ШОУ-БИЗНЕС

Нина Савицкая: Артист – это проститутка






Бари АЛИБАСОВ, Нина САВИЦКАЯ

Бари АЛИБАСОВ, Нина САВИЦКАЯ (Фото Натальи Пьетры)


Еще одно «Евровидение» наша страна не переживет! - говорит звездный педагог по вокалу


Через ее руки прошли практически все звезды отечественной эстрады. «Кроме КОБЗОНА!» - смеется педагог по вокалу Нина САВИЦКАЯ. Она, как никто другой, знает, кто чего стоит на российской эстраде. Именно поэтому мы попросили ее провести анализ современного шоу-бизнеса и поделиться воспоминаниями о своих прославленных учениках.


- По большому счету голос для поп-музыки не важен, - начала Нина Алексеевна. - Его же не было у великих Бернеса, Шульженко. Важно, чтобы человек понимал, о чем поет, передавал голосом эмоции. Сегодняшние исполнители душу растрачивать не хотят. К примеру Пугачева: лучше ее у нас никого не было и вряд ли будет. Но она перестала делать то, с чего начинала. Где такие песни, как «Не отрекаются любя», «Молитва»? Хотя в ее случае могут быть объективные физические причины. Алла в свое время сказала: «У меня с голосом странные отношения, как с мужчиной: хочет - приходит, хочет - уходит». Или возьмем Надежду Бабкину: начинала она как солистка первого состава ансамбля Дмитрия Покровского. Там было настоящее народное, этническое пение, служение искусству. Но Надя быстро поняла, что на этом деньги не заработает. Надежда - крепкая, талантливая, она отличный организатор, пробивная. Всегда знала, где дать, где взять. И она сделала яркий проект, популярный, экономически выгодный. Что сказать - молодец! Я уважаю таких людей. Только вот к народному творчеству, к этнографии этот проект отношение имеет весьма опосредованное. Да, кстати, поздравляю ее с юбилеем и долголетием на нашей эстраде.






Филипп КИРКОРОВ, Нина САВИЦКАЯ, Сергей ЛАЗАРЕВ

Филипп КИРКОРОВ, Нина САВИЦКАЯ, Сергей ЛАЗАРЕВ

- Для артиста главное…
- Трудолюбие в первую очередь. К примеру, Аня Семенович - очень талантливая девка. И ведь не сиськами интересна - она внутри человек хороший. Пришла ко мне, когда оставила фигурное катание. У нее сразу поперло, и она забросила занятия. А я считаю, что она может больше.
Я тут посчитала: у нас каждый год по стране выпускается от семисот до двух тысяч эстрадных вокалистов. Только где все эти люди? В ресторанах да на свадьбах… Огромное число заведений обучает эстрадному вокалу. Например, ГИТИС, Гнесинская академия, где завом эстрадного отделения числится Кобзон, Ордынка и т.д. В профильные вузы, училища как в олимпийский резерв принимают исключительно таланты, людей с навыками. Их подрехтуют, а потом снимут сливки. Остальные - в сад.
Моя школа (официально существующая в МГУ им.Ломоносова на факультете искусств с 2006 года) - отличается от всего, что предлагает наш рынок. Людей я беру фактически любых. Мне важно одно: чтоб у человека были мозги, а это большая редкость для вокалистов.
Голос реально вытянуть из каждого. Только глухонемой не может петь. Мы все слышим голос, все можем интонировать. Нет людей, у которых нет слуха. Есть невоспитанный слух с детства - как азбуку не учили в школе. И не случилось поцелуя бога в темечко. У меня за 28 лет педагогического стажа такого брака - пара человек. И если я напишу книгу, она как раз будет про связь вокала с психологией, потому что ничто не уродует исполнителя так, как внутренние комплексы.






Дима БИЛАН

Дима БИЛАН


Топалов изводил понтами


- Нина Алексеевна, вы преподавали вокал студентам в Гнесинском музыкальном училище. А как стали «учителем звезд»?
- 15 лет назад мне позвонил легендарный композитор Марк Минков: «Бари Алибасов ищет педагога своим мальчишкам». С их «детским садом» я похудела на 10 кг. «Нин, у нас до тебя было столько училок, а мы с уроков сбегали», - заявили мне «на-найцы». Позорище! Я их не переваривала ужасно! (Впечатление о них кардинально изменилось в процессе знакомства и работы) Они поначалу две ноты подряд не могли спеть, а через пять месяцев на концерте исполняли а капелла духовную музыку. После две минуты в зале стояла гробовая тишина - думала, провалились. И вдруг шквал аплодисментов. Их услышали американские продюсеры, начали Бари крутить. Он уехал, и зря…
- Кто был следующий?
- Группа «Smash!!». Сосватал меня к ним Барик: Топалов-старший с ним дружил. Влад Топалов как запоет - у меня мурашки бегут. Такие энергетика и голосина! А характер - г…но! Избалованный мальчик, который никогда не ездил в метро. Ему человеческой теплоты не хватало. Промучилась очень я с ним. Но что-то сделали все равно, он пел.
Когда я Михаилу сказала, что буду с его сыном заниматься, только когда он научится нормально к людям относиться – в ответ получила: «Тебе деньги платят – учи». Я себе цену знаю – и она не баблом меряется, а уважением. Короче, разбежались, а там и группа накрылась.
Вот Лазарев - это мой человек, а Топалов - не мой. Потому что мне очень важны человеческие качества. Сережка абсолютно порядочен. Если какая-то проблема, он всегда поможет, я могу на него рассчитывать. На Баррика и на него. Сережка, почему он такой, я объясню, он из очень бедной семьи. Все что он сделал в этой жизни, он сделал сам.
И что? Где один, а где другой? Чего говорить, нынешнюю ситуацию и так все видят.






