ОБЩЕСТВО

Украинский байкер проехал 28 стран за 300 дней

В Гватемале мототуриста отравили, а в Колумбии - едва не посадили в тюрьму на 5 лет


В селе Светлогорском Полтавской области 29-летнего Валерия КРЫШНЯ земляки встречали как национального героя. 24 июня под вечер, когда он, проехав почти 63 тысячи километров, вернулся в родное село, ему устроили теплый прием в украинских традициях - с хлебом-солью. На пороге дома отважного путешественника с нетерпением ждало многочисленное семейство. Их разлука длилась триста семь дней, и поэтому никто не мог сдержать слез радости.


Пробежавшая дорогами мира 63 тысячи километров и «съевшая» 4 тысячи литров бензина  Honda Afriсa Twin  «отдыхала» между накрытыми столами у порога родительского дома путешественника-одиночки. Её тут же оккупировала ребятня – дети друзей и родственников, собравшихся со всей Украины на застолье к Крышням по случаю возвращения Валеры домой. 
- Первое самостоятельное  путешествие на мотоцикле я совершил в восемнадцать лет, - вспоминает виновник торжества. – Тогда у меня был самый обычный «Днепр», правда, основательно мной модифицированный. И я отправился на нем в Крым. За десять дней наездил две с половиной тысячи километров, посмотрев все красоты южного берега. Именно тогда и зародилась моя мечта, которая осуществилась только сейчас.






В пути

В пути


Хуже украинских дорог не видел


- Товарищ продал мне «Африку» 1999 года выпуска за 7,5 тысячи долларов. Для байков такого класса это была дешевая цена, - объясняет парень. – Перед тем, как испытать мотоцикл на прочность, я перебрал его до винтика. Сам начал усиленно заниматься физической подготовкой. И в июле 2009 года двинул из Светлогорского во Владивосток. Путешествие длилось тогда два месяца. К счастью, за это время с моим железным конем не случилось ни единой поломки, хотя ему пришлось пройти по серьезным ухабам и различным дорогам без покрытий 25 тысяч километров. Хочу заметить, что именно наши плохие дороги являются лучшим испытанием для  техники -  худших я не видел.
Кстати, никому из украинских мотоциклистов реализовать мечту о подобном путешествии не удавалось. Людей, предпочитающих передвигаться по странам и континентам на мотоциклах, говорит Валерий, во всем мире едва наберется какая-то сотня. Много путешествуют на яхтах, автомобилях, велосипедах и даже пешком. Зачастую в сопровождении солидной группы поддержки. Он же имел всего двух спонсоров – директора туристической базы «Берег» в Светлогорском и  Федерацию мотоспорта Украины (ФМУ). От Федерации он получил на путешествие $30 тысяч (проживание в гостиницах в эту сумму не включено), и в некоторых особых случаях обращался к ней за  юридической поддержкой. В остальном же рассчитывал только на себя.






За моей спиной пресноводное озеро в Никарагуа, в котором водятся... акулы

За моей спиной пресноводное озеро в Никарагуа, в котором водятся... акулы


В Гондурасе отравили вкусной едой


- С визами не возникало проблем? – спрашиваю Валерия.
- Американская виза, которая у меня была, позволяет беспрепятственно въезжать практически во все страны Центральной и Латинской Америки, - отвечает он. – Зато, оказывается, существуют страны, в которых запрещено водить транспортное средство, зарегистрированное в Украине. В частности, в Южной Корее и в Коста-Рике. Но, как известно, в каждом правиле есть свои исключения. Вот и мне таможенники и той, и другой страны сделали такое исключение – разрешили находиться с мотоциклом на их территории по десять дней.
Ну, а в странах Европы действует Шенгенская виза, поэтому тут проблем не возникало.
Хотя из-за отсутствия одной визы меня едва не посадили в тюрьму на пять лет. Это случилось, когда я  переправлялся на корабле из Перу в Колумбию. Перед началом путешествия в представительстве Колумбии в Украине меня заверили, что для пересечения границы достаточно будет американской визы. Но эта информация оказалось недостоверной. Чтобы уладить вопрос с пересечением границы, на все про все мне и капитану судна дали двадцать четыре часа. Я срочно связался с ФМУ. Оттуда, несмотря на то, что в Украине была ночь, позвонили в службу срочного реагирования при Министерстве иностранных дел. Из нее перезвонили в ближайшее к Колумбии наше посольство в Перу. Из посольства связались со столицей Колумбии Боготой, и уже оттуда поступил приказ в порт Картагена пропустить меня на шесть дней в страну. В общем, в отведенное время мы уложились.






