ШОУ-БИЗНЕС

Муслим Магомаев платил алименты в тысячу раз больше, чем ему присудили бы по суду!

ЧИНГИЗ САДЫХОВ: "Муслим говорил, что мы с Джейран для него, как отец и мать...

ЧИНГИЗ САДЫХОВ: "Муслим говорил, что мы с Джейран для него, как отец и мать...

Аккомпаниатор Чингиз САДЫХОВ работал со многими знаменитостями советской эстрады. Забывчивому Рашиду Бейбутову он подсказывал слова суперхита, который пела вся страна - "Я встретил девушку - полумесяцем бровь…", а для "первой звезды" - Муслима Магомаева был не только коллегой, но другом и "отцом родным". Чингиз хранил под подушкой гонорары транжиры Магомаева и ласково называл его Мусей.
С середины 90-х Садыхов живет в Америке. В Сан-Франциско с ним встретился наш спецкор Борис КУДРЯВОВ, которому маэстро поведал о некоторых деликатных подробностях из жизни легендарных исполнителей.

Месть Бейбутову

- Хороший аккомпаниатор - больше половины успеха вокалиста. Когда в середине 50-х я начал работать с выдающимся азербайджанским певцом Рашидом Бейбутовым, то через некоторое время, разобравшись в технике его исполнения, решил отказаться от нот. Они отвлекали, разъединяли меня с артистом. А без работы с нотами в контакт с вокалистом, кроме уха, включалось еще и зрение - по движениям Бейбутова я чувствовал, какую ноту лучше взять. В те годы такой шаг был равносилен революции.

ДЕЯТЕЛИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ: в центре Муслим Магомаев, справа - Чингиз Садыхов

ДЕЯТЕЛИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ: в центре Муслим Магомаев, справа - Чингиз Садыхов

- Это правда, что Бейбутов был очень капризной звездой?
- Он был сложным человеком. При трехклассном образовании имел великолепный голос. Но у него наблюдался один грешок: он часто забывал тексты. Мне приходилось потихоньку проговаривать первые строчки почти всех песен, только тогда певец начинал врубаться. Однажды перед концертом мы с Бейбутовым повздорили. В начале Рашид должен был исполнять свой фантастический хит "Я встретил девушку". Музыканты заиграли вступление. Чувствую, артист смотрит в мою сторону. Я молчу. Певец голоса тоже не подает. Пришлось оркестру снова играть начало. Опять тишина. И так семь раз! Бейбутов от раздражения стал бить кулаком по роялю. Но я держался из последних сил. И тогда находчивые скрипачи, видя абсурдность ситуации, неожиданно поднялись со своих мест и дружно проскандировали: "Я встретил девушку!" Публика была в восторге, решив, что все так и задумано. Так в шутливо-злой форме я "отомстил" Рашиду.
- А как вам удалось стать аккомпаниатором Муслима Магомаева.
- В 1964 году в Москве проходили Дни азербайджанской культуры. Магомаев, ему шел 21-й год, должен был петь в Кремлевском Дворце съездов арию Фигаро и песню "Бухенвальдский набат". Тут неожиданно выясняется, что из-за неважного самочувствия Муслим должен спеть арию на тон ниже: вместо до-мажор - в си-бемоль-мажор, музыканты меня поймут. Си-бемоль-мажор для аккомпаниатора - тональность очень трудная, потому что все нужно играть на черных клавишах. И пианисты стали отказываться от работы. Позвали меня. Немного порепетировали. Потом отработали десять дней. С тех пор Муслим пошел в гору. Началась сумасшедшая слава этого мальчика.
- Кажется, до сих пор в России не появился певец, который приблизился бы к нему по популярности? Даже Леонтьев и Киркоров в лучшие свои годы не могли похвастаться таким бешеным успехом.

