ОБЩЕСТВО

Московское такси: сто лет развития

на правах рекламы


История такси в Москве берёт начало с попыток законодательного решения проблемы стоимости проезда на извозчике. Первые механические таксометры устанавливались на гужевые экипажи конца ХIХ века, но до появления такси в современном понимании этого слова ещё должны были пройти годы.


И вот наступил момент, когда в Москве появился первый автомобиль с табличкой: «Извозчик, такса за проезд по соглашению». Новинка прижилась и понравилась, парк автомоторов, совершавших перевозки по твердо установленной таксе, разросся, но в условиях слабой развитости телефонной связи сделать заказ такси к определённому времени и по указанному адресу было ещё невозможно.
В условиях послереволюционной разрухи было не до механизированного извоза. Однако введение НЭПа потребовало срочного развития  индустрии городского сервиса, и в 1924 году было закуплено 200 автомобилей производства Рено и Фиат для использования в качестве такси. В 1928 году открылась первая АЗС, что очень сократило непроизводительные расходы рабочего времени водителей таксомоторов.
К началу тридцатых Москва стала центральным узловым пунктом пересечения пассажиропотоков страны. Для обеспечения перемещений с вокзала на вокзал требовалось большое количество таксомоторов. Автомобили ГАЗ-А плохо подходили для этой цели из-за открытого кузова, но с началом выпуска легендарной «Эмки» положение дел стало выправляться. И хотя с началом войны производство М-1 было в основном свёрнуто, сборка машин велась из запасов ранее изготовленных деталей.
Первая партия «Побед» ГАЗ М-20 для таксомоторного сообщения была выпущена в июне 1946 года. Все машины оснащались радиоприёмниками, имели вместительный и тёплый салон. Начиная с 1948 года, такси стали отличаться от остальных машин световым сигналом зелёного цвета и шахматной полоской на боку. Попытки использования в качестве такси автомобилей ГАЗ-12 (ЗИМ) не увенчались успехом из-за больших затрат на их приобретение и эксплуатацию.
Эпоха «Волг» продлилась в столичном такси около сорока лет. С начала 60-х и до начала ХХI столетия эти авто доминировали в таксомоторной среде столицы. Немало их украшено шашечками и сегодня, хотя современный парк такси на редкость разнообразен. Экономичность, вместимость, надёжность и безопасность – вот главные признаки современного такси.