Назвездили. Как Рейган обманул Советский Союз и выиграл битву за космос

30 марта в России отмечается День ракетно-космической обороны

30 марта в России отмечается День ракетно-космической обороны.

Триумф на отдельных дистанциях

В этом году праздник носит особый характер – ровно 50 лет назад была выпущена отдельная директива Генерального штаба Вооруженных Сил СССР о создании Управления командующего Войсками противоракетной и противокосмической обороны. Интересная деталь: данный документ был опубликован (в узких военных кругах) менее чем через месяц после смерти отца всей советской ракетной обороны – Александра Расплетина. Это можно объяснять двояко: и тем, что скоропостижный уход совсем еще не старого конструктора потребовал переформирования концепции обороны, и, напротив, тем, что больше не было столь авторитетного человека, способного оспорить новые инициативы Генштаба.

Первым главнокомандующим нового рода войск стал 48-летний генерал-лейтенант Юрий Вотинцев – образцовый служака, прошедший всю вертикаль артиллерийской службы снизу доверху, на момент высокого назначения служивший в Средней Азии. Руководил он ракетной и космической обороной страны вплоть до начала разрядки и разоружения: ушел в отставку в августе 1986 года. Ключевые должности в оборонительных структурах не терпят частых кадровых перестановок, а человек, ответственный за противоракетную оборону, – это в известном смысле вообще самое важное лицо в государстве. Ни одна сухопутная армия мира не способна быстро дойти, скажем, до Перми – а вот для самолетов и ракет расстояния играют куда меньшую роль.

С какими же силами вступил СССР в новую эпоху? Исторические прорывы 1957 и 1961 гг. – запуск первого спутника и полет Юрия Гагарина – не должны вводить в заблуждение. СССР выиграл тогда отдельные гонки, но не соревнование в целом. Была, кстати, и третья, не менее важная, но куда менее известная победа: вывод на орбиту 1 ноября 1963 года первого в истории маневрирующего космического корабля «Полет-1». В отличие от неуправляемых спутников и капсул, «Полеты» уже могли использоваться в военных целях – например, для уничтожения тех же спутников. Именно эту дату можно считать началом реального противостояния в космосе.

Первый искусственный спутник Земли. Фото с сайта one-ru.com

Прививка от агрессии

Однако США не стояли на месте: пока СССР в очередной раз становился «первым в мире», там копили заметный космический потенциал, а заодно внимательно изучали достижения и ошибки противника. Именно это позволило американцам перехватить инициативу и первыми высадиться на Луне летом 1969 года. К этому времени обе стороны были готовы к вполне реальным «звездным войнам»: управляемые космические корабли технически уже могли уничтожать друг друга.

Выступление Никиты Хрущёва в ООН. Фото с сайта speechwritersofrussia.ru

В историческом смысле миру повезло: на тот момент оба гиганта были заняты другими задачами. После отставки дружелюбно-агрессивного Никиты Хрущева ключевые посты в Москве заняли менее яркие, зато более адекватные люди Леонида Брежнева. Оставив в силе громкие лозунги, советские власти занялись повышением уровня жизни в собственной стране. Они не забывали, конечно, на всякий случай финансировать разнообразные странные режимы за рубежом, но не делали это приоритетом. Напомним, именно в 1967-68 годах по Африке прошел «парад суверенитетов», и многие новые государства в поисках советских денег «выбрали социалистический путь развития».

США же именно в это время осознали, что увязли во вьетнамской войне. Поражения в индокитайских джунглях создали Штатам огромные не только внешне-, но и внутриполитические проблемы, а главное – надолго стали прививкой от откровенной агрессивности.

Именно поэтому 1970-е годы прошли относительно спокойно: обе стороны накапливали вооружения, запугивали свои народы неизбежностью их применения, но исключительно в качестве «ответной меры». Миролюбивые СССР и США с трогательной настойчивостью сообщали в своих пропагандистских материалах о том, что никогда первыми не предпринимают недружественных шагов. Тем, кто верил таким заявлениям, оставалось предположить наличие какой-то третьей силы, которая, переодеваясь то в советскую, то в американскую форму, разжигала огонь холодной войны между двумя странами.

 

Убийство из психологического ружья

Тем не менее висевшее на стенке ружье все-таки выстрелило – пусть и в переносном смысле. Новый виток космической агрессивности, по сути, погубил Советский Союз. Речь идет о программе Стратегической оборонной инициативы (СОИ), провозглашенной президентом Рональдом Рейганом в 1983 года. Самый успешный руководитель в истории США, он принял страну в условиях жестокого экономического и политического кризиса, и в качестве одной из спасительных мер резко увеличил объем государственного военного заказа. Штаты анонсировали создание противоракетной обороны космического базирования: в духе плохой антиутопии предлагалось держать все околоземное пространство в зоне поражения сверхмощными лазерами, атомной картечью, спутниками-самоубийцами и другими милыми игрушками.

Рональд Рейган. Фото с сайта tainoe.info

Переживавший смену руководства СССР оказался не готов встретить столь масштабный вызов. Расходы на оборону резко выросли, но совсем скоро, после катастрофического падения цен на нефть в 1986 году, стало ясно, что СССР чисто экономически не в состоянии поддерживать гонку космических вооружений.

В реальности же СОИ оказалась гениальной страшилкой, убийственным психологическим оружием против советской геронтократии. Даже сейчас, через 34 года после провозглашения этой программы, у человечества нет ресурсов для выполнения ее основных пунктов.

Контрольный выстрел Руста

А вскоре выяснилось, что ракетные атаки против ослабевшего СССР просто не нужны. Истребительная авиация, зенитные ракетные и радиотехнические войска, системы предупреждения о ракетном нападении, системы контроля космического пространства вмиг показались общественному сознанию беспомощными, когда 28 мая 1987 года немецкий пилот Матиас Руст на легком самолете беспрепятственно пересек советскую границу, долетел до Москвы и приземлился в самом ее центре, на Васильевском спуске. Было ли это безрассудным жестом одиночки или спланированной акцией спецслужб, – сложно сказать, но в отставку было отправлено множество военачальников брежневской эпохи, которых заменили лояльные Михаилу Горбачеву люди.

Самолёт Руста на Красной Площади. Фото: ok.ru

На ближайшие 20 лет страна стала фактически беззащитной – другой вопрос, что атаковать из космоса своего нового союзника США и не собирались.

* * *

Лишь в середине 2000-х российское руководство озаботилось состоянием ракетного щита и стало вновь выстраивать достойную великой страны оборону от возможного удара из космоса. В каком-то смысле мы вновь пришли к тем же позициям, на которых были 50 лет назад, в дни создания Войск противоракетной и противокосмической обороны.






«Я вел себя именно так, как должен вести Пчела»: как Павел Майков стал заложником «Бригады»
«Это моя вина»: о чем жалел самый известный эстонец и легендарный телеведущий Урмас Отт