ОБЩЕСТВО

Вся правда о последствиях игры в «Тетрис»

Shutterstock
Летом 1984 года мир узнал об этой незатейливой на первый взгляд игрушке

EG.RU собрал самые интересные факты о происхождении «Тетриса» и о том, как он начал и продолжает свое триумфальное шествие по планете.

Авторы

«Тетрис» родился в СССР Игра изобретена советским программистом Алексее Пажитновым, который в 1991 году переехал в США. На создание «Тетриса» его подтолкнула игра «Пентамино», в которой следовало составлять из пятиквадратных фигур прямоугольники и другие геометрические конструкции.

Для IBM игру адаптировал 16-лентий школьник Вадим Герасимов (сейчас проживает в Австралии).

Иностранцы до сих пор не могут успокоиться по поводу советского происхождения «Тетриса» и сочиняют пародии на эту тему.

Название

Происходит от слияния слов «теннис» и «тетрамино» (геометрическая фигура, состоящая из четырех квадратов).

Международное признание

Тетрис быстро получил широкое распространение по всему миру, принеся известность своему создателю. Вскоре британская компания Microsoft и американская Spectrum Holobyte совместно выпускают свой вариант «Тетриса». Так игра обзавелась качественными графикой и звуком (разумеется, по меркам того времени) и некоторым «русским колоритом»: в заставках появляются изображения Юрия Гагарина, Матиаса Руста (немецкого летчика-любителя, несанкционированно прилетевшего в 1987 году в СССР на маленьком самолете и совершившего посадку на Красной площади) и других персонажей.

Распространение

Сейчас игра, ставшая уже легендой, реализована на многих платформах, в нее можно играть почти на всем – от КПК до осциллографа. Появились разнообразные версии. Тетрис встраивается во всякие, казалось бы, не связанные с игрой программы. Так, мало кто знает, что Тетрис встроен даже в клиент μTorrent.

На малом и больших экранах

Игра неоднократно «засветилась» во многих любительских видеороликах.

Но компания Threshold Global Studios планирует сделать то, что с трудом укладывается в голове даже у самого искушенного зрителя. Это партнерское предприятие американской и китайской компаний взялось за экранизацию «Тетриса». Бюджет фильма составит 80 миллионов долларов. Картина позиционируется создателями как «эпический научно-фантастический триллер», а начало съемок назначено на 2017 год.

Пользователи Интернета по всему миру с нетерпением ждут выхода этой картины на большие экраны, отпуская много шуток по этому поводу и предполагая развитие сюжета в фильме про геометрические фигуры.

Продюсер картины многообещающе заявил, что это будет «не тем, что вы все ждете, это будет классный сюрприз». Интересно, что по мотивам «Тетриса! планируется снять трилогию.

Терапевтический эффект

Группа британских ученых под руководством Эмили Холмс пришла к выводу, что игра оказывает целебное воздействие. В 2009 году проводились эксперименты, в ходе которого ученые смогли выяснить: цветной «Тетрис» предотвращает тяжкие последствия психологических травм, однако использовать этот прием следовало в течение четырех часов после происшествия и перед тем, как пострадавший засыпал. Очевидно, что такое возможно лишь в лабораторных условиях, но никак не в реальной жизни, что ставит под сомнение практичность этого эксперимента.

Однако недавние исследования показали, что «Тетрис» может быть использован и на следующий день после происшествия. Дело в том, что решение требующих внимания визуально-пространственных задач способно воспрепятствовать формированию навязчивых воспоминаний. Такие задачи как бы отвлекают мозг, не позволяя неприятным образам закрепиться в воспоминаниях.

Справка: В психиатрии есть такой термин – посттравматическое стрессовое расстройство. ПТСР возникает у людей, переживших острые психологические травмы (автокатастрофы, изнасилования, участие в боевых действиях). Одним из главных симптомов ПТСР являются флэшбеки – навязчивые повторяющиеся воспоминания с детальной визуализацией пережитого.

Ученые надеются, что их исследование пойдет на пользу, и в будущем «Тетрисами» оснастят команды спасателей. Также игру можно использовать в качестве терапии для пострадавших детей. Авторы подчеркивают, что пока выборка пациентов мала, и, чтобы внедрить «Тетрис» в медицинскую практику, нужны более масштабные эксперименты.

Других же ученых игра в «Тетрис» вдохновила на разработку платформы для создания искусственных органов.