Как и зачем извращают память о Великой Отечественной войне

xj5d5h3w
Первые часы Великой Отечественной войны. Фото: mil.ru
Все больше время отдаляет нас от великой войны нашего народа с немецкими оккупантами.

Все чаще звучат голоса, пытающиеся умалить и обесценить подвиг советского солдата. Но вместе с тем рассекречивается все большее количество документов, не позволяющих чернить память защитников Отечества. Да и живы еще свидетели того жесточайшего из времен.

В конце 1980-х настало время кликуш, распространявших якобы правдивую информацию, которая неизменно шла в пику официальной версии. И неважно, какая тема затрагивалась: заряженная вода или события священной для народа войны – авторы сенсаций, выдающих себя за значимых лиц и компетентных историков, допущенных к главным секретам страны, зарабатывали миллионы на изголодавшихся по альтернативному мнению людях. Скандальные заявления преподносились как свидетельства очевидцев и архивные данные, с которых снят гриф «секретно». Количество версий происходившего в недавнем прошлом множилось прямо пропорционально количеству свежепроявившихся «агентов», «разведчиков», «бывших сотрудников» и «личных помощников» сильных мира сего. Именно в то время родились и утвердились несколько мифов о Великой Отечественной Войне. Вот только некоторые из них.

«В начале войны Сталин запаниковал и бежал из Кремля»

Говорили, что Сталин настолько растерялся из-за нападения Гитлера и его стремительного продвижения вглубь нашей страны, что оказался недееспособен и впал в прострацию на много дней.

Ничего подобного не было. Эту информацию продвигал Хрущев, но она была опровергнута журналом посещений кремлевского кабинета Сталина. В те дни экстренно решали проблемы обороны, снабжения, эвакуации с территорий, которые может оккупировать враг – об этом всем есть подробные записи с наложенными резолюциями и распоряжениями. Когда Хрущеву указали на несостоятельность его версии, была выдвинута вторая: Сталин был в прострации 29-30 июня! Но и здесь несостыковочка. 29 июня Сталин ворвался в наркомат обороны и в прах поругался там с Жуковым из-за потерянного Минска. Очевидцы говорят, что они даже крыли друг друга матом.

30 июня Сталин на короткий промежуток времени и вправду уезжает из Кремля, но члены Политбюро прекрасно осведомлены о том, где он, и буквально через несколько часов появляются у него на даче. В опубликованных воспоминаниях А. Микояна есть запись о том, что Сталин, увидев приехавших, настолько запаниковал, что чуть ли не прятался под кроватью. Но стоит сравнить рукопись с изданием, которое увидело свет, и тут же становится понятно, насколько записи подверглись редактированию. Микоян пишет, что Сталин был спокоен и никаких упоминаний паники в тексте нет. Но книга вышла после смерти Микояна и в том формате, который был угоден действующему цензору. Так что это – откровенная фальсификация.

Сталин в рабочем кабинете. Фото: wikipedia.org
Сталин в рабочем кабинете. Фото: wikipedia.org

«Если бы не русский мороз, немцы бы захватили Москву и весь СССР»

Вообще, для мира победа Советского Союза во Второй мировой войне выглядела чудом. Ведь, если подумать, со времен Наполеона у России не было значимых побед над врагом, который был бы равен ей по военной мощи. Были последовательно проиграны Крымская и Русско-японская войны, а после и с Первой мировой как-то не особо повезло. Анализируя все это, Запад был уверен, что Советы так же бездарно проиграют и Гитлеру. Да, враг прошел на огромные расстояния вглубь страны. Да, армия отступала. Но это лишь потому, что на наших западных границах не было ни нормальных укреплений, ни достаточных частей. Еще в мае началась переброска к западным рубежам пяти армий, но к началу гитлеровского вторжения они просто не успевали подойти к границе. Не забудем, что эти территории совсем недавно вошли в состав СССР.

«Рихард Зорге назвал точную дату нападения Гитлера и количество войск, готовых для вторжения, но Сталин не поверил и поэтому погибло столько народа»

Ничего конкретного Зорге не озвучивал – точнее, постоянно менял свои показания. Внедрить разведчика в высшие эшелоны власти и получать информацию из первых рук – немыслимая удача, и Зорге этой удачей не был. Реальная разведка – это по большей части слухи, сплетни, отрывочные сведения, которые нельзя оставлять без внимания. Так что никаких докладов из ставки Гитлера не было: свою информацию Рихард Зорге передавал из Японии, поэтому эти сведения считались второстепенными. Разными агентами были названы разные даты нападения, но ни одна из них до того момента не сбылась. Скептически можно было относиться к слухам о готовящейся войне еще и потому, что если рассуждать логически, то Гитлер не должен был напасть на сильного противника, не разделавшись перед этим с Англией, которая к тому моменту портила всю картину «великого завоевателя мира». Конечно, война с Германией, даже несмотря на заключенные мирные договоренности, была очень вероятной. Но по всем выкладкам можно было предположить, что начнется она не ранее, чем в 1942 году.