Привал на берегу самого высокогорного сухоходного озера мира Титикака (высота 3812 метров над уровнем моря) на границе Боливии и Перу

Привал на берегу самого высокогорного сухоходного озера мира Титикака (высота 3812 метров над уровнем моря) на границе Боливии и Перу

- А какие проблемы возникали?
- Еще в Киеве в одном из дипломатических представительств мне не рекомендовали заезжать в Сальвадор, Гондурас и Никарагуа. Дескать, там такая бедность, что за один доллар могут и убить человека. Но я на собственном опыте убедился: чем беднее страна, тем приятнее в ней люди. Очень часто  получал предложения от бедняков разделить с ними трапезу и ночлег. Я садился с этими людьми за один стол - было интересно пообщаться с ними, почувствовать национальный колорит. А вот спать ложился всегда отдельно – в своей палатке, подальше от людей. Люди – самое опасное для спящего путешественника. 
Были случаи, когда в меня, едущего по трассе на мотоцикле, бросали из толпы камнями. Так поступают некоторые мальчишки в Перу. Слава Богу, не попали. В этой стране вообще тяжелая аура. Там проживает много индейцев, которые, мягко говоря, недолюбливают белокожих. И надо же было такому случиться, что именно в Перу меня скосила простуда. Дней пять отлеживался, не обращался за медицинской помощью. Понимаете, там все на уровне XVIII века, в том числе и медицина. В общем, не рискнул. На шестой день болезни просто завел свой мотоцикл и поехал в сторону Боливии. И все постепенно прошло.
В Гондурасе (правильно название этой страны произносить с ударением на «у») меня отравили в одном из кафе. Не хочу сказать, что нарочно, однако меня там  накормили несвежими продуктами. Кстати, еда  была очень вкусной, с большим количеством специй. Позже я догадался, зачем их так много положили. Чтобы лучше пахло то, что должно было пойти на помойку.






Так обрабатывают мотоциклы на въезде в Панаму из Коста-Рики - дабы никакую заразу не завезли в страну

Так обрабатывают мотоциклы на въезде в Панаму из Коста-Рики - дабы никакую заразу не завезли в страну

А вот в Казахстане за один вкусный шашлык с меня взяли очень высокую плату. На столике в придорожном кафе я забыл мобильный телефон. Когда же  минут через десять, обнаружив пропажу, вернулся, хозяин развел руками: «Я не браль, и мама моя не браль…». Ну, да Аллах им судья.
- Страх испытать довелось?
- Самое страшное произошло в джунглях Гватемалы 25 января. Свернув как-то вечером в заросли, я, как обычно, разбил палатку, поставил примус, чтобы приготовить ужин. И вдруг слышу непонятный нарастающий гул. Моей первой мыслью было, что это трактор культивирует землю. Но какой трактор может быть в диких джунглях? Потом понял: это обезъяны-ревуны проводят вечернюю перекличку. Я знал, что эти большие черные обитатели джунглей любят соревноваться в криках. Стало не то, что страшно, а жутко. Однако я был настолько уставший, что переносить ночлег в другое место уже не решился. Так и уснул под обезьяний рев в надежде, что все обойдется. Как видите, жив-здоров.






