ШОУ-БИЗНЕС

Почему Большой театр то и дело сотрясают скандалы

28 марта Большому театру исполнилось 240 лет. Первая мысль была поздравить с праздником Бориса ПРАЗДНИКОВА - такая вот приятная тавтология. С главным массажистом главной сцены страны, на которого все балетные просто молятся, «Экспресс газета» дружит много лет. Но, каюсь, с поздравлениями я припозднилась. А когда набрала знакомый номер, неожиданно выяснила: легендарный мастер в театре больше не работает.

Вообразить это было невозможно: Борис Бакирович 42 года лечил изможденные спины и конечности целым поколениям артистов, и не только им. Галина Уланова, Ольга Лепешинская, Майя Плисецкая, Юрий Григорович. В числе его клиентов - художник Илья Глазунов, экс-губернатор Подмосковья Борис Громов, бизнесмен Анзори Кикалишвили. А еще депутаты Госдумы, члены правительства, олигархи, зэки... Из-за океана специально на сеанс приезжала Синди Кроуфорд - в благодарность на фото беглым росчерком: «Борис, ты лучший!» «Все болеют!» - резонно заметил на это легендарный костоправ.

Напросилась к нему на встречу и через всю Москву лечу в подмосковный Гжель, где Праздников живет-поживает в рубленом доме с крылечком. Устроившись в креслах-качалках на веранде, под чай с лимоном, поданный в высоких гжельских бокалах, мы говорили обо всем на свете, что связано с театром. Разговор выходил на не слишком веселые и праздничные темы.

- Понимаешь, я не мог там больше работать - отношение к сотрудникам стало наплевательским. Прежний гендиректор Анатолий Иксанов - худший директор, которого я когда-либо знал, а мне, поверь, есть с чем сравнивать: восемь руководителей за мой век сменилось, - басит Праздников. Потом стряхивает пепел с сигареты и кому-то звонит:

Борис ПРАЗДНИКОВ с примой-балериной Большого театра, ныне завтруппой Галиной СТЕПАНЕНКО. Фото с сайта Borisprazdnikov.ru

Борис ПРАЗДНИКОВ с примой-балериной Большого театра, ныне завтруппой Галиной СТЕПАНЕНКО. Фото с сайта Borisprazdnikov.ru

 

- Сергей? Подъезжай. Расскажешь, что наболело.

Борис Бакирович поясняет: «С Сергеем Ивановым мы 12 лет работали вместе и вместе решили уйти. Сережа - мой ученик, очень талантливый. Полтора месяца назад у него сын родился, а зарплата, которую нам платили, - просто смех: 16 тысяч. Раз в три месяца квартальные набегали - тысяч 15 - 20. Была еще годовая премия, но с приходом нового директора - Урина ее убрали. Зато для его жены специальную должность придумали: заведующая репертуарной политикой. Такого раньше не было.

Вот еще показательно. Два года назад я отмечал свое 70-летие и 40 лет работы в театре. И что ты думаешь? Ничего. Никакой благодарности. Потом стараниями Гали Степаненко, заведующей балетной труппой, мне премию дали - две тысячи рублей.

Подъезжает Иванов, знакомимся. Он вспоминает гастрольные туры, в которые массажисты и мануальщики отправлялись, имея в запасе лишь масло для массажа, зеленку и йод. Сергей вспоминает: «Как-то полетели в Америку. Поездка большая - 44 дня, очень тяжелая. На случай травмы для заморозки нужен хлорэтил. А где его брать? Замдиректора Гетьман знакомит меня с каким-то дядькой, говорит, это профессор из Гарварда, он поможет. А тот условие ставит: сфотографироваться с девочками. Я к балеринам - умоляю их попозировать. Хотя перед выходом на сцену балетные никогда этого не делают - примета плохая. Наконец заполучил два пузырька. Но профессор хитрый, говорит: «Давай теперь ты меня с Машей Александровой сфоткаешь». После этого я еще пузырек раздобыл.

