ШОУ-БИЗНЕС

Кровь Пугачёвой и коготь Ротару






Сегодня 61-летняя ПУГАЧЁВА сошла с дистанции, а 62-летняя РОТАРУ ещё продолжает забег (фото PhotoXPress)

Сегодня 61-летняя ПУГАЧЁВА сошла с дистанции, а 62-летняя РОТАРУ ещё продолжает забег (фото «PhotoXPress»)


После встречи с Софией в горах Аллу ждала страшная смерть


Чтобы подогреть интерес к проходящему без особого ажиотажа «прощальному» туру Аллы ПУГАЧЕВОЙ, некоторые СМИ в последнее время усиленно пытались убедить публику, что круче Аллы Борисовны на нашей эстраде никого не было, нет и не будет. Так, в ряде материалов смаковались подробности ее соперничества с Софией РОТАРУ и победа приписывалась ясно кому. Правда, результаты зрительского голосования оказались для Пугачевой плачевными: 66 процентов отдали голоса в пользу Ротару. Поскольку их отношения за долгие годы изрядно обросли легендами, я решил разобраться: чему верить, а чему - нет. И обратился к самому осведомленному в этом вопросе человеку - известному писателю и кинорежиссеру, первому в нашей стране имиджмейкеру Александру СТЕФАНОВИЧУ. Ему довелось очень близко общаться с обеими суперзвездами. Одна была его женой, а вторая снималась в его фильме в главной роли.


Нелепые байки


- Не следует думать, - сказал Александр Борисович, - что соперничество двух самых ярких певиц того времени выглядело как драка двух хабалок в туалете ночного клуба. А именно так СМИ подают их отношения. Тиражируют нелепые байки, будто Пугачева, видя по телевизору Ротару, поворачивалась к экрану задом, и тому подобную чушь. Эти отношения были гораздо интереснее. Они с Ротару одного возраста и дебютировали в одно время. Но Пугачева всегда находилась в положении догоняющей. Соня сразу же стала народной любимицей. Завоевала первые премии на «Золотом Орфее» в Болгарии и
на Сопотском фестивале в Польше. В 1973 году она получила звание заслуженной артистки, а в 1976 году - народной артистки Украины. Ее концерты проходили в лучших залах страны. А Пугачеву до 1975 года, пока она не спела «Арлекино», вообще никто не знал. Десять лет она гастролировала по сельским клубам. И свое первое звание заслуженной получила только в 1980 году.






СТЕФАНОВИЧ сделал из скромной деревенской девушки Сони РОТАРУ настоящую европейскую леди

СТЕФАНОВИЧ сделал из скромной деревенской девушки Сони РОТАРУ настоящую европейскую леди


С Соней раньше, чем с Аллой


 - Кстати, с Соней я познакомился гораздо раньше, чем с Аллой, еще когда я снимал свой первый фильм «Вид на жительство». Композитором был знаменитый джазмен Леонид Гарин. Однажды он позвал меня на студию фирмы «Мелодия», где Ротару записывала его песню. Я был совершенно очарован Соней. Юная, стройная, удивительно красивая девушка, с прекрасным голосом и бесконечным обаянием. Леня представил меня как мосфильмовского режиссера, и я сказал ей, что мечтаю снять такую красавицу. Но тогда наше знакомство не получило продолжения. Через пять лет, оказавшись вместе с Аллой в Ялте, я снова столкнулся с Ротару. Тогда Гарин подписал Аллу, меня и поэта Наума Олева прокатиться на теплоходе по Черному морю. Мы должны были провести свои творческие вечера. За это пообещали круиз в хороших каютах.


«Пой, Сонька!»


 - Но когда мы в Одессе сели на теплоход, нас ожидал неприятный сюрприз. Устроители распродали все билеты, и нам вместо «люкса» досталась каюта в трюме. «Зачем так унижаться?!» - подумали мы с Аллой и сошли в Ялте. Сунулись в одну приморскую гостиницу, в другую, но все номера были давно заняты. И тогда Алла, полистав записную книжку, нашла телефон Сони. Мы позвонили ей и попросили помочь. Соня через 15 минут устроила нам «люкс» в лучшей гостинице и пригласила вечером на свой концерт, где объявила публике, что в зале присутствует Пугачева. Алла поднялась на сцену, преподнесла ей букет и поприветствовала Ротару в своей манере: «Ну что ж, пой, Сонька! Ты теперь народная артистка». Мы договорились встретиться и вместе пообедать на следующий день.






Те самые вещдоки...

Те самые вещдоки...


