ОБЩЕСТВО

Прерванный полёт российского авиалайнера

Несколько дней прошло после крушения российского самолета «Airbus А321» в Египте: нескончаемая боль, отчаяние и множество вопросов, на которые до сих пор нет ответа. Мы расскажем о тех, кто был на борту рейса 9268 и ждал своих близких на земле, и с помощью экспертов попробуем понять, что же произошло в небе над Синайским полуостровом.








От огромного авиалайнера остались одни обломки

От огромного авиалайнера остались одни обломки


Взрывчатку на борт могли пронести гастарбайтеры


Сотрудникам «Когалымавиа» месяцами задерживали зарплату


Президент Египта Абдул-ФАТТАХ ас-СИСИ отрицает версию теракта, уверяя, что взрывное устройство на борт авиалайнера попасть не могло. Однако бортпроводник компании «Когалымские авиалинии» Олег ЕРМАКОВ, уволившийся оттуда за неделю до ЧП, придерживается иной точки зрения.


Наталия МУРГА, Сергей САМОЙЛОВ


- Самолет А321 был технически исправен, хотя находился в эксплуатации больше 15 лет, - говорит Олег Ермаков. - Многие думают, если авиакомпания маленькая, то за парком машин следят плохо. Не совсем так. В российской авиации самолеты примерно одного возраста. Из 600 импортных бортов 99 процентов - старше десяти лет. Другой вопрос: где и как они эксплуатировались. За лайнером, потерпевшим крушение, в принципе, следили. В прошлом году в Стамбуле самолет частично разобрали, проверили все детали - и снова собрали. Весной он прошел техобслуживание. На моей практике на борту случались мелкие неисправности: то лампочка не горит, то спинка кресла не откидывается, но они сразу устранялись. Жалоб летчиков я не слышал. Если в аэробусе что-то не работает, пилот не даст команду на взлет. Но даже при отказе одного из двигателей машину можно посадить. К тому же экипаж самолета был опытный и дружный. Пилот Валерий Немов служил много лет в военной авиации, потом работал на гражданке.






Олег ЕРМАКОВ мог полететь из Египта в Питер на том самом аэробусе

Олег ЕРМАКОВ мог полететь из Египта в Питер на том самом аэробусе


Я думаю, все-таки произошел теракт. Вряд ли взрывчатое вещество пронесли на борт пассажиры - всех в аэропорту проверяют на входе через рамку. Но вот наземный персонал египетского аэропорта вызывает у меня вопросы. Это гастарбайтеры из Каира, Александрии, Луксора. Мы знаем, что на территории Египта действует террористическая группировка, которая могла бы отомстить России за действия в Сирии. Понятно, что президенту Египта эта версия неудобна, ведь тогда пострадает туристический бизнес.
- Олег, почему вы уволились?
- Нам задерживали зарплату. Бывало, выдавали только часть, ссылаясь на разные обстоятельства. Со мной не рассчитались за два с половиной месяца. Многие ребята тоже уволились. Один из владельцев фирмы - Исмаил Лепиев так объяснял проблемы с выплатами: мол, «Когалымавиа» хочет выкупить самолеты из лизинга, это требует больших затрат. Сотрудников просили потерпеть. Мой рейс в Шарм-эль-Шейх и обратно стоял в графике на 31 октября. На увольнении настоял отец. Кстати, в день катастрофы он рассказал сон, в котором со мною происходит какая-то трагедия.


Помолись на дорожку


Увольнения в «Когалымавиа» продолжились и после крушения аэробуса А321. Заявления об уходе написали бортпроводники, технические работники. Сотрудница фирмы Арина Копылова (фамилия по ее просьбе изменена) тоже решила уйти.
- Я летала на этом лайнере, - рассказала стюардесса. - И почти каждый раз в нем случалась какая-то поломка. На одном из рейсов туалет пришлось закрыть. Сначала был засор, а потом все потекло. Запах стоял - вспоминать противно. Бывало, автоматический смыв в туалетах работал сам по себе - когда надо и не надо. Знакомые механики рассказывали, что при ремонте самолета ставились «бэушные» детали. Когда коллеги узнавали, что лечу на «Airbus A321», советовали сходить в церковь. Последний рейс на нем был у меня 25 октября.
По словам Арины, минувшим летом лайнер, набрав высоту, неожиданно развернулся, совершив вынужденную посадку в Домодедово. Неисправной оказалась гидравлическая система.
- Тот рейс обслуживала моя знакомая, - вспоминает Арина. - Самолет долго кружил в воздухе, и пассажиры, не понимая, что происходит, в страхе стали молиться.