Муслим Магомаев

Муслим Магомаев

- Такой фактуры, потрясающего тембра голоса - мягкого баритона, переходящего в высокий бас, умения завораживать публику своеобразным поведением на сцене, редко у какого певца встретишь. Специалисты на все лады утверждали, что после Шаляпина такого ажиотажа, связанного с мужским вокалом, в России не было. Недавно на каком-то вечере Кобзон произнес фразу: "Пугачевой и в страшном сне не может присниться того, что имел в свое время Муслим Магомаев!" Речь - о степени популярности. За те семь лет, что мы проработали вместе, собственными глазами видел все, что творилось вокруг его творчества. Представьте, четыре с половиной месяца наша группа ездила только по Дальнему Востоку. За 130 дней дали 140 концертов. Работали по два выступления в день пять раз в неделю, потом пару суток отдыхали. И почти везде были дворцы спорта примерно по пять тысяч зрителей в каждом. Ивестность Муслима уже тогда была такой, что секретари местных обкомов партии, где одна область больше, чем Грузия, Армения и Азербайджан вместе взятые, по часу ждали в коридорах гостиниц, когда Его Величество Магомаев проснется.
А можете представить себе такое: 15 концертов подряд в парке культуры имени Горького в Москве? Ажиотаж стоял порядочный. Знаете, как мы сбегали от поклонников? Прямо на сцену Зеленого театра въезжала машина, мы быстренько влезали в нее и моментально срывались от ошарашенной публики.

Фантастическая доброта

- Магомаев родился и вырос в Баку. А как он пробился на большую сцену?
- Он с детства рос музыкальным мальчиком. Воспитывался бабушкой, которая получала пенсию 90 рублей. Отец погиб на фронте в 44-м году, когда ему исполнился годик. Мама отдала Мусю бабушке, а сама куда-то уехала. Муся ходил в одном пиджачке и в гости, и на занятия в музыкальную школу.
Напротив дома, в котором они жили, находился клуб моряков, в котором по вечерам играл самодеятельный оркестр. Юноша решил попробовать там свои силы. Получилось так, что на 2-й международный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки в 1953 году каким-то образом попал и этот коллектив. Магомаев получил на нем золотую медаль. И прогремел. Год проучился в Италии, где как раз сделал партию Фигаро. Но все-таки тяга к эстрадной песне переломила любовь к классической музыке. Ведь его кумиром всю жизнь был Марио Ланца, который считался оперным певцом, но на самом деле больше предпочитал эстраду.

ТАМАРА СИНЯВСКАЯ И МУСЛИМ МАГОМАЕВ: их брак исчисляется десятилетиями

ТАМАРА СИНЯВСКАЯ И МУСЛИМ МАГОМАЕВ: их брак исчисляется десятилетиями

- Наверное, Муслим славно погулял в молодые годы…
- Он был воспитанным молодым человеком. Очень деликатно общался с людьми. Но вокруг него всегда вились прихлебатели, выпивохи и странные джазмены от искусства. Что им было надо? Выпить на халяву, покушать за чужой счет и побыть рядом со звездой, чтобы потом при случае вставить: "Я был рядом с самим Магомаевым!" К таким людям он относился с непонятной для меня фантастической добротой. В ресторанах он всегда сам платил за всех. Однажды, отчаявшись, я вынужден был сказать ему: "Мусь, очень часто совершать глупости вредно. Твоя доброта - одна из таких глупостей". Он не обиделся. По тем временам Магомаев зарабатывал сумасшедшие деньги. Но они быстро уплывали между его пальцев. На что? На эти самые выпивки, гулянки.
- Его часто обманывали?
- Скорее, наоборот. С ним тоже старались делиться, в первую очередь друзья. Однажды во Владивостоке произошла история. Кроме работы в концертах, мы занимались и тем, что бегали к морякам покупать так называемые боны. Шел 1966 год. Импортные шмотки продавались лишь в специальных магазинах. По курсу такая условная валюта стоила 10 рублей, а моряки, которым хотелось по-быстрому выпить, потому что назавтра нужно уходить в долгое плавание, "сплавляли" ее по 4-5 рублей за одну бумажку. Как-то Магомаев увидел в таком магазине разноцветную дутую куртку с огромным количеством молний и карманов. И буквально "заболел" ею. Но на покупку не хватало ровно 8 бонов. Приходит Муся домой, пора обедать, а он сидит грустный-прегрустный. И тогда наш музыкант Тофик Мирзоев говорит: "Что ты мучаешься?" - и дает ему эти несчастные деньги. Видели бы вы, как обрадовался Муслим? Тут же побежал покупать обнову. А вечером, за ужином после концерта вдруг достает с полки новейший магнитофон "Грюндиг", который буквально на днях прислал ему из Германии брат, подходит к Мирзоеву и говорит: "Тофа, ты меня выручил. Вот тебе подарочек".