Пугачеву могли убить в 1977-м


 - По предложению Сони встреча была назначена в ресторане «Горный ручей» недалеко от Ялты. Соня предупредила, что утром у нее будет телесъемка и она может немного опоздать. Мы прождали час и, не дождавшись, начали обедать без нее и без ее мужа Анатолия Евдокименко. Вдруг раздался громкий рокочущий звук и над рестораном завис вертолет. Из него высунулась Соня, бросила Алле букет цветов и жестами показала, что присоединиться к нам не может. После чего улетела. Этот эпизод наглядно иллюстрирует не только характер Сони, но и характер отношений между этими звездами. После трапезы мы решили немного погулять в окрестном лесу. Через полчаса вернулись обратно. Вся ресторанная рать бросилась к нам с причитаниями: «Как хорошо, что вы остались невредимыми! Мы не хотели вам говорить, чтобы не портить аппетит, но в этом лесу происходят загадочные убийства. Парочки выходят из нашего ресторана в лес, и их находят мертвыми». Потом маньяка, который убивал людей в этом лесу, поймали.






...в памятной записной книжке Александра СТЕФАНОВИЧА

...в памятной записной книжке Александра СТЕФАНОВИЧА


«Чтобы Ротару повесилась!»


 - Через какое-то время мы с Аллой получили квартиру на Тверской. Я начал заниматься ее дизайном, привлек лучших художников с «Мосфильма». «Ты должен сделать такую квартиру, чтобы Ротару, когда мы пригласим ее в гости, повесилась от зависти», - в шутку сказала Пугачева. Когда грандиозный ремонт закончился, у меня как раз состоялась премьера фильма «Пена». Мы тогда в первый раз пригласили на Тверскую дорогих гостей: Анатолия Папанова, Леонида Куравлева, Ролана Быкова, Елену Санаеву, Георгия Данелия и других. У Быкова недавно прошел юбилей - 50-летие. Но ни Союз кинематографистов, ни Министерство культуры это никак не отметили. Тогда на премьере «Пены» Алла по моей просьбе вышла на сцену с цветами и сказала: «Пусть эта премьера будет чествованием великого артиста!» Зал встал и устроил Быкову овацию. А Соню в гости мы позвать так и не успели. К тому времени наши отношения с Аллой начали портиться, и вскоре мы расстались.


«Душа» и «Рецитал» - разные фильмы


 - Почему-то укоренилось мнение, что в моем фильме «Душа» изначально должна была сниматься Пугачева и, чтобы отомстить бывшей супруге, я заменил ее на Ротару. Нечто подобное написал в «АиФ» некто Полупанов и даже со ссылкой на мое «признание». К сведению недобросовестных журналистов, не было этого. На самом деле с Пугачевой я начинал снимать совершенно другой фильм под названием «Рецитал». Но в первый же съемочный день произошел грандиозный скандал. Пугачева начала хамить съемочной группе, набросилась на второго режиссера Валентину Ковалеву и разорвала на ней пальто. После этого вся группа отказалась с ней работать. Я поставил об этом в известность директора «Мосфильма» Николая Сизова. «Поступим так, - сказал Николай Трофимович, - работу над этим фильмом прекратим. Но чтобы выполнить утвержденный наверху план, «Мосфильму» нужен музыкальный фильм с популярной певицей. Если ты, Стефанович, не снимешь его, то больше в кино не работаешь. Я об этом позабочусь».






Ялтинский ресторан «Горный ручей» был свидетелем отношений двух королев

Ялтинский ресторан «Горный ручей» был свидетелем отношений двух королев


Ротару скандалы не нужны


 - «Что будем делать?» - спросил я Александра Бородянского, с которым мы писали сценарий «Рецитала». Мы начали перебирать певиц, с участием которых можно было бы сделать картину. Первой на ум пришла Ротару. Втайне от всех мы приехали в Ялту, встретились с ней и объяснили ситуацию. Я рассказал, что в первых эпизодах прекрасно снялась Кристина Орбакайте и мне бы хотелось сохранить этот материал. Но Соня ответила: «Мне не нужны разговоры, что я «подсидела» Пугачеву. И уж тем более дочка Аллы не должна играть мою героиню в детстве. Это будет скандал. А мне скандалы не нужны. Я разделяю мнение Сизова. Это должен быть совершенно другой фильм». За две недели мы с Бородянским написали новый сценарий. Если «Рецитал» рассказывал о приходе юной певицы на эстраду, то в «Душе», наоборот, речь шла об уходе со сцены знаменитой эстрадной звезды. Между тем в Москве Пугачева продолжала скандалить. Явилась к Сизову и потребовала, чтобы съемки были продолжены, а меня отстранили. Сизов в ответ показал ей пункт в ее договоре со студией: это она «снимается в фильме режиссера Стефановича», а не наоборот.


