ОБЩЕСТВО

Дом на колёсах

Путешествовать со всеми удобствами гораздо дешевле, чем налегке


В России популярность такого вида отдыха только набирает обороты. А вот на европейских дорогах или на трассах США автомобили с домиками-прицепами встречаются постоянно. На них путешествуют всей семьей, большими компаниями, часто пожилые пары, выйдя на пенсию, отправляются в дальние поездки. Отпуск с автодомом считается экономичным: на отель тратиться не надо, еду можно готовить самим, но главное даже не это. А то, что ваше передвижение не ограничено ни временными, ни географическими рамками. И маршрут, и места остановки можно менять по ходу дела. Но, конечно, и в организации подобного путешествия есть свои нюансы.


Для начала разберемся с терминологией. Два основных вида домов на колесах - автодом и прицеп-дача. Первый - это жилой автомобиль, второй - жилой прицеп. Путешествия в них называют «караванинг», приверженцев такого отдыха - «караванеры». В России существует несколько клубов, объединяющих автотуристов, на их сайтах можно найти нужную информацию.






Автодом с нависающей над кабиной надстройкой называется альковным. Такой тип трейлера самый вместительный - до семи спальных мест

Автодом с нависающей над кабиной надстройкой называется альковным. Такой тип трейлера самый вместительный - до семи спальных мест


Купить или взять напрокат


Конечно, для первого путешествия лучше машину арендовать. Мало ли: вдруг вы поймете, что это не ваше. Опытные караванеры советуют для начала проехаться по родной стране и желательно не очень далеко, чтобы понять, нравится вам такой отдых или нет. И только потом замахиваться на заграничные поездки. Российские компании предлагают в прокат автодома в среднем по 2000 руб./сутки, окончательная цена зависит от срока аренды. В залог придется оставить 30 000 руб. Захотите купить - цена нового автодома от 2 500 000 руб., прицепа - от 650 000 руб.
За границей стоимость аренды - от 100 - 150 евро в сутки за машину и 30 - 50 евро за прицеп. Могут попросить оставить залог - от 1000 евро - и взять единовременный сервисный сбор от 10 до 100 евро. Если вы бронируете автодом на срок от трех месяцев, вам могут предоставить 10-процентную скидку.
При организации заграничной поездки придется рассматривать несколько вариантов: арендовать автодом или прицеп здесь; лететь в пункт назначения на самолете и там уже брать в прокат одно или другое; ехать из России на своей машине, а прицеп арендовать на месте. Выбор зависит от маршрута, количества человек, вашего опыта в автотуризме и, конечно, цены. Автодом в Европе, в зависимости от размеров и срока аренды, обходится от 100 евро/сутки.






Прицеп-палатка - компактный и маневренный трейлер, в котором буксируется жилая часть. Тесновато, но ночь провести можно

Прицеп-палатка - компактный и маневренный трейлер, в котором буксируется жилая часть. Тесновато, но ночь провести можно


Удобства в номере


Следует отдать должное разработчикам автодомов: впихнуть в небольшой объем столько полезных и удобных вещей и при этом умудриться сделать его достаточно комфортным - дело не из легких. Но им это удается. Стандартный набор: спальные места (от двух до восьми), кухня, столовая, холодильник, телевизор, душ, биотуалет, отсеки для хранения одежды и других вещей. Бывают автодома даже с гаражом - туда ставят велосипеды или скутеры! Для каждой модели дома на колесах существует несколько вариантов планировок, к примеру, может быть двуспальная кровать или две односпальных. В общем, нашим людям, которым не привыкать ютиться большой семьей в «однушке», некоторые автодома покажутся царскими хоромами.






Скутер с крышей, автономным освещением, полочками для мелочей и спальным местом - мечта путешественника-одиночки

Скутер с крышей, автономным освещением, полочками для мелочей и спальным местом - мечта путешественника-одиночки


Уложиться в бюджет


Наиболее привлекательны по ценам немецкие прокатные конторы, имеющие пункты проката вблизи всех крупных аэропортов. К тому же недорогой авиабилет в Германию купить не проблема.
Заметная экономия на продуктах получается, если ехать всей семьей или компанией. Допустим, вас четверо. В европейских кафе горячее блюдо обойдется в 15 - 20 евро. То есть 60 - 80 евро за один только обед на всех. На эти деньги в супермаркете вы накупите продуктов на неделю. Конечно, готовить в отпуске - то еще удовольствие. Но ведь никто не мешает вам перемежать готовку в автодоме с походами в рестораны.
За автодом приходится платить больше, чем за легковой автомобиль, на платных участках дорог, паромах, стоянках. Однако общие расходы все равно меньше, чем когда вы живете в отелях, а передвигаетесь на легковой машине или поездах/автобусах. Удобства при сложном маршруте очевидны: чем заселяться каждый день-два в новую гостиницу, таская вещи туда-обратно, приятнее ездить вместе со своим домом.






