Зачем адмирал Нахимов затопил свою «Силистрию»

Затопление кораблей Черноморского флота на Севастопольском рейде 11 сентября 1854 года. Картина Ивана Владимирова
Затопление кораблей Черноморского флота на Севастопольском рейде 11 сентября 1854 года. Картина Ивана Владимирова
Образцовый корабль Черноморского флота «Силистрия» и еще шесть его собратьев были затоплены по приказу адмирала Нахимова в Севастопольской бухте в Крымскую кампанию 1853– 1856 гг

Образцовый корабль Черноморского флота «Силистрия» и еще шесть его собратьев были затоплены по приказу адмирала Нахимова в Севастопольской бухте в Крымскую кампанию 1853– 1856 гг.

Корабль-образец

84-пушечный линейный корабль «Силистрия» был первым военным парусным судном своей серии. Парусник был спущен на воду в 1835 году, а назвали его в честь турецкой крепости на Дунае, взятой русской армией.

Это был 3-мачтовый корабль водоизмещением 3540 т, длина по верхней палубе 59 м, ширина 15,9 м, экипаж 175 человек, общее число орудий 84 с возможностью установки четырех дополнительных. Он был построен в Николаеве под руководством корабельного мастера Акимова. Командиром строящегося корабля был назначен Павел Нахимов, будущий адмирал и защитник Севастополя. Он следил за выполнением работ, заботился о прочности корпуса, добротности парусного и артиллерийского вооружения.

84-пушечный линейный корабль «Силистрия»
84-пушечный линейный корабль «Силистрия»

Круглая корма для лучшей прочности корпуса, металлические детали, вместо пеньковых канатов – якорь-цепи. Благодаря новшествам и лучшей маневренности, а также высокой организации службы и боевой подготовки экипажа «Силистрию» ставили в пример всему Черноморскому флоту. Командующий флотом М. Лазарев часто держал на ней свой флаг. «Силистрия» считалась образцовым кораблем почти 20 лет.

Черноморская практика

После спуска на воду корабль нес службу в Севастопольской бухте, и с 1837 по 1849 гг. в составе эскадры принимал участие в учебных и боевых высадках десантов в районах Туапсе, Шапсухо, Псезуапе и в Цемесской бухте.

«Силистрия» этого периода запечатлена на картинах русского мариниста Ивана Айвазовского, который сам был участником морских походов. Например, он участвовал в высадке отряда генерал-лейтенанта Николая Раевского в устье реки Субаши.

Морскую операцию обеспечивали 84-пушечные парусные линейные корабли, «одноклассники» «Силистрии». На полотне 1839 года «Десант Н. Н. Раевского у Субаши» изображен эпизод обстрела берега после первой волны десанта.

Десант Н.Н.Раевского в Субаши. wikimedia
Десант Н.Н.Раевского в Субаши. wikimedia

 «Силистрия» – гроза горцев

Главными противниками русских гарнизонов на суше были горцы, которые внезапно нападали на форты и захватывали крепости. Но в мае 1840 года русский десант, в высадке которого участвовала «Силистрия», вновь отбил захваченные горцами Вельяминовский и Лазаревский форты.

Летом 1844 года парусник «Силистрия» оказал помощь с моря защитникам Головинского форта, обстреляв горцев и удачно высадив десант. Атаку отбили 19 июля, но Нахимов принял решение остаться у Головинского укрепления.

В полночь 22 июля поступили данные, что горцы начали готовиться к следующей атаке. Нахимов высадил подкрепление, «Силистрия» осталась крейсировать поблизости. Атаки не последовало. 26 июля, когда горцы наконец отошли вглубь материка, Нахимов отдал приказ идти на Севастополь. Начальник Черноморской береговой линии генерал-майор А. Будберг в рапорте отмечал, что появление «Силистрии» спасло укрепление от кровопролитного штурма.

С мая по июнь 1846 года «Силистрия» занималась установкой мертвых якорей (устройства для постоянного закрепления ко дну обозначений фарватера) и бакенов в Цемесской бухте.

Подводный барьер

В 1854 году против России действовала коалиция западных держав и Турции. Флот противника заблокировал русские корабли на Севастопольском рейде. Неприятель контролировал Черное море, высаживал десанты на крымское побережье. В сентябре 1854 года началась подготовка к штурму главного стратегического пункта в Крыму – Севастополя.

Адмирал Павел Нахимов. wikimedia
Адмирал Павел Нахимов. wikimedia

Обороной Севастополя командовал адмирал Павел Нахимов, который прекрасно понимал, что если вражеские корабли войдут в бухту, то город будет потерян. Нахимов не был бы адмиралом, если бы не знал все о морских сражениях, история которых имеет много примеров стратегического затопления военных кораблей. Они становились своеобразными «мертвыми якорями», которые препятствовали проходу вражеского флота.

11 сентября, еще до начала штурма, поперек фарватера на мелководье по приказу адмирала затопили семь парусных судов. В жертву были принесены два знаменитых фрегата – «Флора» и «Двенадцать апостолов» – и пять линейных кораблей, в том числе детище Нахимова – «Силистрия». Подводная «полоса препятствий» между Александровской и Константиновской батареями стала непроходимым барьером для кораблей неприятеля.

Мачты затопленных кораблей не дали противнику пройти в бухту. Это отсрочило взятие Сеевастополя на целый год. Но тактическая победа досталась адмиралу Нахимову тяжелой ценой. Ему, истинному моряку, пришлось затопить не один парусник русской флотилии. Барьер из мачт затопленных парусников, которые являлись гордостью Черноморского флота, постепенно разрушался – и его укрепляли затоплением новых кораблей. К окончанию обороны на дне Севастопольской бухты было 90 кораблей!

Через полвека после войны, в 1905 году, в Севастополе установили монумент, который называют «Памятник затопленным кораблям».

Фото: Андрей Бутко / Wikimedia
Фото: Андрей Бутко / Wikimedia





Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!
Выиграть Курскую битву помог лучший друг Гитлера