ОБЩЕСТВО

Бесстыдство холодное, как целомудрие






Обри БЕРДСЛЕЙ прожил лишь 25 лет

Обри БЕРДСЛЕЙ прожил лишь 25 лет


21 августа исполняется 140 лет лет со дня рождения великого английского художника Обри Бердслея


При жизни мастера его рисунки подвергали безжалостной цензуре. Почти каждая серия графики вызывала грандиозный скандал.
- Умоляю вас уничтожить все экземпляры «Лисистраты» и другие неприличные рисунки, - писал Обри БЕРДСЛЕЙ за три дня до смерти Леонарду СМИТЕРСУ.
К счастью, тот не исполнил последнюю волю друга.


Обри Бердслей родился 21 августа 1872 года в семье состоятельного английского ювелира. Уже в четыре года мальчик проявлял невероятную одаренность в рисовании и музыке. Безоблачное будущее оказалось разрушенным в одночасье: отец промотал все деньги, а Обри в семилетнем возрасте унаследовал семейное проклятье - туберкулез. Бердслей прекрасно понимал, что дни и годы его сочтены, и жил как на последнем дыхании.
Уже в десять лет на концерты вундеркинда в Лондоне собирались по 3 тыс. человек, с 11 лет мальчик ставил спектакли, писал музыку и стихи, которыми зачитывалось светское общество. В 17 лет болезнь обострилась, юноша стал харкать кровью и был вынужден сосредоточиться лишь на одном виде искусства - изобразительном. Причем гениальный самоучка реализовал свой талант без посторонней помощи.
Слава художника пришла к Обри в 20 лет после выхода с его иллюстрациями «Смерти Артура» Томаса Мэллори. Его графика потрясает читателей в книгах Оскара Уайльда, Эдгара По, Аристофана… И почти сразу Бердслея стал преследовать скандал за скандалом. Чтобы обойти цензуру и ублажить добропорядочную публику, ему приходится рисовать два варианта сюжета - откровенный и мягкий. Ханжеское восприятие эпатажного творчества перекинулось и на частную жизнь самого художника. Обри называют сеятелем общественного разврата, развратником-гомосексуалистом, соблазнителем родной сестры Мэйбел, наперсником сатаны.






Изощрённое мастерство БЕРДСЛЕЯ сделало его величайшим графиком конца XIX века

Изощрённое мастерство БЕРДСЛЕЯ сделало его величайшим графиком конца XIX века


Рай греха


- У французской полиции существуют серьезные сомнения относительно моего пола, - с иронией замечает Бердслей. - Желающие могут прийти ко мне и убедиться лично.
Во времена королевы Виктории такие обвинения были «страшнее пистолета». Журнал, который редактировал Обри, закрывают, и он остается без средств к существованию.
В действительности о «разврате» Бердслея нет никаких документальных свидетельств. Больше художника компрометировал его «ближний круг»: Оскар Уайльд, отправившийся в тюрьму за однополую связь с сыном маркиза Куинсберри - Альфредом Дугласом, и теоретик гомосексуализма поэт Марк-Андре Раффалович.






Изощрённое мастерство БЕРДСЛЕЯ сделало его величайшим графиком конца XIX века

Изощрённое мастерство БЕРДСЛЕЯ сделало его величайшим графиком конца XIX века

В 1894 году Обри иллюстрирует 16 рисунками «Саломею» Уайльда. Он опять нарушает границы изящной эротики. «Рай греха» называют этот цикл критики. Он вызывает очередные потоки хулы и проклятий. В этот период художник еще полон надежд на понимание и признание.
- Я ни минуты не сожалею о своих рисунках, - пишет он Раффаловичу.
Но проходит некоторое время, и из-за болезни Бердслею приходится переехать на Лазурный берег Франции. Близость конца заставила художника пойти на компромисс с критиками и гонителями. На смертном одре он попросил уничтожить свои самые натуралистичные рисунки. На радость почитателям таланта мастера, его желание не было выполнено.
Скончался гений модернизма, эстет, новатор и экстравагантный чудак, игравший со скелетом в четыре руки, в Ментоне 16 марта 1898 года. Было Обри Бердслею 25 лет.






Рисунки к «Саломее» Оскара УАЙЛЬДА прославили Обри

Рисунки к «Саломее» Оскара УАЙЛЬДА прославили Обри








Хулиганские иллюстрации к комедии АРИСТОФАНА «Лисистрата» шокировали викторианскую Англию

Хулиганские иллюстрации к комедии АРИСТОФАНА «Лисистрата» шокировали викторианскую Англию








Некоторые работы художника выходили за рамки изящной эротики

Некоторые работы художника выходили за рамки изящной эротики








Художника обвиняли, что часто его рукой водил дьявол

Художника обвиняли, что часто его рукой водил дьявол