Как защититься от террористов в аэропорту

Эффективная система безопасности стоит $800 млн.

Эффективная система безопасности стоит $800 млн.

После взрыва в аэропорту Домодедово стало ясно: жесткие меры контроля при посадке в самолет не обеспечивают безопасность, ведь теракт можно совершить не только в воздухе. При этом охрана аэровокзалов - дело очень сложное. Установить на входе рамки? Это создаст длинные очереди. Проверять каждого входящего и весь багаж - нереально. Как же справляются с этими проблемами в других странах?

Охрана самого безопасного в мире аэропорта им. Бен Гуриона в столице Израиля Тель-Авиве вызывает противоречивые чувства. Пассажиры, которым довелось пройти там личный досмотр, говорят о нем с содроганием. Проверка начинается на подъезде к аэропорту: в нескольких километрах от него находится контрольно-пропускной пункт. Весь транспорт, проходящий через КПП, проверяется автоматически, а с водителем разговаривает вооруженный охранник. Задавая вопросы, он следит за реакцией пассажира, а также вслушивается в его акцент. Если ему что-то покажется подозрительным, последует более тщательная проверка.

На подходах к лондонскому аэропорту Хитроу пассажиров встречают вооруженные полицейские и собаки, натасканные на поиск взрывчатки

На подходах к лондонскому аэропорту Хитроу пассажиров встречают вооруженные полицейские и собаки, натасканные на поиск взрывчатки

Здание аэровокзала патрулируют сотрудники службы безопасности, которые имеют право остановить любого и проверить документы, а также психологи в штатском, способные выделить из толпы человека с малейшими отклонениями от нормального поведения.

Техническое оснащение аэропорта - это более 700 видеокамер, газоанализаторы и металлодетекторы, встроенные в стены или двери. Кстати, датчиками, распознающими взрывчатку, оборудован весь наземный транспорт Израиля, а металлодетекторы стоят даже в торговых центрах. Однако служба безопасности аэропорта больше рассчитывает на человеческий фактор: ведь никакое, даже самое совершенное оборудование не может уловить нюансы поведения человека. Поэтому кадры подбирают с особой тщательностью, а уровень их подготовки сравним с уровнем сотрудников спецслужб. Вероятно, именно поэтому последний теракт здесь случился еще в 1972 году.

Американские специалисты мечтают создать сканер, который просветит не только одежду, но и прочитает мысли. Разработки ведутся в специально созданной для этого лаборатории «WeCU Technologies»

Американские специалисты мечтают создать сканер, который просветит не только одежду, но и прочитает мысли. Разработки ведутся в специально созданной для этого лаборатории «WeCU Technologies»

В самолет - налегке

После взрывов в лондонском метро и в автобусе 7 июля 2005 года правительство Великобритании ужесточило меры безопасности в аэропортах: пассажирам запретили брать на борт ручную кладь вплоть до футляров для очков и жидкостей для контактных линз. В метро начали проводить выборочные проверки пассажиров, установили металлодетекторы и камеры наблюдения, которые издают сигнал тревоги, «увидев» оставленные без присмотра вещи. Станции патрулировали полицейские с собаками, натренированными искать взрывчатку. Через год, осенью 2006-го, был предотвращен масштабный теракт: планировалось взорвать 20 самолетов, следующих из Великобритании в США, с помощью жидкой взрывчатки. После этого в самолеты запретили проносить любые жидкости. Исключение составляло детское питание, которое родители обязаны были попробовать на глазах сотрудников аэропорта. Со временем правила немного ослабили: ручная кладь и электронные приборы снова разрешены. Крупнейшие британские аэропорты оснащены по последнему слову техники. Система «умных» камер слежения в лондонском Хитроу не только круглосуточно сканирует помещения аэропорта, но и способна обнаружить в толпе преступника, если его фоторобот внесен в базу данных.

Личный досмотр израильские пограничники производят так тщательно, что он может занять больше часа

Личный досмотр израильские пограничники производят так тщательно, что он может занять больше часа

Она также отслеживает оставленные без присмотра вещи, неправильно припаркованные автомобили, подозрительное поведение пассажиров. Рамок в привычном нам понимании на входе в аэропорт нет, но металлодетекторы и газоанализаторы в здании работают. Есть и сотрудники полиции с собаками.

В ближайшем будущем предполагается сканировать отпечатки пальцев и радужную оболочку глаза пассажиров, как это делают при прилете международных рейсов в США. Паспорта и визы в нью-йоркском аэропорту им. Джона Кеннеди проверяют раз десять.