Игра на контрастах


 - Соня призналась, что в фильме ей хотелось бы предстать в новом для зрителей образе. Она знала, что я приложил руку к созданию образа Пугачевой, и сказала: «Попробуй, Саша, у тебя это получается». Раньше мы с Пугачевой радостно потирали руки, когда Соня появлялась на ТВ с «гражданским» рэп-хитом Давида Тухманова: «Я, ты, он, она, вместе - целая страна». На контрасте с этим Алла пела «исповедальную» песню Александра Зацепина: «Так же, как все, как все, как все, я по земле хожу, хожу». А экстравагантные балахоны Пугачевой, пошитые Вячеславом Зайцевым, резко контрастировали с расшитыми народными узорами платьями Ротару. Теперь мне предстояло противопоставить разбушевавшейся на сцене Алле элегантную и современную красавицу Соню. Я предложил ей кардинально сменить прическу и наряды. Подрезать и слегка начесать волосы по последней моде. Сменить длинные юбки на подчеркивающие фигуру обтягивающие брюки и т.д. Мы поработали над макияжем, отрепетировали более резкую манеру сценического поведения. И Соня предстала совершенно новой.






СТЕФАНОВИЧ с супругой любили перемыть косточки украинской сопернице ПУГАЧЁВОЙ

СТЕФАНОВИЧ с супругой любили перемыть косточки украинской сопернице ПУГАЧЁВОЙ


Перехват Зацепина


 - Стали думать, кого пригласить из композиторов. И тут Соня выдала: «Саша, а ты не мог бы позвонить Раймонду Паулсу?! Учитывая, что Паулс тогда тесно сотрудничал с Пугачевой, это был просто гениальный ход со стороны Ротару. Но, по чисто техническим причинам, сотрудничество с Раймондом Вольдемаровичем не получилось: нужно было записывать песни у него в Риге, а это не вписывалось в наш рабочий график. Тогда Ротару предложила другую кандидатуру. Как вы думаете - кого? Зацепина, который написал много песен для Пугачевой. В итоге Александр Сергеевич стал композитором фильма «Душа». По согласованию с ним в фильм также были включены песни Андрея Макаревича и Александра Кутикова, которые снимались у нас со своей группой «Машина времени». В свое время, когда Пугачева разругалась со своими музыкантами, я предлагал ей работать с «Машиной». Но она сказала: «Нет, мне нужны такие музыканты, которых я могу послать, а не такие, которые могут послать меня». А Ротару нашла с «машинистами» общий язык и успешно спела в фильме несколько их песен - «Костер», «За тех, кто в море», «Скажи, мой друг».


Кровь и коготь


 - Однажды в перерыве между съемками я сказал Соне, что разные знаменитости оставляли в моих записных книжках свои автографы. Давай, мол, и ты. «А что тебе оставила Пугачева?» - спросила Соня. Я рассказал, что Алла выдавила свою кровь и написала: «Определите на досуге мою группу, потому как петь - это мое кровное дело». Это было в день нашего первого любовного свидания. Глаза Ротару весело сверкнули. Недолго думая, она отчекрыжила ножницами ноготь со своего мизинца и протянула мне. Я тут же приклеил его скотчем к бумажной странице, обвел авторучкой кружок и подписал: «Это коготь Софии Ротару». А чтобы ее подзадорить, пошутил: «Все, дорогая Соня! В тяжелую минуту жизни поеду в Молдавию, где тебя так обожают, и продам этот сувенир за большие деньги!» - «Негодяй! - с улыбкой вспылила она. - Я для этого, что ли, портила себе маникюр? Сейчас так сделаю, что у тебя этот трюк никогда не прокатит!» С этими словами она вырвала у меня из рук книжку, написала «Ну-л кредець!» (по-молдавски «Не верьте ему!») и размашисто расписалась. «Какой сувенир!» - подумал я, пряча книжку в карман.






СТЕФАНОВИЧ попросил Ролана БЫКОВА взять шефство над народной артисткой Ротару

СТЕФАНОВИЧ попросил Ролана БЫКОВА взять шефство над народной артисткой Ротару


В обнимку с Роланом Быковым


 - Одну из главных ролей в «Душе» играл Ролан Быков. Это был человек-вулкан - и по темпераменту, и по фантазии, и по характеру. Он постоянно порывался руководить съемочным процессом - подсказывал мне, куда лучше поставить камеру, как лучше снимать. Я его осадил: «Ролан Антонович, вы здесь актер, и прошу не вмешиваться в мою работу». Ролан на меня надулся. Чтобы исправить положение и найти применение его неуемной энергии, я доверительно сказал ему: «У нас есть одна проблема. Соня, которую вся наша группа, включая режиссера-постановщика, так любит, конечно, замечательная певица, но как актриса пока не тянет. Не могли бы вы взять над ней шефство?» - «Как ты себе это представляешь?! - засомневался Быков. - Она пошлет меня подальше». Но когда я сказал Соне, что Ролан согласился дать ей уроки актерского мастерства, она обрадовалась. Быков распушил хвост и с этого дня ходил по площадке в обнимку с Соней - что-то ей рассказывал, о чем-то шептался. И его старания принесли плоды. Все обратили внимание, что Соня стала играть все лучше.


