Как мать-одиночка уничтожила на войне 309 фашистов

Людмила Павличенко
Людмила Павличенко
Немцы так и не смогли обнаружить «большевистскую валькирию»

101 год назад родилась Людмила Павличенко – самая успешная женщина-снайпер в мировой истории. Как только ее не называли! Британские и американские репортеры удостоили ее титула «королевы огня»; гитлеровцы окрестили «большевистской валькирией». Ну и, конечно, «леди Смерть», - под этим прозвищем Людмилу Павличенко знали и в Европе, и за океаном.

Дочь дворянки и чекиста

Люда, тогда еще Белова, росла в городке Белая Церковь. В то время Киевская губерния была частью Российской империи. Позже семья переехала жить в Киев, а затем в Одессу.

Происхождение девочки было не совсем обычным: ее мать родилась и выросла в дворянской семье; она была женщиной высокообразованной и постаралась привить дочери любовь к наукам и иностранным языкам. Отец же, Михаил Белов, служил в НКВД и всячески старался не афишировать тот факт, что его супруга – не «пролетарка».

К счастью, Люда, с детства отличавшаяся трудолюбием и тягой к самостоятельности, уже после девятого класса отправилась работать шлифовальщицей на киевский завод «Арсенал». Это и позволило ей впоследствии указывать в анкетах: «Происхождение – рабочее».

Дитя любви

Рано узнала Людмила и цену любви и предательства. Будучи восьмиклассницей, в 15-летнем возрасте она познакомилась с Алексеем Павличенко – студентом сельхозинститута, комсомольцем и просто красавцем. Они встретились на танцах, и это была любовь с первого взгляда. Парень тоже поначалу ответил ей взаимностью. Очень скоро Люда поняла, что беременна.

Алексея, однако, перспектива становиться отцом семейства не обрадовала. Он попытался от нее увильнуть, но энкавэдэшник Белов разыскал ухажера дочери и заставил жениться. Впрочем, этот шаг оказался в итоге пустой формальностью: вскоре новоиспеченные супруги расстались.

От этого малоприятного опыта, однако, у Людмилы осталось важнейшее наследство. Во-первых, сын Ростислав, а во-вторых – новая фамилия, под которой позднее ее и узнал весь мир.

Один патрон – один мертвый враг

В 30-х годах обстановка в стране и в мире постепенно накалялась. Реагируя на предчувствие новой войны, руководство Советского Союза создало Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству – Осоавиахим. В клубах и на курсах этого объединения молодежь училась водить машины, изучала основы радиодела, получала навыки владения оружием.

Забрела во время прогулки по парку в осоавиахимовский тир и студентка Люда Павличенко. К тому времени она уже окончила вечернюю школу и поступила на истфак Киевского университета. Впервые взяв в руки винтовку, она неожиданно несколько раз подряд попала почти в «десятку». Удивленный сотрудник тира Александр Потапов, заявил, что за превосходную стрельбу Людмиле от Осоавиахима полагается премия, и пригласил девушку в Киевскую школу снайперов.

Потапов работал в этой школе старшим инструктором. От него Людмила и ее новые товарищи и выучились всем основным навыкам, которые в дальнейшем очень пригодились им на войне. Как двигаться на поле боя, чтобы не быть подстреленным; как грамотно маскироваться и следить за противником, который не хуже тебя старается быть незаметным; как оценить местность и распознать, где скрывается враг... Ну и, разумеется, как стрелять максимально точно и результативно, не растрачивая попусту силы и боеприпасы: каждый патрон – это еще один убитый враг.

Людмила Павличенко
Людмила Павличенко

Вызываю огонь на себя

К июню 1941-го Люде было почти 25. Она окончила 4-й курс и уже предвкушала, как будет писать научное исследование про Богдана Хмельницкого... Однако, услышав, что началась война, в первый же день, не раздумывая, оставила девятилетнего сына с матерью, отправилась в военкомат и, сообщив, что имеет стрелковую подготовку, потребовала отправить ее на фронт.

Только за первые месяцы войны, пока шла оборона Одессы, боец 25-й Чапаевской стрелковой дивизии Павличенко уничтожила 179 гитлеровцев. До рекордных 309 число убитых фашистов Людмила довела всего за год – к июлю 1942-го.

Чтобы засечь вражеских стрелков, местонахождение которых долго не удавалось определить, храбрая девушка часто прибегала к результативному, но крайне рисковому способу: вызывала огонь на себя. Неудивительно, что и ее саму фашистские пули цепляли не раз. К концу войны Людмила успела пережить четыре серьезных ранения и контузию.