С прошлого года в лондонском Хитроу и аэропорте Манчестера стоят «раздевающие» сканеры - человек заходит в кабинку, где с помощью слабых рентгеновских лучей на мониторе создается трехмерное изображение его тела. Это помогает увидеть любые спрятанные под одеждой предметы, из какого бы материала они ни были изготовлены. В этом случае соображения безопасности перевесили протесты по поводу вмешательства в частную жизнь. Проверяют так не всех пассажиров, а только тех, кто вызвал подозрения. И если человек отказывается от сканирования, в самолет его не пустят.

Кстати

Правительство Италии после полугода использования в аэропортах боди-сканеров в тестовом режиме отказалось от них. Работа устройств была признана медленной и неэффективной.

Только цифра

По оценке израильских специалистов, оснащение одного аэропорта современными системами безопасности обойдется минимум в $800млн.

Бди

По конфиденциальным данным, в Москве в 2009 - 2010 годах спецслужбами предотвращены теракты в метро, крупном магазине, центральной гостинице, вузе и НИИ.

Голь на выдумки хитра

* В аэропорт Дели пускают только при наличии паспорта и билета. Багаж досматривают вручную. В моем чемодане вызвали подозрение электрические щипцы для завивки волос и сувенир, который я везла из Малайзии, - как на грех, в нем оказались провода и батарейки. Полисмен стал твердить, мол, с их помощью я при желании могу привести в действие взрывное устройство. И лишь вызванный старший смены принял решение впустить меня на борт, если я сдам подозрительные предметы в багаж.

* В Шри-Ланке, где идет межрелигиозная война, тоже заставляют открыть весь багаж для ручного досмотра. А в Нью-Йорке во время нынешних новогодних каникул наблюдала такую картину. После просвечивания чемоданов подозрительный багаж клали на отдельный стол. Полицейские даже в отсутствие владельца вскрывали чемоданы и сумки, при необходимости срезая навесные замки и взламывая кодовые запоры.

Теракты в международных аэропортах за последние десять лет

2001 год

Август. Испания. Взрыв в мадридском аэропорту Барахас. Жертв нет.

Октябрь. Пакистан. В здании аэропорта Исламабада полицейские обнаружили бомбу. Она взорвалась до прибытия саперов, но в стороне от людей. Жертв нет.

Ноябрь. Афганистан. Взрыв в аэропорту города Хост. Погибли пять военнослужащих сил антитеррористической коалиции.

2002 год

Ноябрь. Нигерия. Взрыв в грузовом терминале аэропорта Лагоса. Погибли сотрудники терминала.

Ноябрь. ЮАР. Взрывное устройство сработало в терминале аэропорта Гранд Сентрал недалеко от Йоханнесбурга. Один человек ранен.

2003 год

Март. Филиппины. Взрыв в международном аэропорту города Давао. Погиб 21 человек, ранено 150.

Июль. Франция. Взрыв в здании технической зоны аэропорта Бастии на Корсике. Пострадавших нет.

Июль. Испания. Взрывное устройство, заложенное в автомобиле, сработало напротив здания аэровокзала в городе Сантадера. Пострадавших нет.

2006 год

Декабрь. Испания. Взорвана пятиэтажная автостоянка в мадридском аэропорту Барахас. Погибло два человека, 30 ранены.

2007 год

Февраль. Пакистан. Террорист, пытавшийся пройти в здание аэропорта Исламабада и остановленный сотрудниками службы безопасности, привел в действие взрывное устройство, закрепленное на теле. Погиб смертник и трое охранников.

Июнь. Испания. Взорвана бомба, найденная полицией на территории аэропорта Ибицы.

Июнь. Великобритания. Горящий джип врезался в здание пассажирского терминала аэропорта Глазго. Пострадавших нет.

Август. Афганистан. Террорист-смертник въехал на заминированном автомобиле в военное крыло аэропорта в Кабуле. Два человека погибли, четыре получили ранения.

2008 год

Декабрь. Непал. Взрыв в аэропорту Катманду. Пострадал один человек.

2009 год

Сентябрь. Афганистан. Смертник подорвал себя возле аэропорта Кабула. Три человека погибли, шесть ранены.

Сентябрь. Сомали. Два взрыва в аэропорту Могадишо. 21 человек погиб, 40 получили ранения.

2010год

Август. Филиппины. Взрыв перед зоной прибытия аэропорта города Замбоанга. Один человек погиб, шесть получили ранения.

Сентябрь. Сомали. Два взрыва в аэропорту Могадишо. Восемь человек погибли.

2011 год

Январь. Россия. Взрыв в зоне прилета аэропорта Домодедово. Погибли 34 человека, около 130 пострадали.