Шуба от Тайванчика


 - Еще к нам на съемки «Души» часто приходил известный теперь на весь мир Алик Тайванчик. Его недавно обвиняли, мол, подкупал судей для победы Марины Анисиной в Лейк-Плэсиде. Он даже сидел под следствием в тюрьме в Венеции, в той самой камере, где держали Казанову. Когда его арестовали, Алимжан захватил с собой написанную мной книгу. Когда его оправдали и выпустили, он мне сказал: «Сашок! Если тебя посадят в Венеции - будешь в полном порядке. Теперь там о тебе вся тюрьма знает!» Сейчас Алимжан Тохтахунов - уважаемый меценат. Он всегда любил артистов. Мы познакомились, когда я еще был женат на Алле. Увидев его на съемочной площадке «Души», я поначалу не мог вспомнить, где мы встречались раньше. «Это мой друг Алик», - объяснила Соня. Оказалось, что они тоже давно знакомы. Алимжан постоянно приносил на наши съемки корзины деликатесов и букеты для Сони. А когда в Москве стало холодно, он подарил ей шубу. И у Сони, и у Аллы с тех пор остались с Алимжаном очень теплые отношения. Алла приезжала к нему в Париж на 50-летие, а Соня пела на его 60-летии в Москве.






У Александра Борисовича и его друга и мецената Алика Тайванчика одни и те же музы

У Александра Борисовича и его друга и мецената Алика Тайванчика одни и те же музы


Как Орбакайте попала в «Чучело»


 - Еще во время работы над «Рециталом» я показал Ролану Быкову материал этого фильма. Маленькая Кристина Орбакайте играла нашу героиню в детстве. Там был эпизод, где она забиралась на купол разрушенной церкви, раскидывала руки и пела. «Потрясающая девочка!» - сказал Ролан. И спустя какое-то время, когда запустился с фильмом «Чучело», сразу взял Кристину на главную роль. Потом была придумана легенда, будто на пробы приходило 10 тысяч девочек и та из них, которая ему больше всех понравилась, «случайно» оказалась дочкой Пугачевой. А чтобы еще больше разжечь ажиотаж, запустили слух, что партнером Кристины мог быть сын Ротару - Руслан. Но Соня никогда бы не отпустила сына в Москву. Дело в том, что во время съемок «Души» Руслана пытались похитить. Соне присылали письма с угрозами и требованием денег. И она была вынуждена тайно вывезти сына из Ялты и спрятать его на госдаче в Симферополе. После этой истории Соня стремилась держать Руслана подальше от публичности и даже слышать не хотела о том, чтобы он снимался в кино.


Победителей нет


- По статусу Пугачева догнала Ротару 30 декабря 1991 года. В этот день уходящий в отставку Михаил Горбачев подписал указ о присвоении Алле звания народной артистки СССР. Соня получила его еще в 1988 году. Но в полночь был упразднен Советский Союз, и они оказались на разных полянах: Алла - в России, Соня - в Украине. И Соня снова вырвалась вперед. Ей, единственной из артистов своей страны, присвоили к юбилею звание Героя Украины. А Алле к 60-летию дали орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, за что она в свойственной ей манере отчитала нашего президента перед телекамерами. Так кто же из них победил? Мне кажется, самым важным был факт их творческого соперничества. Он стимулировал каждую на новые достижения. Алла сейчас объявила, что сошла с дистанции. А Соня продолжает забег. Что ж, каждая из них выбрала в жизни свою тактику. Если Алла - яркий спринтер, то Соня - не менее яркий стайер. У них разные амплуа. Одна - героиня, другая - характерная исполнительница. Одной нужны скандалы, другой - хорошая репутация. Одна сперва думает, потом говорит, другая сначала говорит, потом думает. Одна оставила мне на память свою кровь, а другая - свой коготь...


СПРАВКА
* Александр Борисович СТЕФАНОВИЧ, режиссер заслуженный деятель искусств Российской Федерации, , вице-президент Евразийской академии телевидения и радио, заместитель председателя Фонда содействия ЮНЕСКО, вице-президент МО Творческого союза художников России, почетный академик Российской академии художеств, лауреат отечественных и международных фестивалей.