Старинная икона Божьей Матери «Знамение». Необычная судьба православной святыни

Курская Коренная икона Божьей Матери «Знаменье». wikimedia.org
Курская Коренная икона Божьей Матери «Знаменье». wikimedia.org
Почему знаменитая курская икона постоянно находится в Нью-Йорке?

Ровно год назад, 1 июля 2016 года, в Курске состоялся Крестный ход. Верующие несли в руках старинную икону Божьей Матери «Знамение» – ту, что также называют Курская Коренная. Икону специально для этого события привезли в старинный русский город из самой Америки. Как же она там очутилась?

Преданья старины глубокой

Курская Коренная – одна из старейших икон православной России. Замечательно предание о ее нахождении: согласно ему, икону обнаружили 8 (23) сентября 1295 года. Это были времена, когда страна буквально стонала из-за погромов монголо-татарского полчища.

Древний город Курск, разрушенный до основания набегами кочевников, представлял собой развалины и пепелище; на месте, где прежде стояли дома, теперь росли деревья и рыскали звери. Жители соседнего города Рыльска приходили сюда словно в дикий лес – на охоту. Как раз охотник из Рыльска и обнаружил ее – небольшую икону, которая вниз изображением лежала между корней большого дерева (вот откуда название иконы – Коренная), росшего на берегу реки Тускарь.

Стоило мужчине взять икону в руки, на том месте, где она была, начал бить родник. Охотник решил, что перед ним настоящее знамение – и вместе с друзьями тут же смастерил маленькую часовню. В нее-то и поместили найденную икону.

К часовне потянулись паломники из Рыльска – пошел слух, что она исцеляет болящих. Василий Шемяка, тогдашний рыльский князь, повелел перенести чудодейственную икону в сам Рыльск. Он даже приказал выстроить для нее церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Однако вскоре икона чудесным образом переместилась на прежнее место, в маленькую часовню под Курском. Сколько бы жители Рыльска ни перевозили ее в свой город, икона снова возвращалась обратно.

Илья Репин. Крестный ход в Курской Губернии
Илья Репин. Крестный ход в Курской Губернии

Срослись в единое целое

В 1383 году в те места снова явились монголо-татары. Несколько раз они пытались поджечь часовню, обложили здание хворостом, но огонь никак не разгорался. Татары накинулись на местного священника, которого местные называл Боголюбом, и обвинили в колдовстве; тот как мог объяснял кочевникам, что место это святое, что пока в часовне находится чудодейственная икона, сжечь ее не удастся. Тогда татары захватили его в плен, разрубили икону на две части, а часовню все-таки сожгли.

Позже Боголюба выкупили из татарского плена посещавшие хана послы из Москвы. Он решил вернуться туда, где раньше была часовня, поселился поблизости. Вскоре нашел две половинки разрубленной иконы, сложил их вместе – и они невероятным образом снова стали одним целым; на месте разруба не осталось и следа – лишь выступили капельки росы.

Жители Рыльска перенесли было ее в свой храм – но икона, как и прежде, переместилась на берег реки Тускарь. Вскоре на том месте построили новую часовню. Она просуществовала около 200 лет.

Серафим Саровский. Прижизненный портрет
Серафим Саровский. Прижизненный портрет

Исцеление отрока Прохора

В 1754 году (по другим данным – в 1759) в семье курских купцов Мошниных родился мальчик, которого назвали Прохором. Когда ему исполнилось девять лет, его поразила тяжелая болезнь; мать и отец уже решили, что ребенок не выживет. Но однажды Прохор увидел во сне Богоматерь, которая пообещала ему исцеление.

Назавтра мимо дома, где он жил, проходил Крестный ход с Курской Коренной иконой «Знамение». Когда от сильного дождя люди укрылись во дворе Мошниных, мать Прохора на руках принесла мальчика к иконе – и уже наутро ему стало намного лучше. Повзрослев, Прохор примет монашество – а впоследствии станет известен всему православному миру как Серафим Саровский.

Ново-Коренная Пустынь в Нью-Йорке – новое прибежище Курской Коренной иконы
Ново-Коренная Пустынь в Нью-Йорке – новое прибежище Курской Коренной иконы

Странствия «Знамения»

В 1597 году волей царя Федора Иоанновича разрушенный Курск построили заново. По его же желанию чудесная Курская Коренная икона, о которой царь так много слышал, прибыла в Москву. Тогда-то на ее деревянном окладе сделали изображения Господа Саваофа и пророков, держащих в руках свитки.

В 1615 году Курская Коренная возвратилась на родную землю; там, на месте разрушенной часовни, выстроили монастырь, который назвали Коренной Пустынью. Правда, с 1618 года икона в основном находилась в соборе Знаменского монастыря в городе Курске.

В 1676 году «Знаменье» возили на Дон – благословлять казацкие войска. А в легендарном 1812 году список с иконы посылали в армию Кутузова.

После революции на момент начала Гражданской войны икона находилась в курском Знаменском монастыре. В 1919 году, когда деникинцы оставляли город, Курскую Коренную, опасаясь варварских действий большевиков, решили вывезти. Ее провозили через Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск; доставили в Сербию, вернули в Россию – в Крым. Затем она снова попала в Сербию, была помещена в православный монастырь Язак в Воеводине, через семь лет попала в Белград. Затем Курская Коренная икона побывала в Мюнхене – переехала туда в 1944 году вместе с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви.

С 1957 года и до настоящего времени икона находится в посвященном ей Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.






Почему иудеи и мусульмане не едят свинину
«Некультурные безбожники, вам должно быть позорно»: Зираддин Рзаев разнес сжегших Коран украинцев