Сейчас продолжают на всем экономить. Раньше на гастроли выезжали - пятизвездочная гостиница, все включено. А в последний раз, это 2014 год был, поехали в США на три недели - отель без питания. В театре тоже не кормили. Дали по 300 баксов. Но для Америки это мало. Хорошо, ребята нашли какую-то дешевую кафешку.

Сергея ИВАНОВА мастер называет своим лучшим учеником

Сергея ИВАНОВА мастер называет своим лучшим учеником

 

Билеты по 100 тысяч

- Почему так получается: Большой театр - витрина страны, но, говоря о нем, чаще всего вспоминают бесконечные скандалы?

- Во-первых, там куча возможностей для воровства. Посмотри, сколько на афише спонсоров указано. Есть попечительский совет. И билеты продают по сто с лишним тысяч рублей. А зарплаты у большинства артистов, а тем более у обслуживающего персонала, копеечные. Куда идут все эти деньги?

Период Иксанова - это развал Большого театра. При нем провели реконструкцию, растратив 90 миллионов рублей. Кто-то был наказан? Никто.

Николай ЦИСКАРИДЗЕ всегда чувствовал мощную поддержку. Фото с сайта Tsiskaridze.mybb.ru

Николай ЦИСКАРИДЗЕ всегда чувствовал мощную поддержку. Фото с сайта Tsiskaridze.mybb.ru

 

- Николай Цискаридзе первым заявил, что все дорогие материалы в театре подменили дешевкой.

- Там повсюду пластмасса, покрытая позолотой. Репетиционные залы сделали - партнершу невозможно подкинуть. Поликлиника тоже бездарное иксановское наследие. Мало того что она плохо оснащена, так еще расположена через улицу, по который артист после репетиции, весь в поту, должен пройти. Закрыли баню в театре - еще Волочкова поднимала этот вопрос.

Упал общий уровень подготовки артистов. Ко мне недавно солист из оркестра привозил жену. Говорит: «Боречка, ну что происходит? Захожу в яму - кругом бездарные молодые люди, откуда они?» Стали вспоминать: раньше, когда в балете «Спартак» главный герой на сцену выходил, весь зал в такт музыке топал - Театральная площадь тряслась! А сейчас солист еле-еле ногами перебирает. Техники нет.

Что сегодня творится в спектаклях, понять невозможно. Много приглашенных режиссеров, которые ставят какие-то пантомимы. Артисты у них ползают по сцене, будто червяки в банке.

Сейчас вместо Сергея Филина на должность директора балетной труппы пришел Махар Вазиев. Так вот первое, что он сделал после назначения, - приказал всем артистам репетировать в одинаковых трико. Решил, это самое главное.

- Кстати, в истории с Филиным некоторые называли подстрекателем Николая Цискаридзе.

- Коля Цискаридзе там ни при чем. Единственное - он просил, чтобы девочке этой, Анжелине Воронцовой, дали партию в «Лебедином». Он работал с ней и считал ее очень талантливой. А Филин возражал. Тогда в дело вмешался Павел Дмитриченко - он любил Анжелину. Хотел просто побить, но тот, кого он попросил это сделать, проявил инициативу с кислотой. Паша здесь не виноват. Этот конфликт разделил труппу напополам.

На память о российском массажисте-виртуозе Синди КРОУФОРД увезла в США сработанный гжельскими мастерами штоф. Фото из личного архива Бориса ПРАЗДНИКОВА

На память о российском массажисте-виртуозе Синди КРОУФОРД увезла в США сработанный гжельскими мастерами штоф. Фото из личного архива Бориса ПРАЗДНИКОВА

 

Коньяк с бриллиантами

- Борис Бакирович, а давайте еще поговорим об артистах. Вот упомянутая вами Анастасия Волочкова - вы какой ее запомнили?

- Она первый раз ко мне с мамой пришла. Открыла дверь кабинета чуть ли не ногой, но я ее не впустил, был занят. Ей это очень не понравилось. Но когда мы полетели на гастроли в Вашингтон, где Волочкова танцевала в «Лебедином озере», она попросила меня отнестись к ней внимательней. Поработать с ней. Я поработал. Она хоть бы виски мне за это купила. Ходим по дьюти-фри, Настя корзинку бутылками набивает, но я свою так и не получил.

