ОБЩЕСТВО

Малый бизнес с нуля

Хотите перестать работать «на дядю» и открыть собственное дело, но не знаете, с чего начать? Почитайте советы бывалых. Например, известный блогер bulochnikov, успешный предприниматель, изложил свои соображения на страничке в «Живом Журнале». Он специализируется на торговле, но эти советы можно применить в любой области. (Публикуем материал с правкой и сокращениями.)

Жадность фраера сгубила

У моего товара эластичность спроса такова, что при увеличении цены на 20 процентов оборот снижается вдвое. Причем не сразу, а примерно в течение трех месяцев. И повышается примерно за то же время при снижении цены. Жулик-продавец повышает цены. Товар первое время как брали, так и берут. «Ну и дураки же хозяева», - думает он. Но потом обороты падают. Он пытается компенсировать убытки еще большим повышением. Я выгоняю жулика, снижаю цену, а оборот вернется к прежним значениям только месяца через три. Так что за ценами следите! Иначе испортите репутацию торговой точки.
И никогда не гонитесь за разовой сверхвыгодной сделкой. Деньги делаются на регулярных продажах. Различайте постоянные расходы и разовые. Боритесь за снижение постоянных. Пример: для автотранспорта постоянные расходы - это горючее. А ремонт двигателя - разовые. Я всегда даю ремонтнику БОЛЬШЕ денег, чем он просит. Если вы будете нудно торговаться, сэкономите, может быть, тысячу. Разделите на год. Много корысти в трех рублях в день? А убытки, если ремонтник болт не дотянет со злости? Я всегда подкармливаю смежников. Грузчиков, кладовщиков, ремонтников. Зато когда мой экспедитор приезжает на склад, они его загружают вне очереди.

Тот случай, когда главное не форма, а содержание

Тот случай, когда главное не форма, а содержание. Фото: kaifolog.ru

У кого деньги, тот сильнее

Если чинарь или уголовник вымогает у вас деньги, постарайтесь сделать так, чтобы он получал их регулярно. Всегда сильнее тот, кто дает деньги. Что бы вымогатель ни мнил о себе. По моему опыту, он очень скоро превращается в просителя. И готов оказывать услуги. Лишних «друзей» не прикармливайте. Взвесьте, что дороже: дружба с регулярными подарочками или разовая взятка раз в пять лет, штраф раз в год?

Не всякое малое дело вырастает в большое

Не всякое малое дело вырастает в большое. Фото: kaifolog.ru

Имидж - ничто

Если вы торгуете не собственным фейсом, прикид вам ни к чему. Ходите хоть в ватнике. Важно, какого мнения о вашем магазине покупатели, а не коллеги и чинари. Тачка не нужна. На такси дешевле и удобнее. Вилла - это хорошо, но в многоквартирном доме безопаснее. Много свидетелей, труднее решиться на преступление. И без прислуги можно обойтись. Любая прислуга за деньги выдаст все ваши секреты. А то и грабителей в дом впустит. А уж ментов...
И офис - это не капитал, а затраты. Лично мне удобнее руководить с дивана в своей квартире. Да и менты не вломятся в квартиру. А вот в офис могут. Вы спокойнее проживете, если меньше людей будет знать о вашем доходе. Обязательно кто-нибудь докопается. Или уголовники, или чиновники. И соседи-алкаши доставать будут. Им неудобно на бутылку просить 100 руб., поэтому они притащатся в час ночи с бодуна и начнут просить 100 тыс. «на бизнес».

Заплатил налоги? Спи спокойно

Заплатил налоги? Спи спокойно. Фото: kaifolog.ru

Конкуренция не страшна

Конкуренция гигантов - самая большая опасность для торговли и вообще бизнеса. Это миф. Крупные структуры тонут в бюрократизме, чиновничьем формализме, коррупции. Малому бизнесу они не конкуренты. Есть способы не бояться сетей. Первый: магазин шаговой доступности. В нем всегда будет народ. Второй: узкая специализация на малой группе товаров с большим ее ассортиментом. Например диетическое питание - для диабетиков, язвенников и т.д. Для сетей это трудно организационно. Так что ниша пока свободна. Третий: «торговля за лидером». Скажем, водка продается по себестоимости, все ходят ее покупать и заодно берут закусь.
Не ломитесь в переполненную хату только потому, что все туда ломятся. Ищите свободные ниши. Их полно. Главное, чтобы местные чинари вам не препятствовали. Большая часть малых форм в торговле на моей памяти была ликвидирована по решению властей. И этот процесс продолжается под разговоры о защите малого бизнеса. Именно в этом главная опасность для бизнеса.

