ОБЩЕСТВО

В институт поступят умные и богатые

Прекрасное советское образование превратилось в тупую торговлю дипломами


Мое студенчество пришлось на начало 90-х. «Завтра семинара по технологии не будет, у меня нет денег на жетон в метро», - предупреждал преподаватель в видавшем виды свитере, который он носил круглый год - другого у него просто не было. Честно говоря, мы даже не радовались отмене занятий: в карманах и у самих ветер гулял, но учиться было интересно - в институт шли не ради корочек.


Когда мы учились на последних курсах, в нашем самом что ни на есть техническом институте открылся платный факультет. Изучать за деньги предлагали модные тогда, но мало кому понятные менеджмент и маркетинг, а также экономику на производстве. Нам казалось, что платное отделение - это просто возможность для преподавателей подзаработать. Кто же знал, что со временем для поступления в вуз нужно будет копить не столько знания, сколько деньги, а платное обучение превратится в торговлю дипломами.






Уроженец поморской деревни ЛОМОНОСОВ с трудом пробивал себе дорогу к знаниям. Достигнув успеха, ратовал за то, чтобы образование было доступно всем слоям населения. Узнай основатель Московского университета, что творится сейчас, в гробу бы перевернулся!

Уроженец поморской деревни ЛОМОНОСОВ с трудом пробивал себе дорогу к знаниям. Достигнув успеха, ратовал за то, чтобы образование было доступно всем слоям населения. Узнай основатель Московского университета, что творится сейчас, в гробу бы перевернулся!


Спрос родил предложение


30 мая 1991 года в Тульском политехническом институте прошло первое Всероссийское совещание ректоров. Радужные перспективы в развитии высшей школы рисовал тогда еще председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин. Обещал всестороннюю поддержку, увеличение бюджетных вливаний, освобождение от налогов и пошлин, повышение зарплат и стипендий. Шла речь и о том, что зарабатывать должны сами вузы. Именно тогда впервые разрешили принимать студентов на платные отделения - не более 30 процентов от общего числа мест. За 24 года доля «платников» значительно выросла, и сейчас в некоторых учебных заведениях их больше половины. Скажем, в знаменитой Бауманке в этом году на бюджетное обучение идут 577 человек, а за деньги - 775.
Кто и как решает, сколько выпускников будет учиться бесплатно, а скольким придется раскошелиться? Для начала вычисляется общее количество бюджетных мест на страну: 800 на 10 тыс. человек в возрасте 17 - 30 лет. В этом году бесплатно обучаться смогут 2 млн. человек (всего, а не на первых курсах). Между вузами это количество распределяется неравномерно. Больше достается самым сильным и престижным учебным заведениям. А для того чтобы определить такие, Минобрнауки аж специальные организации создало в регионах - центры ответственности. Они оценивают эффективность вузов по нескольким параметрам, в том числе выясняют потребность местной экономики в тех или иных специальностях.
Но это вовсе не значит, что самые нужные стране профессии будет больше шансов получить бесплатно. Потому что между отделениями и факультетами места распределяет - внимание! - сам вуз по своему усмотрению. И платными делает те, на которые больше спрос. Например, будущие экономисты и юристы почти поголовно платят за обучение. В МГИМО на отделениях по специальности «Менеджмент» и «Государственное муниципальное управление» вовсе не предусмотрено бюджетных мест: занять в перспективе хлебную должность желают многие. Минимум бесплатных студентов в биотехнологиях, логистике, автоматизации процессов и производств - эти специальности нынче востребованы, и найти работу с соответствующим образованием не проблема.






Доля платных и бюджетных мест в российских вузах (тыс. чел.)

Доля платных и бюджетных мест в российских вузах (тыс. чел.)