Обезвредить на подступах к аэропорту


Политолог, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский убежден: контроль за пассажирскими авиаперевозками за границей нужно ужесточать.
- Именно сейчас мы можем оказаться свидетелями попытки захвата террористами российского борта. Россия так сильно задевает интересы исламских радикалов в Сирии, что они, с большой вероятностью, получат финансирование на проведение резонансного теракта. И помешать боевикам в подобных ситуациях могут только сотрудники спецслужб, которые находятся в салоне лайнера. Как это происходит в Израиле, где пассажирские рейсы непременно сопровождают люди в штатском.
Но нам для этого может банально не хватить кадров. Как не хватает ресурсов, чтобы установить систему проверок в российских аэропортах по примеру того же Израиля, где человек на пути в аэропорт, незаметно для себя, проходит сканирующие устройства. Поэтому в подавляющем большинстве случаев террористы не успевают дойти даже до здания израильского аэропорта.


Бизнес-класс почти не досматривают


Взрывчатку на борт «Airbus A321» мог пронести пассажир бизнес-класса, - полагают опытные путешественники.
- Я бывал в Египте 17 раз, и очень часто - в Шарм-эль-Шейхе, - рассказывает топ-менеджер Юрий Семухин. - Не могу сказать, что служба безопасности поставлена там хуже, чем, допустим, во Внуково. Но когда в Турции я летел бизнес-классом, нас не досматривали. Вещи, которые мы не сдали в багаж и забрали с собой в салон, никто не «просвечивал». Думаю, если бы кто-то из бизнес-пассажиров вздумал пронести взрывчатку, он бы мог это сделать. Вполне допускаю, что подобное положение дел и в аэропорту Шарм-эль-Шейха.






«Я умру молодой и красивой»


Жених участницы проекта «Топ-модель по-русски» жалеет, что отпустил ее одну в Египет


Участница первого сезона нашумевшего телешоу - 24-летняя Елена ДОМАШНЯЯ отправилась на отдых с подругами Ксенией ОГОРОДОВОЙ и Дашей ЕГОРОВОЙ. Встречать девушек в Питере должен был жених Лены Антон ШЕЛОМЕНЦЕВ. Страшную новость парень узнал по дороге в аэропорт: его любимая погибла, как и все пассажиры злополучного рейса.


Наталия МУРГА


Это стало у девчонок традицией - ездить куда-нибудь накануне дня рождения Лены Домашней, 15 ноября. Обычно выбирали Таиланд, но на этот раз позволить себе дорогой вояж не могли, поэтому полетели в Египет.






В прошлый раз муж Ксении ОГОРОДОВОЙ Иван отдыхал вместе с ней и Леной ДОМАШНЕЙ (в центре), а теперь решил остаться дома

В прошлый раз муж Ксении ОГОРОДОВОЙ Иван отдыхал вместе с ней и Леной ДОМАШНЕЙ (в центре), а теперь решил остаться дома


- Лена была администратором в питерском шоу-холле «Атмосфера». Я устроилась туда, когда она уже стала знаменитостью после конкурса «Топ-модель по-русски», - рассказала «Экспресс газете» Юлия, бармен ресторана «Лесной» - того самого, где трудилась и Ксюша Огородова. - В сентябре Лена с Ксюшей ездили в Карелию, прыгали там с тарзанок. Обычно вместе с девчонками отдыхал и Иван, муж Ксении, но на этот раз решил сэкономить, и в Египет они отправились без него. С Леной и Ксюшей поехала еще одна девочка, Даша Егорова из ресторана «Русская рыбалка». Помню, как они радовались, когда купили недорогие путевки в Шарм-эль-Шейх.


