ОБЩЕСТВО

Реформенное безобразие

Людмила ЯСЮКОВА

Людмила ЯСЮКОВА. Кадр: Youtube.com

Нововведения в школьном образовании делают наших детей умственно отсталыми, ограниченными и агрессивными

Выпускники по всей стране бьются сейчас над ЕГЭ, который станет для них пропуском во взрослую жизнь и одним из критериев при поступлении в вузы. В прошлом году знания старшеклассников были настолько слабы, что минимальный порог по основным предметам спешно снизили - до 24 баллов по русскому языку и 20 по математике. Сегодня для получения аттестата достаточно тех же скромных показателей. Почему наши отпрыски выходят из школы неучами и к чему приведет реформа образования, рассуждает руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, педагог-психолог с 30-летним стажем Людмила ЯСЮКОВА.

- То, что сейчас происходит в школе, ломает ее окончательно. Все последние изменения, которые направлены якобы на улучшение ситуации, результата не дадут, - констатирует Людмила Ясюкова.

О грамотности

- В 80-е годы, когда обучать русскому языку и чтению стали, опираясь на фонетический метод членкора АПН Даниила Эльконина, начались проблемы с грамотностью. Раньше учили по зрительно-логическому методу: говорим и слышим одно, а пишем по правилам. А сейчас с детского сада преподают звуковой анализ - букв малыши не видят, анализируют все на слух. На уроке учительница показывает букву «а» и спрашивает: «Ребята, какое слово на «а» вы знаете?» Полкласса кричит: «Агурец». С первого по шестой класс дети делают звуковую запись слова: «ма-ла-ко», «са-ба-ка», «йожык». Детей учат, что «лось», «конь», «бить», «день» - это три звука, последний из которых - мягкий. У них и обозначения есть. Твердый согласный - синий кружочек, мягкий - зеленый и гласный - красный. Мягкий знак они не ставят никогда. Во втором классе мальчик написал: «Веселый летний день», где «день» без мягкого знака. Учительница тычет указкой: какая там последняя буква должна быть? Мальчик говорит: «Зеленая». Дети пишут, как слышат: «ва кно», «вки но». Их так учат - спасибо Эльконину и его последователям.
Когда говорят, что, если ребенок не будет звуки произносить, он не научится читать, я возражаю: мы Владимира Ильича Ленина забыли? Он картавил всю жизнь, но грамотно писал и читал на четырех языках. Грамотность - это функция мышления, а не произношения. У нас до сих пор до этого дойти не могут.

Немногие выпускники могут похвастаться приличным багажом знаний

Немногие выпускники могут похвастаться приличным багажом знаний. Фото: «ИТАР-ТАСС»

О чтении

- Только 30 процентов детей из 11-го класса выходят с полноценным навыком чтения - понимают тексты, которые читают. Когда навык чтения неполноценен, школьники не могут написать сочинение, составить фразу грамотно, они не читают художественную литературу, потому что «повисают», едва начинаются описания природы, моральные метания героев, философские рассуждения. Натыкаясь на сложноподчиненные предложения, перестают понимать смысл того, что читают. Поэтому они вовсе не читают. Виноваты не компьютеры, не телевизор. Проблема в том, что их читать не научили.
В младших классах от детей требуют чтения вслух. Но осмысливание и озвучивание - две параллельные операции, не слитные даже у взрослых. Когда детей учат через быстрое озвучивание, они потом озвучивать могут, но совершенно не вникают в то, что читают.

О науках

- В чем разница между советской школой и сегодняшней? В СССР существовал пиетет науки. Программы писали ученые: математики, физики, филологи, а не педагоги и психологи, как сейчас. Считалось, что главное - знать законы физики, химии, биологии, экономики, социологии, истории и т. д., дабы понимать, что из-за чего происходит, и не пытаться противостоять объективным законам окружающего мира. Так формируется понятийное мышление.
Если ребенок хорошо решает задачки по физике и математике, он справится с любой проблемой. Без изучения науки понятийное мышление не сформируется. Среди взрослых меньше 20 процентов, и это в основном технари, обладают понятийным мышлением.
Науки убраны отовсюду. Еще в 90-е годы школьники изучали историю как историю развития цивилизации - теперь ее заменили на историю в картинках. Достаточно все заучить и пересказать.
Вместо биологии ввели общее природоведение, которое вытеснил окружающий мир. Раньше в начальной школе закладывали хоть какие-то основы естественнонаучного мышления, а сейчас этот окружающий мир - окрошка неизвестно про что. Еще и ошибок полно. Ну например, разработчики программы гордятся тем, что окружающий мир у них - практико-ориентированный. Как особо интересное практико-ориентированное занятие они приводят уроки изучения следов зверей. Для чего? Чтобы ребенок мог сам выйти из зимнего леса. Во втором классе. Составители не знают, что по следам зверей из леса не выйти? Да и, слава богу, наш второклассник один в зимнем лесу вряд ли окажется.

Запусти министра образования и науки Дмитрия ЛИВАНОВА в Хогвартс...