Почему Большой театр с ней расстался? Труппа ее не особенно любила. Да она и сама понимала, что перспектив у нее здесь нет. Она же самостоятельная, деньги на концертах стала зарабатывать, а многим это не понравилось.

- Настя действительно тяжеловата для балета?

- Да. Пластика у нее великолепная, но ведь ее еще поднять надо. Если Плисецкая, Максимова как пушинки были, то тут ребята спины себе сорвали. Кстати, мне кажется, она грудь себе накачала - грудь ведь у взрослых женщин не растет? Смотришь на нее по телевизору и думаешь: «Господи боже мой».

- Еще одна быстро угасшая звезда Большого - Николай Басков. Он к вам тоже на массажный стол попадал?

- На массажный не попадал, но вот за обеденный вперед меня рвался. Я в буфете обычно все без очереди брал - у меня же всегда на приеме люди. И вот этот кадр - он только появился в театре, стал возмущаться: «А почему вы его обслуживаете?» Ему наши ребята объясняют: дескать, Тамерлан тебе мозги снесет, ты с ним не связывайся! Тамерланом меня звали за то, что я ходил в кимоно с вышитым полумесяцем, с открытой грудью - вид был такой, что многие побаивались. Басков после этого тоже не выступал. 

Его в театр Геннадий Селезнев притащил - он тогда был спикером Госдумы. Это давнишняя практика. Когда-то Галя Брежнева так же Борю Буряце в труппу пристроила. Помню, дома у нее пью коньяк из стакана, а там камни. Я подумал, баба какая-то бусы рассыпала. А это, оказалось, бриллианты. Бориса же потом осудили за спекуляцию.

Анастасия ВОЛОЧКОВА до сих пор всех пугает феноменальной растяжкой. Фото Марины ВОЛОСЕВИЧ/«Комсомольская правда»

Анастасия ВОЛОЧКОВА до сих пор всех пугает феноменальной растяжкой. Фото Марины ВОЛОСЕВИЧ/«Комсомольская правда»

 

Накурились марихуаны

- Влиятельные покровители у балетных - так всегда было заведено?

- Всегда. Взять Настю Винокур - она слабая балерина, но папа спонсировал ее занятия и на Филина влиял, поэтому Настя где-то там выступала. До нее были внучка Горбачева Ксения, внучка Андропова Татьяна. Еще была дочка Хазанова Алиса - воот с таким сколиозом. Слава богу, они все ушли. И сейчас появляется молодежь, которую кто-то активно проталкивает. Каким образом, лучше не говорить, хорошо?

Опекать нужно тех, кто действительно талантлив, иначе задавят. Я в свое время взял под крыло Колю Цискаридзе. Когда он пришел после училища, скромный грузинский мальчик, то был совершенно один. И мы - я, концертмейстер, гример и костюмер - стали его командой. Он, бывало, приезжал на день-два ко мне сюда, в деревню - отсыпался, ел шашлык, парился в бане. Я считаю, Цискаридзе сегодня должен быть главным балетмейстером Большого театра. Он мягкий, тактичный. Очень грамотный, с ним можно было бы создавать интересные спектакли. Но он видел всю дурь, происходящую здесь, и не стал молчать. Его оттеснили и поставили Янина.

- Того самого, который недавно угодил в порноскандал? На видео, разошедшемся по Сети, - настоящая оргия. Борис Бакирович, вот что за нравы царят в храме искусств? Часто говорят о нетрадиционных отношениях - это действительно широко практикуется?

- Эти дела еще с балетного училища идут. Педагоги мальчишек везде хлопают: «Попочку подтяни». А ребенок десяти лет - он что понимает. Я одному посоветовал: будет тебя трогать - дерни его по руке. Но не все решаются. Встречаются в училищах и девчонки-лесбиянки. Это все издержки замкнутых коллективов.

- Говорят, среди балерин не бывает подруг.

- Подруг нет - есть коалиции. Особенно где-нибудь в кордебалете. Раньше была просто зависть. Сегодня - стервозность. Стекла в пуанты не вставляют - зато за кулисами шепчутся, психологически давят на неугодных.