Мечтала родить двоих детей


Участница телешоу «Топ-модель по-русски» Валерия Черток созванивалась с Леной накануне поездки. Обсуждали очередную встречу всех участниц проекта.
- Во время конкурса режиссеры придумали такую фишку: кому-то из участниц перед заселением не хватило места в гостинице - смотрели, как девушки себя поведут, - вспоминает Черток. - Без места осталась Лена. Но она не стала устраивать скандал, а легла спать прямо на полу. Конечно, Елена расстроилась, когда ушла из проекта, но проигрыш сделал ее сильнее. В прямом эфире она тогда заявила: «Моих слез вы не дождетесь!» Когда я ей звонила, она призналась, что собирается замуж, и сказала, мол, у нее обязательно будет двое детей. Как жаль, что мы не нашли времени увидеться.
За день до авиакатастрофы Домашняя отправила фото из Шарм-эль-Шейха приятелю - сотруднику ресторана «Лесной» Алексею Соколову.
- Она встречалась с моим товарищем Антоном Шеломенцевым, одно время он тоже работал у нас барменом, - рассказал Алексей. - Они жили вместе около двух лет. Первое время Лена и Антон скрывали отношения. Они не любили сложности. Как только возникали разногласия, разбегались в разные стороны, но через какое-то время снова съезжались. Покорить Лену было не так просто. Девушка с характером, амбициозная. Не так давно она купила себе красную «мазду» - на ней Антон отвозил Лену в аэропорт. Если бы вы знали, как он переживает, что отпустил ее одну в эту поездку.
Незадолго до трагедии подруга Лены Ксюша Огородова произнесла: «Я умру молодой и красивой!» И добавила: «Либо вообще не доживу до старости, либо и в старости буду красавицей». В 33 года у нее еще не было детей - обожала свою таксу. Мне пришлось сообщить мужу Ксюши о трагедии. Администрация нашего ресторана решила организовать поминки. Пригласили всех, кто знал Лену и Ксению.


ХРОНИКА ТРАГИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ







В каблуке или нижнем белье


«Теневое ЦРУ» почти уверено, что российский авиалайнер был взорван


Американское разведывательно-аналитическое агентство «Stratfor», имеющее репутацию «теневого ЦРУ», выступило с докладом о причинах крушения «Airbus 321» авиакомпании «Когалымавиа». По мнению экспертов, наиболее вероятная причина катастрофы - взрывное устройство на борту самолета.


Аэропорт в Шарм-эль-Шейхе, откуда взлетал российский лайнер, не обладает надежной системой безопасности, отмечается в докладе. Сотрудники аэропортов Египта зачастую предлагают пассажирам миновать досмотр за мзду, а качество проверки грузов не идет в сравнение с мерами безопасности в США и странах Европы.
С версией подрыва на борту, по мнению авторов документа, согласуется характер крушения: лайнер начал резко терять высоту, разваливаясь в воздухе. Впрочем, аналитики «Stratfor» признают, что до сих пор на обломках A321 не обнаружены следы взрывчатых веществ.
Свои выводы специалисты основывают на предыдущих попытках джихадистов пронести взрывчатые вещества на борт самолета. Выбор авиаланейров в качестве объекта нападения объясняется их уязвимостью. Достаточно небольшого количества взрывчатки, чтобы добиться цели. Кроме того, авиакатастрофы гарантированно оказываются в центре внимания СМИ, и результаты теракта наглядно демонстрируются массовой аудитории.
«Stratfor» напоминает о чеченских подрывниках-самоубийцах, которые 24 августа 2004 года взорвали два самолета в России, а также о попытках боевиков «Аль-Каиды» пронести взрывчатку на борт самолета: в подошве кроссовок в 2001 году, в бутылках под видом жидкости в 2006-м, а также в нижнем белье в 2009 году (см. инфографику на следующей странице).
По мнению американских экспертов, в последние месяцы джихадисты использовали достаточно сложные и усовершенствованные виды взрывчатых устройств в Египте. Поэтому создание небольшой и эффективной самодельной мины вполне по силам ячейкам «Аль-Каиды» или запрещенному в России «Исламскому государству», действующему в том числе на египетской территории.
При достаточной находчивости злоумышленник может пронести взрывное устройство через любые контрольные системы. К тому же следующее поколение взрывных механизмов может оказаться лучше, чем те, что были заложены в каблуки обуви или нижнее белье, - и в том, и в другом случае теракты были предотвращены.