Запусти министра образования и науки Дмитрия ЛИВАНОВА в Хогвартс... Фото: an-crimea.ru

О математике и физике

- По новым федеральным государственным стандартам дети не должны просто решать задачки - они должны ставить цель урока, составлять его план. Считать им некогда. Дети учат состав числа. 10, например, - это 0 и 10, 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7. Вот они это заучивают наизусть. После чего считать не умеют абсолютно, потому что психологи и педагоги, которые эти программы составляют, не понимают, что память операторной функцией не обладает. Как дети заучили, то и воспроизвели и 8 и 3 уже не сложат. Вторая дурь, которая у нас внедряется, берут американский вариант счета по линейке, по которой дети могут считать только в пределах 20 - 30 - больше не могут.
Дальше они учат таблицу сложения - это счет тройками, четверками: 3, 6, 9, 12, 15 и т. д. Ребята заучивают эти цепочки, как стишки, но таблицу умножения выучить не могут.
Физику отодвинули на седьмой класс, и начинается она не с механики, а с рассказов о природе. Про космос, ракеты, законы Ньютона. Но задачек дети практически не решают. Я спрашиваю: «Что вы делаете?» - «Презентации рисуем». Но если не решать задачи по механике, думать не научишься. Дальше по физике идет сокращенная программа, а потом говорят, наступает подростковый кризис и учиться школьники не хотят. Но дело не в кризисе - дело в том, что к шестому-седьмому классу дети не понимают почти ничего на большинстве уроков.

...он своими реформами распугает всех волшебников

...он своими реформами распугает всех волшебников

О дисциплине

- Падение дисциплины вторично. Ребенок не может спокойно сидеть на уроке, если у него нет систематизированных знаний, на которые он может опереться. Он не понимает не только на физике и математике - то же происходит на химии, биологии, истории... История чуть ли не каждые два года переписывается, дети вообще не знают, о чем речь, если они не читали «Петра Первого» Алексея Толстого или «Войну и мир». А они не читали. Сухие факты им просто не на что положить. Дисциплина падает, потому что детям скучно на уроках.

О компьютерах

- В Японии, во Франции у детей компьютеры с малых лет, есть развивающие и очень полезные программы. Единственная проблема: если ребенка не научить читать, у него ничего не будет, кроме смартфона. Живое общение он не заменяет, дети все равно тусуются, особенно в подростковом возрасте, что бы ни утверждали психологи. Я всегда говорю родителям: у ребенка должны быть честные 30 - 40 минут в день компьютера после того, как он сделал уроки.

О вундеркиндах

- Есть вундеркинды и есть псевдовундеркинды. Высшие психические функции от природы не зависят никак. Гленн Доман - гениальный врач, нейролог, открывший в Филадельфии школу максимального развития человеческих способностей, говорил, что от рождения все Леонардо да Винчи. Важно, что мы можем активировать, что воспитать и что развить. Но наша система образования идет по такому пути, что даже здоровых детей обучить не может. Делает из них умственно отсталых, ограниченных и агрессивных.
Вундеркинды - это дети, которые получили гармоничное образование. Есть мнение, что умные дети тревожны и имеют массу проблем социального характера. Это миф. Если у ребенка сформировано понятийное мышление, он его использует и в общении с людьми. У нас же чаще всего вундеркиндом называют ребенка, успешного в одной области. Но если развивается какая-то способность, но нет мышления, ребенок не может быть везде успешен. Отсюда тревожность и трудности с социальной адаптацией.
К вундеркиндам часто относят отличников, которые выезжают на памяти. Они получают пятерки в начальной школе, потому что говорят буквально все, что и учитель. У них развита память, но нет мышления.

Бедные дети спят на ходу, зазубривая кучу ненужных вещей

Бедные дети спят на ходу, зазубривая кучу ненужных вещей. Фото: psypress.ru

О детях индиго

- Считается, что дети, которые плохо себя ведут, не могут учиться, - это дети будущего. Нужно ждать, когда они проявят себя. Это успокоение родителей. Детей, которых называют «дети индиго», надо лечить. Сейчас их считают гиперактивными. А до этого у них диагностировали минимальную мозговую дисфункцию или проблемы послеродовой энцефалопатии. Раньше такие дети не выживали, но сегодня, благодаря современным методам родовспоможения, выхаживают тех, кто весил килограмм при рождении, шестимесячных, с разными патологиями. Это не дети будущего - это дети, с которыми надо дополнительно заниматься.

О советских программах

- В Финляндии, чья система образования считается лучшей в Европе, есть объединение преподавателей, работающих по советским учебникам. Четыре года назад к ним присоединилась Германия. Из Норвежского университета мне прислали результаты тестирования - по русским школам ниже 50 процентов ни один ребенок не опускался. В Бостоне есть учебное заведение, где математику преподают на русском языке тоже по советским программам. Тех, кто получил диплом этой школы, берут на работу куда угодно.
Я всем говорю: либо нанимайте детям репетиторов, либо с восьмого класса покупайте советские учебники, сборники задач для поступающих в вузы - тоже 70 - 80-х годов - и решайте. Есть такие авторы, как Зак, Тамбер. Ищите.

О матчасти

- Школы очень зависимы материально. Если директор пытается делать что-то свое, его заменят тем, кем надо. Сняли гимназические и лицейские бюджетные надбавки. За более высокий уровень образования платить не будут, так что учителям нет смысла выкладываться. Мало того, отменили вступительные экзамены для гимназий и лицеев - теперь по месту жительства принимают всех. А если ребенок недостаточно развит, на базовую тройку выучить обязаны каждого. У нас «три» теперь считается базой. Через пару лет вообще будет полный ноль.
Последние два года разработчики бьются над изменением математических программ: зачем изучать алгебру, если ее никто не понимает. Параллельно идет сокращение вузов и студентов - не только бюджетных, но и коммерческих. Образованных людей пристроить некуда. Видимо, чиновники от образования рассуждают так: будем обучать минимум, а то они все равно за границу уезжают. Непонятно, кто наверху. Либо люди без понятийного мышления, либо временщики.