За одни гастроли зарабатывали на "Волгу"

- От знакомых в Америке я слышал, что вы с женой были главными хранителями гонораров певца?
- На гастролях я со своей супругой Джейран собирал магомаевские гонорары. За каждое выступление на стадионе Муслим получал по ведомости ровно 537 рублей. Так вот, 37 рубликов мы ему оставляли, а 500 отнимали, на время, естественно. При этом я открыто заявил певцу: "Муся, я тебе их не дам!" За четырехмесячные гастроли, например, собрали таким образом 11 тысяч. Джейран иногда с упреком говорила: "Берешь меня на гастроли отдохнуть, а не для того, чтобы я не спала, зная, что под подушкой лежат такие деньги" Но один раз Муслим все-таки упросил выдать ему 1000 рублей, потом - второй. Вижу, денежки улетают неизвестно куда? А в то время в Баку как раз приехал его дядя, который занимал в Москве должность постпреда Азербайджана. Прихожу к нему и говорю: "Вот девять тысяч твоего племянника. Забери. Это ваши семейные дела".

ЛЕГЕНДА ЭСТРАДЫ: мои года - мое богатство?

ЛЕГЕНДА ЭСТРАДЫ: мои года - мое богатство?

Муслим говорил, что мы с Джейран для него, как отец и мать. Все эти годы поклонницы, которые постоянно его окружали, спрашивали: "Вы его папа?" Почему-то все говорили, что мы с ним похожи. Хотя, я знаю, что больше похож на Бориса Сергеевича Брунова, царство ему небесное. Нас все время путали. Он даже называл меня своим двойником.
- Расскажите о его поклонницах. О том, как они бегали за Магомаевым толпами.
- Толпами - не то слово! Представьте стадион тысяч на 40-60. Кончается концерт. На гаревую дорожку выезжает "уазик" с открытым верхом. Мы с Мусей встаем в него и делаем традиционный круг почета. Народ сбегает с трибун, никакая милиция с этим справиться не в состоянии. "Уазик" поднимают и несут на руках. Клянусь! И мужики, и бабы - все несли. Однажды в Одессе так подняли "Волгу", в которой сидели я, Джейран, Муслим, его очередная пассия и водитель. И не просто подняли, а резво понесли до самой гостиницы "Красная", в которой мы тогда жили. Я не поленился, подсчитал, оказалось, машина находилась в воздухе почти три километра.
Потрясающий случай произошел в Молдавии, в Бендерах, кажется. Отработав концерт, возвращаемся в гостиницу часов в 11 вечера. Поднимаемся в номера. Вдруг - громкие крики. Выхожу на балкон. Гляжу, на соседнем стоит Муслим, а перед гостиницей огромная толпа. Люди кричали, что они не сумели попасть на концерт и просили его спеть. Муся говорит: "Чина, сходи за аккордеоном, пожалуйста". И в течение часа с балкона 4-го этажа под мой "походный" аккомпанемент Магомаев давал бесплатный концерт.
А про поклонниц и говорить нечего. Молодые девочки Муслиму прохода не давали: визжали, вешались на шею, звонили, преследовали. В общем, жить спокойно не давали.
- И одна такая красавица взяла и родила Магомаеву дочку?
- С рождением его дочери произошла вот какая ерунда: когда Муслим вернулся из Хельсинки, вокруг его имени сразу возник ажиотаж. Молодой, очень красивый парень, по нынешним понятиям - суперзвезда! И одна молодая девушка, которая пела тогда в хоре Бакинского оперного театра, сама его соблазнила и забеременела. Вряд ли стоит винить в случившемся Магомаева. Уж не знаю, были ли как-то зарегистрированы их отношения, но вскоре родилась чудесная девочка. Правда, между ее папой и мамой никаких серьезных чувств не было, поэтому они жить вместе не стали. Но к чести Магомаева и его супруги Тамары Синявской, они эту девочку воспитали и всегда материально поддерживали. Ей сейчас чуть за 30 лет, живет в Баку. Женщина, которая родила Муслиму дочь, получала просто фантастические алименты. Это были деньги, в тысячу раз большие, чем те, которые могли быть присуждены по суду.

