Памятник подвигу сапёров

Одиннадцать бойцов пять часов сдерживали натиск фашистских танков

Одиннадцать саперов пять часов сдерживали натиск фашистских танков


Этот памятник на 114-м километре Волоколамского шоссе невольно задерживает взгляд. Стилизованный взрыв остановил немецкий танк. Бронированное чудовище уткнулось в землю под углом 45 градусов. Эмоции монумент вызывает сильные. Но чей подвиг увековечил памятник? Мало кто из современников это знает. А нужно, очень нужно, чтобы знали и помнили.


Фашисты появились внезапно. И не с той стороны, откуда их ждали. С десяток танков, сотни автоматчиков яростно рвались вперед, чтобы настичь и уничтожить 1077-й полк 316-й стрелковой дивизии. Той самой, Панфиловской. После ожесточенного сопротивления 16 ноября 1941 года полк был вынужден отойти на новые рубежи, оставив район деревни Строково на Волоколамском направлении.
Враг не сомневался в успехе. Но не тут-то было. Шквальный огонь по фрицам открыл взвод саперов под командованием младшего лейтенанта Петра Фирстова. Маленький отряд прикрытия. Помимо командира, политрук Алексей Павлов, старший сержант Алексей Зубков и восемь саперов: Петр Гениевский, Ерофей Довжук, Прокофий Калюжный, Василий Манюшин, Данила Матеркин, Василий Семенов, Павел Синеговский, Глеб Ульченко
Танки горят, как свечки, вражеские пехотинцы падают один за другим. Одиннадцать (всего-то!) советских солдат пять часов сдерживали наступление врага. За это время их полк успел отойти и занять новую линию обороны.






Памятник героям-мученикам. Фото: Vk.com

Памятник героям-мученикам. Фото: Vk.com

Тела героев найдут лишь в июне 1942-го и похоронят в братской могиле на окраине села Строково. Часть из них погибла в ходе боя. Остальные были тяжело ранены, захвачены в плен и зверски замучены. Вот сухие факты отчета военврачей об осмотре тел:
«У политрука Павлова А. Ф. ударом холодного оружия размозжен череп и ножевой удар в горло. У красноармейца Гениевского П. П. совершенно срезаны верхняя губа и нос, у красноармейца Семенова В. И. в области правого виска - рвано-расплющенная рана, нанесенная тупым оружием, а в передней грудной клетке 12 пулевых ран из автомата. У красноармейца (фамилия не установлена) отрезаны нос, верхняя губа, уши, в области правого темени - штыковая рана. Повреждения остальных (фамилии не установлены): у одного сломана левая голень, у второго разбит череп, у третьего - резаная рана в области сердца, у четвертого выколот правый глаз и размозжен череп, у пятого вырезана щека».
Петра Фирстова, раненного в ногу, нелюди бросили на дорогу и запретили местным жителям приближаться к нему. Когда тот, совершенно обессилевший, попросил дать ему хотя бы воды, подошел финский солдат и затянул на шее у младшего лейтенанта ремень. Его немецкий сослуживец наступил на ноги беспомощному бойцу и задушил его. Фашистские изверги оставили тело Фирстова на дороге, под страхом смерти запретив убирать. Несколько дней по нему проезжали машины.
Командование дивизии представило павших к званию Героя Советского Союза посмертно. Однако Военный совет Западного фронта наградил бойцов только орденами Ленина.



автор