ОБЩЕСТВО

Как Шанель одела всех женщин в траур по своему возлюбленному

19 августа – день рождения Коко Габриэль Шанель, маленькой портнихи, знаменитого дизайнера, перевернувшего мир моды больше, чем кто-либо

В историю моды Габриэль Бонер Шанель, родившаяся в 1883 году незаконнорожденная дочь ярмарочного торговца и дочери плотника из провинциального французского Сомюра, вошла под именем Коко. Она подарила женщинам многое – и даже если бы создала одно только свое знаменитое маленькое черное платье, или одни только духи Chanel №5, ее имя оказалось бы навсегда вписано в историю моды.

Фото: flickr.com

Кто такая Коко?

Мадмуазель, впоследствии изрядно приукрасившая свою биографию, рассказывала, что прозвище «Коко» - «цыпленочек» ей дал любящий отец. Правда же заключалась в том, что Альберт Шанель своих дочерей не любил и их жизнью не интересовался. Когда Габриэль с сестрой после смерти матери попали в католический приют, он ни разу их не навестил.

Коко же будущую звезду моды стали звать в юности – тогда она работала продавщицей в Мулене, грезила о славе и карьере певицы, а вечерами пела в кафешантане. Незатейливые песни Ko Ko Ri Ko и Qui qua vu Coco пользовались успехом у местных гарнизонных офицеров – как и сама Шанель.

С карьерой певицы не сложилось – во многом, благодаря более чем средним вокальным данным. Зато у Габриэль-Коко был другой талант – придумывать фасоны нарядов и шляпок. Дела шляпницы и «маленькой портнихи», как называла себя сама Шанель, быстро пошли в гору. В 1910 году, благодаря финансовой поддержке возлюбленного – британского бизнесмена Артура Кэйпела, –  она открыла в центре Парижа на rue Cambon свой первый шляпный магазин Chanel Modes. А через 8 лет приобрела целое здание под номером 31 по той же улице – этот адрес и сегодня известен модницам всего мира, ведь там бутик Chanel.

Бутик Шанель на rue Cambon в Париже. Фото: Wikimedia
Бутик Шанель на rue Cambon в Париже. Фото: Wikimedia

 

Показ Chanel Haute Couture, 2011 год. Фото: Wikimedia
Показ Chanel Haute Couture, 2011 год. Фото: Wikimedia

Маленькое черное платье

Коко Шанель питала особую слабость к черному цвету, она считала его элегантным, подходящим всем женщинам и для всех случаев. А еще она мечтала избавить прекрасный пол от корсетов, многочисленных оборок и подобных изысков моды, мешавших ходить и даже дышать.

Культовое платье впервые появилось на страницах модных журналов в 1926 году – это была простая модель прямого фасона из крепдешина (по другой версии – из муслина) с заниженной талией и полукруглым вырезом, длиной оно было чуть ниже колен, которые Шанель считала самой некрасивой частью женского тела и всегда советовала прятать.

Коко Шанель. Фото: flickr.com
Коко Шанель. Фото: flickr.com

 

Есть красивая легенда о том, что дизайнер намеренно одела всех женщин в траур – так как не могла носить его сама: любовь всей ее жизни, Артур Кэйпел, погиб в автокатастрофе в 1919 году. Он был женат на другой женщине, это был «бизнес-брак», и горе Шанель было гораздо сильнее, чем горе официальной супруги.

Chanel №5

После смерти Кэйпела Коко с головой погрузилась в работу. Идея «фирменных» духов уже давно интересовала ее – создать парфюм она попросила парфюмера Эрнеста Бо, пожелав, чтобы тот придумал что-нибудь необычное и элегантное. В первых десятилетиях ХХ века о сложных ароматах никто не думал – женщины пахли фиалками, розами, ландышами, цветочные духи легко выветривались, часто были приторными и, на взгляд Шанель, скучными. Бо в ту пору увлекся экспериментами с новыми компонентами  - альдегидами, синтетическими веществами, благодаря которым духи приобретали новое, необычное «звучание» и стойкость.

Эрнест Бо. Фото: Wikimedia
Эрнест Бо. Фото: Wikimedia

В 1921 году парфюмер подготовил для мадмуазель несколько вариантов – она выбрала пятый, отсюда и родилось название. Кроме того, суеверная Шанель давно считала «пятерку» своим счастливым числом. Есть легенда, что удостоившийся ее внимания аромат родился случайно – подмастерье Эрнеста Бо перепутал концентрацию, и влил в десять раз больше раствора альдегида, чем требовалось. Если это так, то благодаря этой случайности началась эра новых ароматов – альдегидных. Современная парфюмерия без них немыслима.

За век с лишним дизайн флакона Chanel № 5 почти не изменился. wikimedia
За век с лишним дизайн флакона Chanel № 5 почти не изменился. wikimedia

 

Маленький черный жакет

Ставший таким же культовым, как и маленькое черное платье, знаменитый твидовый костюм, состоящий из узкой юбки и короткого жакета без воротника - обшитого тесьмой, с накладными карманами - появился в 50-х годах ХХ века и до сих пор считается классикой моды. Сама мадмуазель предпочитала черный, кремовый и белый цвета – сегодня жакеты «а ля Шанель» - могут быть каких угодно оттенков.

Бижутерия

Дизайнер любила щеголять в жемчужных ожерельях, надевая по несколько ниток одновременно – и большинство ее жемчугов были фальшивые. Как уверяла сама мадмуазель, украшений у женщины должно быть много – но если они настоящие, это отдает хвастовством и дурным вкусом, поэтому она предпочитает бижу. Созданием искусственных драгоценностей Коко Шанель занялась еще в начале 20-х, свои творения дизайнер предпочитала называть фантазийной бижутерией. И вскоре с ее подачи даже те дамы, которые могли себе позволить бриллианты, перешли на бижу – и стали носить ее вечером, что еще недавно считалось моветоном в высшем обществе.

 

Мода на загар

Ей мы тоже во много обязаны Коко Шанель – до нее бледная кожа веками считалась признаком аристократизма. По легенде, новая тенденция родилась случайно: катаясь вместе с очередным поклонником на яхте на Лазурном побережье, дизайнер забыла о том, что нужно прятаться от солнца и вернулась в Париж загоревшей. А так как к тому времени все уже привыкли, что Шанель – законодательница трендов, дамы тут же решили, что загар – это красиво и модно.

 

Коко Шанель, 1937 год. Фото: flickr.com
Коко Шанель, 1937 год. Фото: flickr.com

Мужская одежда для женщин

Шанель многое взяла из мужского гардероба – еще до того, как стать знаменитым на весь мир дизайнером и иконой стиля, она с успехом экспроприировала у своих кавалеров костюмы для верховой езды и смокинги – и перешивала их для себя. Ей на собственном примере удалось доказать, что дама в брюках может выглядеть женственно и элегантно, что смокинги и свитера красят не только мужчин, тельняшки имеют право носить не только моряки, а дешевое джерси, ткань, из которой традиционно шили нижнее мужское белье, прекрасно подходит для платьев. Все это женщины носят до сих пор. Шанель была против моды, которая быстро проходит – и ей почти столетие назад удалось создать хиты, которые актуальны и в XXI веке.