Юля САВИЧЕВА

Юля САВИЧЕВА


Савичева - новая Пугачева


- Вы занимаетесь не только с вокалистами?
- Для мюзикла «Зубастая няня» я вытянула голос актеру Андрею Носкову, у которого несмыкание связок от природы - его даже выгоняли из училища за профнепригодность. Занималась я и с Журавлевым Толей - он вообще петь не мог.
- Кто вас радует на нашей эстраде?
- Потрясла Юля Савичева. Как-то по радио наткнулась на ее лирические песни - как вкусно она это делает! На мой взгляд, Савичева - это Пугачева минковского периода.
- А «золотой тенор» Николай Басков?
- С отличной природой, данными, но голова тоже должна работать. Когда я преподавала, Николай как раз учился в институте. Он приходил в столовку, всех просто сдувало - сколько у него энергии было! Он такой по жизни. Помню, на дне рождения Лазарева не совсем трезвый Басков залез на наш стол петь. Нормально, да? Люди сидят, едят. Дочка моя еле успела схватить со стола бутылку-подсвечник, чтобы Коля не подпалился. Конечно, это эпатаж и, к сожалению, это во многом сейчас важнее, чем творческие поиски и работа над собой.
- Вы считаете, он правильно сделал, когда ушел из классической оперы на эстраду?
- На Баскова в начале его карьеры делали очень большую ставку - хотели вылепить из него Шаляпина на новый лад. Устроили ему потрясающее шоу с балетом, Борис Краснов декорации построил. Самые дорогие люди работали на Колю. Но ничего не получилось! Потому что соображалки у него нет. Ему многое дано - голос-то, тембр сами по себе у него хороши. Но когда он пел в Большом театре, была катастрофа, потому что перло страшное вибрато - это когда голос болтается. И я не готова здесь обвинять преподавателя. Он ему руками связки-то не зафиксирует, певец сам должен понять технику. У Баскова очень красивые верхние нотки. Так он на этом и выезжал: поет-поет, а потом протянет 10 минут верха и народ писает кипятком. Все довольны. Так что Баскову повезло, когда он стал заниматься эстрадой. Я не поклонница его творчества и никогда его «Шарманку» слушать не буду (кстати, какой дурак написал, что она «в Париже иностранка»?).






Николай БАСКОВ

Николай БАСКОВ

Но он имеет своего слушателя, его любят очень многие, но для меня просто вокализация не была никогда интересна. Это все чистая вкусовщина. А вот по исполнительской технике он стал вполне адекватен.


Билан подставил команду


- Как вам российский представитель на «Евровидении-2010» Петр Налич?
- Видно, что мальчик образованный, с мозгами. Он классический вокалист, окончил консерваторию. Но он флегматичен. Сидел с ребятами, пил пиво, от нечего делать записал на видео «Гитар» и выставил в Интернете. Народ вдруг запал. Ну, пусть едет Налич в Норвегию. На самом деле нам вовсе не нужна его победа. Страна не выдержит еще одно «Евровидение». На прошлое были потрачены огромные деньги - реально годовой бюджет Лихтенштейна. И это когда у нас пенсионерам жрать нечего!
- Что вы думаете по поводу «номера один» - Димы Билана?
- У меня к нему сложное отношение. Амбициозный мальчик. Он появился вместе со «Smash!!». Юрий Айзеншпис тогда его везде пропихивал - без него он бы не состоялся. А потом Дима подставил команду, которая его вытащила, ушел на «бабло». Я расстроилась, когда он выиграл отбор на «Евровидение». Его конкурентом был Лазарев, и мне хотелось, чтобы Россию представлял достойный человек, который своим хребтом, пройдя через ужасные испытания, достиг цели.
- Ваши ученики, начинающие певцы, задумываются, с какой грязью им предстоит столкнуться в шоу-бизнесе? Наркотики, засилье голубых, все через «бабло» и постель?
- Безусловно, я с ними об этом говорю. Но это уже на совести каждого. Того же Лазарева все это не коснулось. А гомосексуализм… К нему все-таки надо иметь предрасположенность. Глядя на нашу эстраду, можно сказать одно: страдает генетический фонд. Но это происходит во всем мире. Сейчас какой-то период пошел - нахлынула волна педерастичных теноров. С другой стороны, мне все равно, спит человек с мальчиками или девочками. Главное, чтобы в творчестве человек мог от этого оттолкнуться, собрать себя и выдать результат. Потому что по большому счету артист не принадлежит личностно себе. Это же проститутская профессия. Артист - это проститутка, причем по интересам.
- Как Вы относитесь к «фанере»?
- По американским стандартам артист имеет право за концерт исполнить под фанеру шесть процентов песен. В основном это быстрые композиции: когда много движений, петь трудно. У нас, конечно, никаких процентных ограничений в фонограмме нет, и это плохо. Это развращает певцов, не держит их в профессиональном тонусе. В нашей стране еще одна больная тема - аппаратура. Можно целый год репетировать, а потом у тебя зафонит микрофон. И привет. Вот мне рассказывали, как один олигарх хотел увековечить свое имя и спрашивал, что ему сделать. Я говорю, пусть зал построит хоть один концертный с нормальной акустикой и аппаратурой. А то ведь на всю Россию - ни одной приличной площадки.