Отдать последнее


Однако дело даже не в том, что приходится платить. Главный вопрос: за что? Ведь обе категории студентов учатся в одних группах, у тех же преподавателей, по одинаковым программам и с таким же техническим оснащением. Добро бы, деньги оставались в вузе и шли на ремонт, переоснащение, покупку оборудования, зарплату преподавателям. Только этого и в помине нет. Будущие архитекторы скачивают пиратские версии графических программ - их не обеспечивают лицензионными. В лабораториях химических, биотехнологических, нефтегазовых факультетов часто не хватает реактивов. Техническое оборудование инженерных и технологических отделений списано еще в советские времена. А неплохой среди преподавательского состава считается зарплата в 20 тыс. руб. Между тем государственное финансирование образования за последние семь лет увеличилось почти вдвое - с 280 до 510 млрд. руб. Да и родители продолжают нести кровные в деканаты. А что делать? Всего один балл может отделить твою деточку от счастливчиков, которым платить не придется. Причем заранее никто не знает, каким будет проходной балл. При нынешней системе он становится известен уже после подачи документов и сдачи собственных экзаменов института, если они есть (кстати, чем не повод для махинаций?). Поэтому, даже пройдя все испытания, абитуриент не может оценить, светит ему что-то или нет, пока не увидит приказ о зачислении. Вот и подстраховываются некоторые родители, заранее занося конверты руководству вуза, чтобы их чадо поступило на бюджет. Говорят, если разделить по годам обучения, выходит дешевле, чем платить официально. При этом в приличных московских вузах величина такой взятки доходит до 1 млн. руб. На Западе, где бесплатного образования практически нет, существуют льготные программы кредитования. В Германии и Швеции, например, беспроцентные. Развита система грантов для талантливых учеников и спортсменов, чтобы они могли получать знания бесплатно. Студенческая пора для европейской и американской молодежи - время путешествовать: есть масса скидок на жилье, транспорт, мероприятия. У наших студентов, а точнее, их родителей (ведь платят чаще всего они) вариантов нет. Льготный кредит с господдержкой выдается на образование лишь в определенных вузах, список которых утверждает ежегодно Минобрнауки. А обычный образовательный кредит процентной ставкой не сильно отличается от прочих. Да, есть возможность получить налоговый вычет. Но и это слабое утешение. Потому что максимум, который вам вернут, - 6,5 тыс. руб. в год, если вы платите за ребенка, и 15,6 тыс. руб. в год, если за себя.
Возможность перевестись с платного на бюджетное отделение есть, но довольно призрачная. Для этого нужно учиться только на «хорошо» и «отлично» (до 2015 г. требовалось быть круглым отличником), не иметь дисциплинарных взысканий, задолженностей по оплате и хвостов после сессии. Правда, этого мало. Решение о переводе принимают специально созданная в институте комиссия и студенческий союз.


Доверяй, но проверяй
Любой вуз должен иметь лицензию на образовательную деятельность. В Приложении к лицензии указываются конкретные специальности, которым обучают в этом заведении. Вести набор на специальности, не прописанные в документе, незаконно!
Каждый год Рособрнадзор проверяет соответствие учебного заведения государственным стандартам. И может приостановить или отозвать лицензию, если найдет нарушения. В прошлом году лицензий лишились 357 российских вузов, в 73 запретили прием абитуриентов. За первые пять месяцев 2015 г. без лицензии остался 151 вуз. Полный список есть на сайте Рособрнадзора. И лучше его изучить: на сайтах проштрафившихся учебных заведений (мы проверили несколько из них) информации об отзыве лицензии нет, зато ведется активная приемная кампания.




В 1957 г. СССР запустил в космос первый искусственный спутник Земли, что произвело в США эффект почище ядерного взрыва. Решено было срочно развивать науку, вливать миллиарды в научные центры и университеты. Однако многие эксперты советовали властям обратить внимание еще и на школьное образование, на переполненные школы и нищенские зарплаты учителей. На то, что чиновники от образования больше заботятся о питании детей, чем об их знаниях. На отсутствие единой системы обучения и на то, что талантливому ученику не дают возможности развиваться.