КСТАТИ
Депутаты Госдумы предложили рассмотреть законопроект, разрешающий представителям РФ участвовать в обеспечении безопасности в иностранных аэропортах, включая охрану и досмотр самолетов, а также сопровождение воздушных судов. Для этого надо заключить соглашения со странами, на территории которых существует угроза терактов. Гром грянул.






Как провожают самолеты


Правила безопасности написаны кровью


Истинную причину страшной катастрофы нам еще предстоит узнать. Но Египет уже объявил об ужесточении мер авиационной безопасности. Все воздушные суда, которые находятся на территории страны, перед вылетом будут тщательно осматривать сотрудники спецслужб и только потом наземные бригады. Хочется надеяться, что это поможет.


Анна ПОЛЯКОВА


Нас раздражает необходимость тащиться в аэропорт за два-три часа до вылета, проходить все эти кордоны, снимать верхнюю одежду, вытаскивать ремни из брюк. Не забывать перекладывать маникюрные ножницы в багаж и допивать воду. Но вспомните, что все эти правила написаны кровью. Ведь каждое из них вводилось после очередного происшествия или теракта (см. инфографику).
Еще лет 40 назад в самолет садились, как в автобус, - никаких досмотров, предъяви лишь билет (даже паспорт не всегда спрашивали). Теперь мир изменился, и не в лучшую сторону. Сейчас в большинстве аэропортов, особенно международных, приходится вести жесткий контроль пассажиров, их багажа и самолетов. Для этого:
- все помещения круглосуточно контролируют аудио- и видеокамеры;
- здание аэропорта патрулируют кинологи с собаками, которые чуют взрывчатку;
- применяются методы профайлинга - когда специалисты выявляют злоумышленников по их поведению;
- воздушные суда подвергаются предполетному осмотру салона и багажных отсеков;
- весь багаж проходит через рентген, газоанализаторы, его обнюхивают собаки, натасканные на взрывчатые вещества и наркотики. Подозрительные чемоданы и сумки отправляют на дополнительный досмотр, на последнем этапе которого их имеют право вскрыть;
- досматривают все оборудование и товары, которые загружают на борт, в том числе питание. Они к тому же находятся под видеоконтролем с момента комплектации до погрузки;
- здания современных аэропортов оснащены системами миллиметрового сканирования, газоанализаторами, детекторами взрывчатых веществ - эти приборы способны выявить злоумышленника на расстоянии;
- сканеры тела помогают найти спрятанные на теле предметы из металла, пластмассы, дерева, керамики - одного металлоискателя при нынешнем развитии химии мало.
Так давайте не забывать, что все это делается для нашего же блага. Проявлять терпение и спокойно выполнять все указания сотрудников аэропорта. Мы ведь хотим без проблем долететь до пункта назначения, правда?


Террористы не пройдут








Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения


 


Какая положена компенсация


Родственники пассажиров, погибших в авиакатастрофе над Синаем, вправе рассчитывать на страховые выплаты в размере до 2 миллионов рублей, а родные членов экипажа - не менее 1 миллиона рублей. Если будет установлено, что крушение произошло из-за неисправности самолета или неправильных действий экипажа, родные потерпевших получат страховку от авиакомпании «Когалымские авиалинии». Кроме того, наследники могут обратиться в суд за компенсацией морального вреда.
- В каждом случае сумма будет устанавливаться индивидуально, но, как правило, это не меньше 1 миллиона рублей на каждого родственника, - рассказал адвокат Тимур Маршани. - Учитывается, был ли погибший единственным кормильцем в семье, остались ли несовершеннолетние дети или нетрудоспособные родители. Кто будет отвечать за моральный вред, пока не ясно. Если установят, что произошел теракт, наши граждане смогут потребовать компенсации и от Египта, так как трагедия произошла на его территории.


