в отношении Венеры.

«Это русская планета»: «Роскосмос» разместит станцию на Венере