- Еще ходят разговоры, что все балетные горстями глотают обезболивающее, подсаживаются на транквилизаторы и алкоголь.

- Это неправда. Как-то в Бразилии на гастролях ребята марихуаны покурили. У многих началась рвота, меня притащили - еле откачали. Но это был единственный случай. В балете не существует наркомании. Педерастия есть, а этого нет.

 

Замуж за иностранца

- Расскажите, как балеринам удается поддерживать форму. Секретная диета?

- Нет никаких диет. В училище педагоги и родители строго следят за тем, чтобы балерины не поправлялись. Но когда они в театр приходят - отрываются. Когда мы выезжали на гастроли, на завтрак мои девочки тащат - мама дорогая! Тарелки больше, чем у меня, пирожное и мороженое на десерт. И еще умудряются яйца вареные в сумочку запихнуть. Но сдерживать их нельзя, потому что балет - это сумасшедшая нагрузка.

- А как же знаменитый совет Майи Плисецкой «не жрать»?

- После репетиции Плисецкая часто приходила ко мне: «Боречка, чайку?» Схрупает штук пять-семь шоколадных конфет. А если есть колбаска, то это вообще праздник. Я всегда старался держать для нее конскую домашнюю колбасу - казы, энергетически очень ценную и калорийную. Как-то Майя Михайловна попросила купить ей домой этой колбаски. Принесла, положила в холодильник. Но тут ее увидел Родион Щедрин и как закричит: «Майя, убери, убери это!» И она принесла ее обратно - тут ела.

- На тематических форумах балетные делятся: за день до взвешивания пьют фурасемид - мочегонное, чтобы похудеть.

- Про фурасемид я тебе другое расскажу. В середине 80-х я работал в Институте красоты на Калининском проспекте - совмещал с Большим театром. И у меня обслуживались 26 валютных проституток. Все красивые, образованные. И тоже мечтали похудеть. Но они почему-то не знали, что фурасемид - мочегонное. Выпьют его, вечером собираются на работу - и из-за отеков не могут сапоги застегнуть. Прилетают ко мне: по пять-шесть девок одновременно сидело. Я массировал им ноги, после чего сапоги свободно надевались. Они у меня в кабинете шмотки друг другу продавали. Разденутся до трусов - им до лампочки. На четырех свадьбах я погулял - девчонки за иностранцев замуж повыходили.

 


Советы мэтра: всегда в отличной форме

* - Если полчаса заниматься у станка, как балерины, - целлюлита не будет, и мышцы подтянутся, - говорит Борис Праздников. - В качестве опоры можно использовать стол, ручку двери или шкафа. Каждый день делайте махи ногами, растяжку, наклоны, приседания.

* Чтобы убрать животик, контролируйте объем потребляемой жидкости. Посчитайте все, что выпили-съели за день: воду, чай, кофе, компот, суп. Пописав в баночку, определите объем мочи. Если приход жидкости, условно говоря, литр, а выход 700 граммов, то 300 граммов мышцы всасывают, как поролон. Если появилась рыхлость, тело трясется, значит, нарушены обменные процессы. Стоит поменьше пить и проверить почки.

* Отдельно скажу о здоровье позвоночника. Возьмите в привычку: проснулись - и на перекладину, «растягивать» его. Через пять-десять минут отдохните. И еще повисите. О серьезных проблемах со спиной говорят резкие боли либо онемение. В этом случае сразу же обращайтесь к мануальному терапевту. Опасайтесь шарлатанов, которых в нашем деле немерено. И в фитнес-клуб без совета со специалистом не торопитесь.

Привилегия на увеселение

Появлением Большого театра мы обязаны князю Петру Урусову, владельцу частного увеселительного заведения, который в 1776 году получил «привилегию» Екатерины II на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих развлечений. Театр принялись возводить на правом берегу реки Неглинки. Но не уберегли - в 1853 году он сгорел. Величественное здание с бронзовой квадригой работы Петра Клодта распахнуло массивные двери в октябре 1856-го - 160 лет назад.