ШОУ-БИЗНЕС

Русские поп-распродажи в Америке

* Недавно в одном музыкальном магазине на Брайтоне проводилась рекламная акция: если ты покупаешь кассету, вторую тебе дают бесплатно. Правда, ее можно выбрать только из маленькой кучки говна, которое лежит мертвым грузом. Но, когда люди с Брайтона слышат слово "бесплатно", их руки сразу становятся, как у негров, то есть в два раза длиннее.
Одна женщина при мне купила 3 кассеты, и ей, соответственно, предложили взять 3 бесплатных. Она начала рыться в кучке невостребованных кассет, но ни один исполнитель, как назло, не был ей знаком. Сзади уже подпирал народ, но уйти с пустыми руками мадам не могла. Она спросила продавца, что он ей посоветует выбрать. Продавец предложил ей Децла, группу "Жуки" и на довесок группу "Родная речь", у которой "море волнуется раз". Мадам поинтересовалось, что это такое. Указав на "Жуков", продавец сказал, что это что-то типа Аллегровой, Децла сравнил с почившим в бозе Ромой Жуковым, а "Родную речь" - с группой "На-на". Женщину это объяснение вполне удовлетворило. Но тут вмешался один чувак, стоявший сзади и, видимо, уставший ждать. Он сообщил, что Децл на самом деле исполняет музыку негров, "Родная речь" - это блатняк, а "Жуки" - типа Киркорова. Женщина пристыдила продавца, что он ни хрена не понимает в музыке, поблагодарила молодого человека из очереди и - о, боже! - взяла 3 одинаковые кассеты "Жуков". Вот такие у нас на Брайтоне ценители музыки!
* Цифры по продажам здесь достать нереально. На Брайтоне каждый магазин друг другу конкурент. Тем не менее мне удалось кое-что узнать у рядовых продавцов. По их наблюдениям, самым раскупаемым жанром по-прежнему остается шансон.
Например, в октябре 2000 года лидером продаж был альбом Михаила Круга "Мышка". Много вопросов продавцам задавали насчет "Лесоповала", когда они долго не выпускали новый альбом. Еще из шансона очень популярна группа "Беломорканал". Вилли Токарева купить невозможно, зато Розенбаумом полки заставлены. Слабо интересуются в последнее время и Аллой Борисовной. А вот Леонтьева охотно покупает любая категория эмигрантов.
Филиппок идет неплохо. Макара уважают. Чуть-чуть Малинина. Грудастые тетки любят Лещенко, Добрынина, Аллегрову, Овсиенко. Наташу Королеву берут слабовато. Гурцкую вообще игнорируют. Не берут и Салтыкову. После фильма "Брат-2" все плюются при одном ее упоминании, так как уверены, что в жизни она такая же, как и в кино. А Лену Зосимову и вовсе сняли с продажи, уж очень голимо раскупалась. Брайтонская молодежь берет "Отпетых мошенников", "Гостей из будущего", "Hi-Fi", Шуру, Юру Шатунова. Одно время интересовались "А-Мегой", потом перестали. А "Иванушек" по-прежнему слушают. "Любэ" классно идет. Охотно берут матерные кассеты в исполнении Шуры Каретного. Даже Женю Осина помнят. Правда, почему-то считают, что ему за 50 и он пел еще в 60-х годах. Но, наверное, больше всех популярна Земфира. Хоть все и говорят, что от одного вида ее немытых волос хочется сунуть два пальца в рот, ее альбомы раскупаются молодежью с невероятной скоростью.
* А вот рассказы российских исполнителей об успехе у американской аудитории - это сплошное вранье!
Я тут общался с одним человеком, который 21 год работает в солидной студии звукозаписи, и спросил о группе "На-на". Он покопался в своем компьютере и с сожалением сообщил, что такая группа в Америке никогда ничего серьезного не делала. За все годы работы ему известна только одна русская группа, имевшая реальный успех в США, это "Парк Горького". Не нашлось в скрижалях этого человека и певицы Алсу. Возможно, это не показатель, но я спрашивал ее альбом в самом центровом музыкальном магазине на Бродвее. Продавщица ушла искать, а потом сказала, что ПЕВЦА с таким именем у них нет. Я объяснил, что это не ПЕВЕЦ, а ПЕВИЦА из России. Продавщица позвала менеджера, и он сказал, что никогда не слышал о такой. Нет об Алсу ни слова и в солидных американских музыкальных журналах. Была лишь маленькая заметочка об ее успехе на "Евровидении". Да и то в эмигрантской газете "Русское слово".
* Но не все так плохо. Шансы покорить Америку у российской эстрады все же есть. В этом меня убедил недавний случай в метро.
В вагон зашел пожилой музыкант с саксофоном. Сначала он играл для испанцев музыку Гомесов и Педро, потом для китайцев - какой-то их мотив, потом для америкашек - Фрэнка Синатру. В последнюю очередь он по-русски объявил, что играет для своих соотечественников. И сыграл "Арлекино", которого пела 25 лет назад Алла Борисовна. Когда он играл Фрэнка Синатру, в вагоне был полный штиль. При первых же звуках "Арлекино" народ оживился, и даже те, кто прикидывался спящим, чтобы не давать денег, тоже проснулись. Кто начал отсыпать мелочь, кто - посолидней. А один черный паренек вскочил и начал делать руками рэперские движения.
Впрочем, в нью-йоркском метро можно увидеть и не такие чудеса. Например, на днях я ехал на работу и вдруг - о, боже! - увидел перед собой певца Юлиана. "Что он здесь может делать? - не поверил глазам я. - Свой "Русский вальс", что ли, петь прилетел и добирается на метро до "Карнеги-холла"?" И я спросил у чувака по-английски, не говорит ли он случайно по-русски. Пацан ответил, что говорит, так как он и есть русский. Тогда я спросил, не Юлиан ли случайно его имя. На что получил ответ, что он Иосиф, а фамилия его Брук. Якобы в Америке он всего три года, приехал сюда из Питера. Узнав, с кем я его спутал, пацан сказал, что он очень сожалеет, но о таком певце никогда не слышал. Но это было одно лицо! Просто двойник! Такой же упитанный и слащавый, как в телевизоре. Такой схожести я еще не встречал. Я взял у него телефон, но он оказался "липовым". Когда я позвонил по нему, выяснилось, что там живут какие-то испанцы.

* * *

Заинтригованные услышанным от нашего американского собкора, мы связались с Юлианом и попросили его прокомментировать рассказ Алекса.
- Да, я недавно и впрямь был в Нью-Йорке, - замялся Юлик. - Но в метро я там не ездил… Меня возили на машине. Так что это был не я.