Слава о Павличенко покатилась по стране. С удивительной снайпершей захотел встретиться генерал Иван Ефимович Петров, командовавший Приморской армией. Он привез ей в подарок именную винтовку – СВТ-40 с оптическим прицелом. Главным достоинством этого оружия было то, что оно не нуждалось в передергивании затвора после каждого выстрела; это изрядно увеличивало скорость стрельбы. Позже Людмила по традиции доставала эту винтовку, чтобы попозировать газетным репортерам для фотографий. Но для боевых выходов она неизменно выбирала добрую старую «трехлинейку», она же – «мосинка»: убойная сила у нее была больше, а главное – ее механизм не клинили то и дело попадающие в бою на оружие песок и грязь.

Расстрелянное счастье

30 октября 1941-го началась оборона Севастополя, участвуя в которой, Людмила неожиданно… встретила новую любовь.

Снайпер Киценко был ее командиром, а часто – и напарником в дуэлях с фашистскими стрелками. Звали его, как и ее бывшего мужа, Алексеем. Но она, не желая смешивать эти два чувства, предпочитала называть своего нового возлюбленного Леней.

Киценко вытащил Людмилу из-под огня в декабре 1941-го, когда ее в очередной раз нагнала вражеская пуля. Вскоре после возвращения Павличенко в строй они с Леней подали заявление на регистрацию брака.

Однако судьба уже решила все по-своему. Во время очередной вылазки советских снайперов их позицию обнаружили немцы. Киценко и его без пяти минут жена оказались под шквалом минометного огня. Леня получил несколько тяжелых ранений, ему оторвало руку, и теперь уже Людмила тащила его к своим, умоляя держаться... Но раны ее напарника оказались слишком тяжелы. Прожив еще несколько дней, Леня Киценко умер в госпитале.

С этого дня война снайпера Павличенко стала самой настоящей местью. За несостоявшееся женское счастье, за гибель любимого человека.

Людмила Павличенко с Элеонорой Рузвельт
Людмила Павличенко с Элеонорой Рузвельт

«Вы слишком долго отсиживаетесь за моей спиной!»

2 июля 1942 года советское командование было вынуждено сдать Севастополь. Павличенко к тому времени успела получить еще одно ранение и была по приказу генерала Петрова эвакуирована в тыл.

Немного подлечившись, девушка получила предложение – отправиться в составе советской делегации в Соединенные Штаты, чтобы постараться убедить американских политиков как можно скорее открыть второй фронт.

Так Павличенко попала в Америку. Прибыв на международный форум студентов, Людмила познакомилась с супругой президента США – Элеонорой Рузвельт. Она очень понравилась первой леди, и та пригласила Люду пожить немного в Белом доме.

В один из дней советская гостья переодевалась к обеду. В этот момент в комнату вошла миссис Рузвельт, и перед ее глазами оказались четыре страшных шрама, которыми была исполосована спина Людмилы. Первая леди охнула, и на глазах у нее выступили слезы.

Там же, в Штатах, случилась и история, которая впоследствии стала легендарной. 26-летняя Павличенко вместе с другими делегатами от СССР прибыла в Чикаго, где ей предстояло сказать речь. Мэр города, представляя ее, заявил, что она слишком молода для того, чтобы тратить время на долгие разговоры. «Вам хватит и трех минут», - усмехнулся он.

«Мне хватит и одной минуты, господин мэр», - парировала Людмила с улыбкой, а затем повернулась к многотысячной толпе. «Джентльмены! Мне 26 лет. Я уже успела уничтожить на фронте 309 фашистов, – заявила она. – Не думается ли вам, джентльмены, что вы слишком долго отсиживаетесь за моей спиной?»

Ответом на эту фразу стала гробовая тишина, за которой последовал шквал аплодисментов.

Знаменитая речь Людмилы Павличенко
Знаменитая речь Людмилы Павличенко

25 октября 1943-го лейтенант Павличенко стала Героем Советского Союза. К концу войны она дослужилась до майора; после Победы вернулась в университет, закончила учебу, пошла работать в Главный штаб ВМФ. Она жила самой обычной жизнью, растила сына, а легендарная «мосинка» отправилась на хранение в московский Центральный музей Вооруженных сил.

В 1957 году знаменитая снайперша еще раз встретилась с Элеонорой Рузвельт. На этот раз она сама принимала американку в Москве, когда та прибыла в СССР с визитом.

Тем не менее, четыре фронтовых ранения и тяжелейшее нервное напряжение, в котором мужественной женщине приходилось месяцами жить на войне, не прошли даром. В 1974 году, когда ей было всего 58, Людмила Павличенко умерла.






«Это было великое сражение»: во Ржеве отметили 80-летие освобождения города от немецкой оккупации
6 самых интересных детских книг о Великой Отечественной войне