Выплаты можно увеличить


Это произойдет, если наша страна подпишет Монреальскую конвенцию о международных перевозках от 1999 года, применяемую в большинстве стран мира, - сейчас в России действует соглашения от 1929 года. Минтранс сообщает, что проект федерального закона «О присоединении РФ к конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» передан в правительство.
Согласно этому документу, перевозчик не вправе ограничивать свою ответственность перед пассажирами выплатой в размере 100 тысяч условных денежных единиц, которые пересчитываются на деньги страны, подписавшей документ. В случае с A321 эта сумма составила бы 22 миллиона рублей.






Собак-наркоманов в ищейки не берут


Даже при наличии технически совершенных приспособлений для борьбы с террористами без живого досмотра, а точнее, «донюха» в аэропортах не обойтись.


Чаще всего кинологи готовят к службе неприхотливых немецких овчарок, спаниелей с их острым нюхом, добрейших лабрадоров и умниц колли. А вот бультерьеров или доберманов, отличающихся злобным нравом и непредсказуемым поведением, в ищейки не берут.
* В процессе обучения щенков с трехмесячного возраста вывозят в аэропорт - социализируют. Они привыкают к новым запахам, шуму толпы, гулу самолетов, резким хлопкам, учатся не реагировать на безобидные запахи.
* Каждая собака работает без перерыва 30 - 40 минут. Она должна запомнить набор из не менее 20 запахов.
* Почуяв характерное «амбре», животное садится рядом с подозрительным чемоданом или сумкой, после чего хозяина не прошедшего контроль предмета, по выражению оперативников, «чехлят» для дальнейшего разбирательства.
* В обучении таможенники используют игровой метод - псы считают, что, заставляя искать закладку со знакомым запахом, хозяин пытается их развлечь.  
* Бытует мнение, что у всех собак-ищеек, натасканных на поиск дури, специально вырабатывают наркозависимость.
- Это бред! - уверяют кинологи. - Когда-то животным действительно пытались подмешивать наркотики в пищу в расчете на то, что в ломке собака будет лучше искать дозу. Но от этого давно отказались. Во-первых, через границу пытаются перевезти разные наркотики, и кормить животное всеми сразу невозможно. Да и не заставишь четвероногого курить гашиш или марихуану. Во-вторых, животное, находящееся в состоянии наркотического голода, будет работать, только пока не найдет опасное вещество, но бывают ситуации, когда оно спрятано в нескольких местах. Кроме того, услуги кинологов и их подопечных требуются круглые сутки, и держать животное в состоянии ломки пришлось бы постоянно.


Расплавленный фонарик внутри двигателя


Те, кто знает ситуацию в российском авиапроме изнутри, не скрывают, что техническое состояние наших бортов оставляет много вопросов. Пост в Интернете инженера-механика Антона ТАРАСОВА полон негодования и боли:


- Выражаю глубокое соболезнование родственникам всех погибших в сегодняшней катастрофе. Трагедия в очередной раз показала, что в нашей системе нет реального наказания для провинившихся чиновников, сросшихся с капиталом. А ведь они лично должны приезжать на авиапредприятия, в авиакомпании и проверять состояние самолетов, технологию проверки судов! Говорю это, зная всю подноготную, - я работал семь лет в «Трансаэро».
К нам на техобслуживание приходили самолеты российских авиакомпаний, порой не в кондиции для полетов, а иногда и со скрытыми угрозами, которые появлялись именно от ненадлежашего осмотра воздушного судна предыдущим техперсоналом. Пример - самолет авиакомпании «UTair». Вскрыв двигатель, мы обнаружили расплавленный фонарик на внутренностях! Эта пластмасса могла легко заблокировать управление двигателем, и самолет мог разбиться! И даже второй двигатель не спас бы людей, если б один из моторов заклинило на full throttle! А что было бы, если б на другом таком самолете отлетел один из закрылков, который вместо семи креплений держался всего на двух?








Фото: ©«Reuters»

Фото: ©«Reuters»








Фото: ©«Reuters»

Фото: ©«Reuters»


На момент подписания номера официальное заключение о причинах крушения авиалайнера еще не прозвучало и работы на месте трагедии продолжались. Приносим свои соболезнования родным и близким погибших