Максим САМОХИН






Алексей КУЦКОВ

Алексей КУЦКОВ

В результате наш спутник «подстегнул» не только американскую науку, но и школьное образование. А поспособствовали этому сотрудники журнала «Life». В марте 1958-го вышел репортаж о двух выпускниках школ - советском и американском. Авторы статьи целый месяц ходили по пятам за москвичом Алексеем Куцковым и жителем Чикаго Стивеном Лапекасом, фиксируя, чем ребята занимаются в школе и на досуге. Они сравнивали, какие предметы изучают старшеклассники, как относятся к занятиям, что читают, чем увлекаются. Итог просто потряс американских читателей.
В выпускном классе школы Стивен изучал английский, историю США, биологию и геометрию. Последняя плохо ему давалась, поэтому приходилось доплачивать за час дополнительных занятий в неделю. Ученик 10-го «Б» московской школы  № 49 Леша Куцков хорошо успевал по всем предметам, которых у него было в несколько раз больше. Кроме того, трижды в неделю он занимался в волейбольной секции и пять раз в неделю - музыкой. Американец Лапекас проводил 11 часов в неделю в бассейне.






Стивен ЛАПЕКАС

Стивен ЛАПЕКАС

Алексей читал книги Уильяма Шекспира и Бернарда Шоу, Стивен на момент общения с журналистами осилил приключенческую книгу Роберта Стивенсона (его советские школьники читали в куда более нежном возрасте. - М. С.). Но для американца и это было достижением. Большинство учеников в Штатах не тратило время на чтение книг, ограничиваясь кратким содержанием.
Стивена журналисты охарактеризовали как общительного, с чувством юмора и с лидерскими замашками, но немного легкомысленно относящегося к учебе. Нашего парня назвали трудолюбивым, целеустремленным, даже агрессивным в своих устремлениях и серьезно настроенного на поступление в вуз. У Алексея тогда практически не было времени на развлечения и личную жизнь. А Стивен каждый день встречался со своей девушкой, часто ходил на вечеринки и танцы - пожалуй, это единственное, в чем он перегнал своего соперника.
Авторы статьи особо отметили, что в советской школе уделяют огромное внимание фундаментальным предметам - математике, физике, химии, однако не в ущерб гуманитарным, например литературе и языкам. Тогда как в США выпускники идут по узконаправленной «дорожке».






Алексей рассказывал, что фотограф нарочно поставил его против солнца. Парень сощурился, и на фото получился хмурым, особенно по контрасту с улыбчивым Стивеном

Алексей рассказывал, что фотограф нарочно поставил его против солнца. Парень сощурился, и на фото получился хмурым, особенно по контрасту с улыбчивым Стивеном


Жизнь после славы


Алексей Куцков окончил школу с серебряной медалью. Поступил в Московский авиационно-технический институт на факультет авиационных приборов (конкурс в тот год был 17 человек на место). После института попал по распределению в Шереметьево на авиационно-техническую базу полярной авиации и в 26 лет стал заместителем главного инженера. В 1970-м его отобрали в отряд космонавтов, но с полетами не сложилось. До 1991 г. проработал в Госавианадзоре, затем в «Норильских авиалиниях», где дослужился до зама гендиректора.
Стивен Лапекас окончил Университет Иллинойса по специальности «физкультура», затем военный колледж. Пять лет служил в армии, воевал во Вьетнаме. Вернувшись на гражданку, более 30 лет работал пилотом на пассажирских самолетах.


ДОРОГИЕ ВЫ НАШИ!


Один бюджетный студент обходится государству, в зависимости от специальности, от 63 тыс. до 112 тыс. руб. в год. Из собственного кармана придется выложить гораздо больше. Мы изучили цены на платных отделениях популярных российских вузов разных направленностей и выбрали самые дорогие и самые дешевые специальности на очной форме обучения бакалавриата (тыс. руб. в год):