Велотрейлер предоставляет полную свободу передвижения: автозаправки не потребуются и остановиться можно там, где хочешь

Велотрейлер предоставляет полную свободу передвижения: автозаправки не потребуются и остановиться можно там, где хочешь


Стоянка разрешена


Самое удобное место для остановки - кемпинги. Система лагерей для автотуристов очень развита в Европе и США, потихоньку начинает появляться и в России. В кемпингах можно подключиться к электричеству, пополнить запасы воды, поменять газовые баллоны, воспользоваться туалетом и душем, очистить биотуалет, слить отработанную воду, зарядить электронные приборы, иногда даже стиральные машины с сушками доступны. И провести несколько дней на природе, разбив небольшой лагерь. То есть в кемпинге вам разрешат пользоваться барбекюшницей, разложить шезлонги или раскладушки, воткнуть зонтик или натянуть тент. К слову, в зависимости от набора услуг и комфортабельности кемпинги различаются по звездности, совсем как отели. Однако это удовольствие платное. При этом сохранность ваших вещей никто не гарантирует. Нередки случаи воровства, особенно грешат этим в Испании. Поэтому, уезжая на весь день в город, по возможности оставляйте в лагере человека. И в любом случае забирайте из автодома деньги и документы.






.

Своим появлением автодом обязан Великой американской депрессии. В 20 - 30-х годах прошлого века тысячи безработных колесили по Америке в поисках лучшей доли. Чтобы иметь хоть какую-то крышу над головой, они сколачивали фанерные домики, устанавливали их на старые автомобильные шасси и возили за собой. Таким же образом во все времена передвигались в своих кибитках цыгане

Второй вариант - большие парковки вдоль трассы. Условий никаких, разве что туалет рядом окажется. Только остановиться переночевать. Зато - бесплатно. Останавливаются караванеры на ночь на стоянках у супермаркетов, парковках в черте города - в общем, везде, где нет запрещающих знаков. Учтите, что в Европе вставать на обочины или съезжать на понравившуюся полянку в лес чаще всего нельзя. Рискнуть, конечно, можете, но, скорее всего, проезжающие мимо водители «настучат» на вас в полицию. Также не стоит сливать содержимое биотуалета и отработанную воду в кустах вдоль дороги. Поймают - налетите на большой штраф.






Мягкие диваны, мобильные столы и другая эргономичная мебель делают пребывание в таком автодоме очень комфортным

Мягкие диваны, мобильные столы и другая эргономичная мебель делают пребывание в таком автодоме очень комфортным


Крути педали


Поскольку стоянки для автодомов в центре городов найти сложно, большинство автотуристов берет с собой велосипеды. И едут в город на них, оставляя машину на окраине. Очень удобно: быстрее, чем ходить пешком, и для здоровья полезно.


Размер имеет значение
Понятно, что чем больше автодом, тем в нем комфортнее. Однако для кемперов, которые весят больше 3500 кг, меньше выбор мест для парковки, жестче ограничения скорости и правила обгона, а в некоторые города их и вовсе не пускают.






Фургончик в стиле ретро - с «черепичной» крышей и фиалками на окнах - для романтических путешествий

Фургончик в стиле ретро - с «черепичной» крышей и фиалками на окнах - для романтических путешествий

Права и обязанности
* Водитель категорий В, С или D имеет право управлять соответствующим транспортным средством с прицепом, если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает 750 кг.
* Если разрешенная максимальная масса прицепа не больше массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории В, а общая разрешенная максимальная масса не превышает 3500 кг, для управления таким автопоездом достаточно категории В.
* Если общая разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа больше 3500 кг, нужно открывать дополнительно к основной категории (В, С или D) категорию Е. Для этого нужно пройти обучение управлению автомобилем с прицепом в автошколе. Причем к учебе допускают, только если стаж по основной категории больше года.
* Большие автодома, с максимальной разрешенной массой более 3500 кг, можно водить, только имея категорию С.