На год отлучили от концертов

- Не секрет, что в советские времена директоров известных артистов, часто сажали за денежные махинации. Слышал, будто и с именем Магомаева была связана подобная скандальная история.
- Славу богу, за решетку никто не попал. Перед поездкой в Канаду на "ЭКСПО-67" один серьезный московский администратор предложил Магомаеву отработать 20 концертов на стадионах: 4 - в Краснодаре, 6 - в Ростове-на-Дону и 10 в Донецке. Все площадки - по 50-60 тысяч зрителей, может, в Краснодаре только 40 тысяч. При этом он уверял, что будет платить тройную ставку от сольного концерта. Сольник Магомаева в те времена стоил 200 рублей, что включало в себя два отделения с одним антуражным, то есть добавочным, номером, в котором мог участвовать чтец или танцор. По закону, что мы, естественно, знали, Муслим имел право получить тройную ставку при работе на стадионе, но не от суммы сольного концерта, а от суммы своей ставки. Она у него была тогда 25 рублей.
- Откуда могла тогда появиться сумма в 200 рублей?
- Считаем: 3 ставки за концерт - 25 рублей умножаем на три, получаем 75. Плюс 50 процентов за мастерство, еще 50 - гастрольная надбавка. Итого - 150 рублей. И еще 50 -за какие-то особые заслуги... Короче, тот администратор нам запудрил мозги, и Магомаев решил, что имеет право получать эти деньги. Отработали концерты, строго по ведомости получили деньги. При этом, естественно, с нас удержали все налоги, которые тогда полагались.
А в это время товарища Кухарского, занимавшего должность заместителя заведующего отделом по идеологии ЦК КПСС, сняли с работы за аморальное разложение - он разошелся с женой, с которой прожил 30 лет, и женился на 18-летней секретарше. Но поскольку из номенклатуры никогда никого не выкидывали, его сделали заместителем министра культуры, которым тогда была тетя Катя (Екатерина Алексеевна Фурцева. - Авт.). Кухарский решил раскрутить какое-нибудь громкое дело, чтобы о себе заявить. И вдруг такая "благодатная" новость - известный певец незаконно получил 600 рублей и Садыхов вместе с ним. На ковер их! В качестве "стрелочника" выбрали меня. Приглашают на заседание бюро и открыто заявляют: "Таких певцов, как Магомаев, в Советском Союзе только один человек, а таких пианистов, как вы, - пруд пруди. Как вы могли позволить себе, "старый эстрадный волк", чтобы ваш исполнитель получал незаконно такие деньги!" - "А почему, - говорю, - я должен не позволять ему это делать? Кто я такой?" Положение спасла управляющая Союзконцертом Кононова. Она взяла слово: "Все мы прекрасно понимаем, что Магомаев получал в три раза больше, чем положено. Все правильно. А вы знаете, что за эти четыре концерта в Краснодаре местная филармония закрыла картотеку (заработала. - Авт.) на два миллиона рублей, при этом выдав зарплату симфоническому оркестру, которому полгода вообще не платили денег. А Саратовская филармония на его выступлениях "наварила" три миллиона и смогла одеть ансамбль кубанских казаков, готовившихся к выступлению на XXII съезде партии? А Донецкую филармонию, задолжавшую государству более шести миллионов рублей, только концерты мастера спасли от позора. Да, товарищи, 12 тысяч рублей никто из нас никогда и в руках-то не держал. Но Магомаев в стране один!".
В результате нам объявили по выговору без занесения в личное дело. Через 6 месяцев такое взыскание автоматически уничтожалось. Но самое гнусное было в том, что отстранили на год от концертной деятельности. Правда, Муслиму это пошло на пользу: он приехал в Баку, поступил сразу на 5-й курс консерватории и с успехом ее окончил.
- Кроме пения, у Магомаева были какие-то другие увлечения?
- Ну, чем может увлекаться певец, безумно устававший на выступлениях? Обычно, после двух концертов в день, вечер заканчивался ужином в ресторане с крепкой выпивкой. Потом вчетвером садились и "резались" в дурака. Муся всегда играл с огромным азартом. Правда, он очень много курил. В молодости ему это не мешало. А сейчас от курения он не очень хорошо выглядит.
Сегодня Муслим напоминает мне свадебного генерала. Его приглашают везде. Но это уже не тот Магомаев, которого я знал много лет. До тех пор, пока Арно Бабаджанян писал ему музыку, а Роберт Рождественский - тексты, все было хорошо. Как только это прекратилось, популярность певца пошла на убыль. Однажды он мне сказал: "Чина, когда у меня в зале будут два пустых места, я кончу жизнь самоубийством". Слава богу, этого не случится никогда. Но, к великому сожалению, зрители уже не будут писать мелом на заборах: "Муслим, мы тебя любим!"

Сан-Франциско - Москва