«На начало войны не было ни обмундирования, ни оружия, и на танки шла кавалерия с шашками»

В отчаянном положении и без коня под танки с гранатами бросались, ценой собственной жизни останавливая войска Гудериана и Рейнхардта. Если учесть, что у немцев было шестикратное превосходство техники и личного состава в местах прорыва, вообще чудо, что их продвижение было затруднено. На первом этапе войны у немцев было бесспорное преимущество и в технике, и в военном деле. Их войска учились воевать постепенно. После аншлюса Австрии (можно считать его большими учениями) было вторжение в Чехословакию – завоевание страны без военных действий. Потом захват Польши – слабого и трусливого противника. Дальше – Западный фронт с его недолгим сопротивлением. И такое же постепенное, но быстрое и качественное наращивание военной мощи путем добавления к батальону обкатанных бойцов двух необстрелянных батальонов. Конечно, и у СССР были опытные войска, принимавшие участие в маньчжурских операциях и Хасане. Но эти войска защищали наши восточные границы, а в Финскую кампанию привлекалась только небольшая часть армии, и ее было явно недостаточно для пресечения немецкой агрессии. Но даже при всем вышеперечисленном, блицкриг, который предполагал полное завоевание СССР за несколько недель, был сорван.

«Ко дню Победы в живых не осталось практически ни одного человека, который был призван в начале войны, из-за мясорубки 1941 года»

Даже озвучена цифра количества выживших: 3%. И это тоже совершенная ересь. Несомненно, потери были большими, но не настолько. Сегодня любой желающий может самостоятельно посмотреть в свободном доступе по количеству наградных листов, сколько народу прошло войну с 22 июня по 9 мая. И это только награжденные.

Еще говорят о том, будто наши солдаты массово сдавались в плен. А немцы вот утверждают, что так отчаянно как русские, никто не сопротивлялся. Да и если брать в расчет документы с соотношением убитых и захваченных в плен солдат других стран, то СССР на их фоне выглядит ничуть не хуже.

Как только говорится о смелости русских, сразу поднимается крик: «Заградотряды! Не было выбора!» Так вот, нужно понимать, что во всех армиях мира существуют службы, которые задерживают дезертиров и возвращают отступающих. Конечно, показательные расстрелы были, но это единичные случаи.

«Сталин планировал сам вероломно напасть на Гитлера 6 июля»

Из немецких донесений Гитлеру безоговорочно следует одно: Сталиным и СССР соблюдаются все условия пакта о ненападении, и в ближайшие месяцы не планируется никаких военных действий.

Даже если бы Сталин решил нарушить договоренности, сделано это было бы годом позже. В 1941 году был отдан приказ о формировании тридцати механизированных корпусов. Но большинство из них не были готовы к лету. Давайте рассуждать. Если бы стояла задача напасть, то формировались бы не 30, а 10 корпусов, но они были бы полностью укомплектованы и находились бы к тому времени в полной боевой готовности. К тому же в войска начали поставлять новую технику, но для перевооружения и подготовки специалистов требуется время. Так что начинать боевые действия в час, когда летчики еще не пересели на новые самолеты, а обученных танкистов и механиков просто нет, как-то неудобно.

Спешка была ни к чему. Пакт Молотова–Риббентропа давал возможность побыть в сторонке какое-то время. Теоретически СССР все-таки вступил бы в войну, и произошло бы это по просьбе англичан, например. Американский опыт уже не один раз доказывал, что тот, кто ввязывается в драку последним, получает наибольшую выгоду, потому Сталин и не спешил. Враг, за год обескровленный другим недругом, устраивал СССР гораздо больше в качестве потенциального противника.

Сталин и Риббентроп на подписании пакта о ненападении, 23 августа 1939 год. Фото: wikipedia.org
Сталин и Риббентроп на подписании пакта о ненападении, 23 августа 1939 год. Фото: wikipedia.org

* * *

Прошло много лет с момента появления этих и подобных мифов о Великой войне. Всем уже давно понятны и мотивы авторов, и источники финансирования их деятельности, и цели самих финансистов. Впрочем, они и не менялись никогда: ослабить Россию, сместить ее на задворки цивилизации, постепенно расшатывая и извращая память о великом прошлом советского народа, давшего отпор фашизму.

Нужно понимать, что работа над этим идет постоянно. Работа грамотная. Практически – бескровная война с привлечением лучших специалистов по воздействию на умы обывателя и гражданина. И если не противостоять этой тихой войне, то все чаще будут возникать кающиеся мальчики с установкой «не читал, но осуждаю». И в конце концов придет момент, когда нас снова будут пытаться рвать на части уже в открытую.






«Это было великое сражение»: во Ржеве отметили 80-летие освобождения города от немецкой оккупации
6 самых интересных детских книг о Великой Отечественной войне