Смекалка - главное оружие бизнесмена

Смекалка - главное оружие бизнесмена. Фото: kaifolog.ru

Все по-честному

С рекламой осторожнее. Как только я начинал ее давать, ко мне приходил ОБЭП. У них в инструкции написано, что надо проверять по рекламной активности. Если помещение магазина на ходовом месте, можно обойтись без нее. Если на неходовом, надо давать, пока не наберется нужное количество постоянных клиентов.
Самое главное - это постоянство и честность. Я знаю торговцев, которые, обнаружив, что у них к обеду кончилось молоко, шли в соседний магазин и покупали там. Дабы не оставить свой прилавок без продукта, пусть и в убыток. Покупатель должен знать: у вас он купит всегда и все! И про честность: всегда полезнее предупредить, что товар гнилой и поэтому цена низкая. Когда я в конце 80-х торговал помидорами, сам удивился, как хорошо уходят давленые. Специально спрашивают: «У вас давленых нет подешевле? Мне на домашнюю аджичку».
Ну и меняйте товар всегда без задержек и лишних бумаг. Покупатель больше купит, если он будет уверен, что всегда сможет обменять товар.

Сетевики так и норовят отнять кусок хлеба у мелких предпринимателей

Сетевики так и норовят отнять кусок хлеба у мелких предпринимателей. Фото: kaifolog.ru

А поговорить?

Научите продавцов разговаривать с покупателями - продадите процентов на 30 больше.
Как-то в начале 90-х, когда я еще сам стоял у прилавка, ко мне подходил один старикан и морил меня своими разговорами. Сам ничего не покупал. Я чуть не прогнал его. Но потом заметил, что он агитирует покупать у меня своих знакомых - по тому, как он здоровался с моими покупателями.
Не бойтесь сами стать у прилавка. Если вы этим брезгуете, то всегда будете игрушкой в руках жуликов. Самый хороший способ выявить опытного жулика - отстранить его от работы. Был у меня случай. Одна очень опытная тетка проработала у меня восемь лет, вдруг стала жулить. Я ее не мог поймать. Тогда просто сказал: иди в отпуск на месяц, моя жена поработает. Если у нее выручка за месяц вырастет, я тебя уволю! Выручка выросла на треть.



Многие начинают совсем с малого

Многие начинают совсем с малого. Фото: kaifolog.ru

Оно вам надо?
Если вам для принятия решений нужна поддержка (хотя бы в форме совета), в бизнес не лезьте. Бизнесмен - это изобретатель в социально-экономической области. Изобретательности научить нельзя. Бизнес-школы и умные книги могут быть полезны, но предпринимателем они вас не сделают. Помните основное правило бизнесмена: не заморачивайтесь на прошлых потерях. Если вложились в неприбыльный товар, не держите цену, чтобы отбить траты. Распродайте по любой цене и купите другой товар. Может, в этот раз не ошибетесь.
И никогда не закупайте товар под давлением. Давлением в бизнесе считаются разговоры: «Купи сейчас, а то завтра подорожает».

Кадры решают все
Персонал - ваш основной капитал. Преданность - явление редкое и стоит дорого. Если человек вам предан, не скупитесь. Его беду или проблему решите своими деньгами и связями. То же самое с беременными. Скажите, что опять возьмете, как только готова будет. И пособие дайте. Меньше будет стимулов обокрасть вас перед декретом. Я своим даю на ребенка по 50 тыс. руб. Проверено: выгадаете больше, чем если попытаетесь «для экономии» заменить его «беспроблемным» работником.
Не все способны быть преданными. Поэтому разбирайтесь и привлекайте таковых. Платите на 10 - 20 процентов больше, чем в любом другом месте. Чтобы еще поискал такую работу. Хорошо подобранный и воспитанный коллектив даст больше, чем 20 процентов, которые вы сэкономите на их зарплате, но получите текучку, некомпетентность, воровство, пьянство и хамство с клиентами.
Если выгоняете кого-то, ориентируйтесь на реакцию остающихся. Если они не поймут ваших действий, то могут выйти из-под контроля. Воровать начнут. Саботировать. Придется менять весь персонал. А для этого останавливать торговлю на несколько месяцев. Помните: коллектив сильнее самого крутого начальника. Если он сплотится против вас, то... Много руководящих карьер погублено, часто вместе с фирмами оттого, что сии руководители возомнили: вверенный им коллектив все стерпит.

Проверяющему не доверяй
Не доказывайте проверяющему, что у вас все идеально. Более умно подсунуть пару нарушений, которые легко устранить. Типа, в кассовом журнале не расписались. Он напишет предписание, выпишет вам штраф 2 тыс. руб., вы это предписание выполните. И все будут довольны.
Это если плановая проверка. Если проверяющий пришел, чтобы докопаться (кто-то заказал вас или деньги вымогает), то я ему денег не даю. Сужусь. Или просто плачу штраф. Чтобы все знали: возни со мной будет много, а денег все равно не дам.

Время деньги

Владельцам малого бизнеса всегда чего-то не хватает: денег, людей, техники. Но есть то, чем они особенно дорожат и в чем острее всего нуждаются.

Только факт
Большинство малых предприятий закрываются, не протянув и трех лет. Лишь 3,4 процента компаний работают дольше.