ОБЩЕСТВО

Правда о том, как в 20-е годы «перевоспитывали» трудных подростков

«Путевка в жизнь» – так назывался первый российский звуковой фильм. Картина Николая Экка интересна не только тем, что совмещает в себе элементы немого и звукового кино – в ней отображаются судьбы детей и подростков, оставшихся без родителей, – трудных беспризорников двадцатых годов, которых успешно отучают от разбойной жизни. Так ли гладко проходило перевоспитание малолетних преступников, как это показано в фильме?

Мачеха Революция

Войны и государственные перевороты всегда ударяют в первую очередь по самым слабым. Октябрьская революция, годы Гражданской войны – все это оставило огромное количество детей без попечения родителей.

На улицах городов появилось огромное количество грязных оборванных ребят, для которых вскоре придумали специальное слово – беспризорники, то есть оставшиеся «без призора». Они выживали как могли – попрошайничали, перебивались карманными кражами, забирались в пустые квартиры, воровали на вокзалах, жгли костры в подворотнях, ночевали на кучах угля. По разным данным беспризорников в тогдашней России было от шести до восьми миллионов.

В январе 1921 года была создана «Комиссия по улучшению жизни детей», председателем ее был избран главный чекист страны Феликс Дзержинский. В результате ее деятельности стали возникать все новые стационарные учреждения – детские дома.

Детей с улиц направляли для начала в приемники-распределители, а потом рассылали по «казенным учреждениям» – детдомам или колониям, где пытались перевоспитывать – с разной степенью успеха.

Болшевская трудовая коммуна №1

Именно про нее был снят фильм «Путевка в жизнь» – про коммуну, существовавшую под руководством Матвея Погребинского. Она открылась на территории современного подмосковного Королёва – и стала одной из многих: такие коммуны тогда открывались одна за другой, но часто оказывались однодневками – педагоги попросту не выдерживали.

В данном случае восьми педагогам доверили 33 подростка из бывших жителей улиц – как тогда говорили, дефективных (дефективными в то время называли как детей с наследственными или врожденными дефектами, так и детей-беспризорников).

В коммуне открыли две мастерские – сапожную и столярную; позже, когда дело пошло и юные карманники с форточниками начали втягиваться в трудовую жизнь, там устроили обувную фабрику и постдеревообделочную мастерскую – по изготовлению спортинвентаря.

Упор делали на физическое совершенствование, на ручной труд; таким путем предполагалось наставлять детей на путь истинный, прививать им нравственные качества. Увы, некоторые перековываться не желали и продолжали делать разбойные вылазки; да и педагоги жили в постоянном страхе за свой кошелек.

В 1937 году коммуну закрыли – дело перевоспитания сочли выполненным. Тех, кто действительно перевоспитался, благополучно трудоустроили. Тех, кто продолжал промышлять воровством, начали сажать. Как и бывших воспитателей коммуны. Сам Погребинский, не дожидаясь неминуемого ареста, покончил с собой.

Колония имени М. Горького

Антон Макаренко, написавший по итогам своих трудов «Педагогическую поэму» (по ней в 1955 году был снят фильм), тоже начинал трудно. В доверенной ему новоорганизованной под Полтавой колонии имени Горького поначалу творился беспредел – беспризорники (а по сути – уже молодые преступники) воспринимали ее как воровскую малину.

Однако Антону Семеновичу удалось добиться невозможного: он организовал в колонии самоуправление. Все подростки были разделены на разновозрастные отряды, от 7 до 15 человек в каждом; у отрядов были командиры, которые учили младших и раз в неделю собирались для решения организационных вопросов.

Новых беспризорников, прибывавших в колонию, встречали всем составом и при полном параде. Затем новичку выдавали форму, а его старую одежду сжигали.

Форма была своеобразной: синяя блуза, просторные трусы с ремнем и двумя карманами (у девочек – длинные юбки), иногда гетры. Воспитатели тоже ходили в форме. Зимой, впрочем, и они, и воспитанники носили гамаши и полугалифе.

Упор Макаренко делал на коллективный труд, на круговую коллективную поруку. В его колонии была почти военная дисциплина; новичкам предлагалось вместе со старой одеждой отбросить и старые привычки.

Писатель Максим Горький в Куряжской колонии
Писатель Максим Горький в Куряжской колонии

После резкой критики методов Макаренко со стороны Надежды Крупской, жены Ленина, которая занимала высокую должность в наркомате просвещения, его вынудили оставить колонию. Новое начальство постаралось сделать так, чтобы его методы там были забыты.

Школа имени Достоевского

Виктор Николаевич Сорока-Росинский стал заведующим школой имени Достоевского в 1920 году. Его целью было собрать в одном месте ребят одаренных. Да, пусть из числа беспризорников, но – обладающих определенными талантами. Он считал, что вернуть их к нормальной жизни может лишь усиленная учеба.

Каждый день в его школе было по 10-12 уроков. Воспитанники изучали немецкий язык и русскую литературу, издавали газету, сочиняли стихи – и это делали те самые немытые беспризорники, которые поначалу пытались обворовывать и педагогов, и собственных товарищей.

Время от времени они срывались, «бузили», устраивали друг другу «темную» – но на крайности идти побаивались: самым страшным наказанием было изгнание из школы, а быть изгнанным никто не хотел.

Из числа бывших воспитанников школы Достоевского вышли два замечательных писателя – Григорий Белых и Алексей Пантелеев; в соавторстве они написали знаменитую «Республику ШКИД», где Сорока-Росинский был выведен под именем Виктора Николаевича Сорокина, или Викниксора. Книга была экранизирована в 1966 году.

Кадр из фильма «Республика ШКИД», в роли Викниксора – Сергей Юрский
Кадр из фильма «Республика ШКИД», в роли Викниксора – Сергей Юрский

Очень быстро Сороку-Росинского обязали брать в школу не только одаренных детей, но всех подряд. К сожалению, далеко не все подростки выдерживали высокий темп учебы. В итоге школа была закрыта.