Я много раз видел линию экватора на картах, и даже не верится, что сейчас стою прямо на экваторе (Эквадор)

Я много раз видел линию экватора на картах, и даже не верится, что сейчас стою прямо на экваторе (Эквадор)


Шварценеггер не дождался


- В моей комнате стоит икона Николая Угодника, а рядом с ней – портрет сына, - слезы радости то и дело появляются в глазах мамы Светланы Крышень. – Я утром и вечером молилась этой иконе, желая Валере здоровья, удачи и добрых людей на пути. «Благодаря твоим молитвам, все обошлось», - обнял меня сын, едва ступив на порог дома.
Во время этого путешествия Валера пережил личную душевную драму. Находясь в Бразилии, сын узнал, что его оставила любимая девушка, с которой он познакомился в России два года назад по дороге во Владивосток. Валера был уверен, что они с Маринкой навсегда останутся вместе. Но не сложилось… Я так переживала  за него в тот особенно сложный период! А он звонил мне и просил не волноваться – переживал, что я переживаю. Слава Богу, у парня хватило мужества справиться с эмоциями и достойно выдержать этот удар. Еще тогда он сказал мне, что благодарен судьбе за подаренную любовь и просил не винить Маринку в том, что случилось. Они остались друзьями.
- Мы всегда могли проследить, когда сын покушал, когда мотоцикл заправил,  - подключается к разговору отец путешественника Александр Андреевич. – Это было видно, когда снимались деньги с банковского счета. Причем, интересно: в СНГ при этом указываются названия автозаправки, а в США только их номера, как столовые при Советском Союзе.






Дорога через... дерево (Калифорния, США)

Дорога через... дерево (Калифорния, США)

Восстания в африканских арабских странах сильно повлияли на цену горючего в мире, что, естественно, не было заложено в расходы Валерия. К концу его путешествия по Латинской Америке литр бензина стоил там уже два доллара, то есть ровно в пять раз больше, чем в начале. Сильно подорожал и авиатранспорт. Чтобы перевезти  мотоцикл в разобранном виде из Бразилии в Португалию, Крышню нужно было платить уже не две, а шесть тысяч долларов, но, в конце концов бразильцы смилостивились и согласились доставить байк путешественника в Европу «всего» за три тысячи долларов. Валерий со своей Хондой вылетели одним рейсом. Однако в Лиссабоне, столице Португалии, он приземлился… без мотоцикла. Хорошо, что у парня есть друзья-байкеры практически в каждом уголке мира. Они стали разбираться в ситуации, и  спустя три дня мотоцикл, разобранный на запчасти и упакованный в деревянный ящик, таки прибыл в место назначения.
Кстати, в пути Валерий не только усовершенствовал свой английский, но и выучил испанский. Его шлем был оборудован специальными наушниками, и по ходу движения он мог слушать как музыку,  так и аудиокурс испанского языка. За день, если приходилось ехать по качественным дорогам, преодолевал максимальное расстояние 1200-1300 километров.






Преодолев почти 63 тысячи километров, Валерий Крышень рад снова очутиться среди давних и верных друзей

Преодолев почти 63 тысячи километров, Валерий Крышень рад снова очутиться среди давних и верных друзей

- Жаль, не все удалось посмотреть, - вздыхает Валерий. – Сбой графика произошел еще в Казахстане. В 150 километрах от Астаны лопнула передняя камера, мотоцикл стал терять управляемость, в результате чего я упал на обочине, и байк весом 380 килограммов придавил мне левую ногу. Две недели находился в гипсе. Из-за этого я не успел побывать в Монголии. В Канаду, когда прилетел из Сиэтла на американский континент, тоже не заехал – спешил на встречу с губернатором штата Калифорния Арнольдом Шварценеггером. У нас была договоренность с его секретарем о такой встрече. Однако за то время, пока я добирался к знаменитости, в штате произошли выборы нового губернатора, и я смог увидеть лишь его пустую штаб-квартиру в Сакраменто. Оставил для Арни подарки от Федерации мотоспорта Украины и от себя лично. Надеюсь, в следующем году встретимся на нашей территории – Шварценеггер планирует поездку в Украину.
А Валерий Крышень -  банкир по профессии - надеется в скором будущем снова попасть в США. Он уже получил туда приглашение на презентацию своей еще не написанной документальной книги о проделанном путешествии. Тогда уж точно и в Нью-Йорке побывает, и на Ниагарском водопаде.
- Менее всего меня впечатлила Европа, - подводит итог беседе  путешественник. – Тут все рафинированно, продумано. К тому же, то, что сделано руками человека, мне не интересно. Куда интересней встречи с первозданной природой и тем, что ею сотворено.






На пороге дома отважного мотопутешественника встречали мама с папой

На пороге дома отважного мотопутешественника встречали мама с папой