ОБЩЕСТВО

Птицы сбивают самолеты

ОРНИТОЛОГИ В ДОЗОРЕ: редкая птица долетит до середины Шереметьево

ОРНИТОЛОГИ В ДОЗОРЕ: редкая птица долетит до середины Шереметьево

В сопла двигателей угодили чайки, утки и вороны. Лишь по счастливой случайности обошлось без человеческих жертв. С нападениями «пернатых террористов» борются специальные орнитологические службы безопасности на аэродромах. Но птицы пока, как в фильме Хичкока, одерживают верх.

За границей таких служб много. В России - всего две. В Пулково да в Шереметьево.
- Из пяти столичных аэродромов наш по «птицеопасности» - еще средней сложности, - говорит Владимир Красноперов, начальник аэродромной службы Шереметьево. - Рядом много водохранилищ, которые привлекают водоплавающих. На одном лишь Киевском озере летом и осенью собираются до 15 тысяч чаек. И все они курсируют мимо нашего взлетного поля.

Перья на фюзеляже

- Враг №1 - чайка, - пожаловался Игорь Меньшенин, руководитель группы орнитологического контроля. - Глупая птица - ничего не боится! У серебристой чайки размах крыльев - полтора метра, вес - до 2,5 кг. И летают по 200 штук и более! У них развит стадный инстинкт: одна дура подлетит к самолету - за ней вся стая. Вороны в отличие от чаек просто умницы - на самолеты не кидаются. Хотя тоже не подарок. Инструкции гласят: вокруг крупных аэропортов должна действовать зона отчуждения птиц. В радиусе 15 км не должно быть свалок и коровников, которые лучший обеденный стол для пернатых. Чтобы днем они не слетались стаями на ловлю червяков, пахать колхозные поля в окрестностях аэродромов трактористы обязаны ночью. Но требования никто не соблюдает.

ИГОРЬ МЕНЬШЕНИН: серебристая чайка - наш враг №1

ИГОРЬ МЕНЬШЕНИН: серебристая чайка - наш враг №1

Ареал ответственности орнитологической службы - территория летного поля и 50 км вокруг аэропортов Шереметьево-1 и Шереметьево-2. А вся бригада - это пять орнитологов и четыре водителя на десятки тысяч крылатых. На вооружении: две машины, биоакустические установки для разгона птиц и пневматическая винтовка на особый случай.
За два года непосредственно в Шереметьево не было ни одного серьезного ЧП.
Но неприятности в воздухе случаются. В прошлом году пришел борт «Ту-154» из Мурманска: по всему носу и фюзеляжу кровь, перья - в пути в самолет угодила стая из 15 гусей.
- Если птица врезается в крыло, будет вмятина, - рассказывает Евгений Строев, пилот «ТУ-154». - Это не страшно - произойдет только частичное ухудшение аэродинамики. Если - в нос самолета, то может повредить локатор. Это неприятно. Но опаснее всего, коли она врежется в лобовое стекло и пробьет его. Наступит разгерметизация, и возникнет необходимость экстренного снижения, пока экипаж не потерял сознания. Если же крупная птица попала в двигатель, то, скорее всего, он работать не сможет, и придется садиться на ближайшем аэродроме.

Ворон гонять - тоже профессия

НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ НОВИЧКОВ: это должен знать каждый летчик

НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ НОВИЧКОВ: это должен знать каждый летчик

Наши орнитологи перепробовали уже множество способов борьбы с пернатыми. Начали с привычной звукоакустической системы, установленной на машине. Мощные динамики воспроизводят звуки, которые издают птицы в момент опасности. Для записи отловили ворону. Беднягу дергали за лапы, крылья, хвост - крики страдания записывали на магнитофон.
- На следующий день выехали на взлетную полосу, врубили записанные крики на полную громкость. Эффект оказался противоположный ожидаемому, - рассказывает Игорь Меньшенин. - Все окрестные вороны слетелись на помощь своей несчастной товарке. С лету атаковали нашу машину, обгадили всю крышу и капот.
Тогда мы подобрали опытным путем несколько искусственных звуков, которые вызывают у ворон отторжение, и записали их на пленку. Птицы были в шоке!
Однако на чаек это не действует. Поэтому иногда приходится стрелять из ружья. Они боятся звука даже холостого выстрела. Ну а если совсем наглеют, мы используем прием запугивания. Подстрелив несколько чаек, раскидываем по полю тушки мертвых птиц. Это помогает.

Кстати
* По статистике, каждый год в мире происходит 6 тысяч столкновений птиц с летательными аппаратами.
* В США при многих аэропортах завели ястребов и соколов. В Японии на реактивных самолетах рисуют яркими красками грозно смотрящие глаза, имитирующие хищника. А в столице Непала Катманду администрация местного аэропорта использует взвод снайперов регулярной армии.

Информация к размышлению

1985 год. Под Саратовом учебный «МиГ-19» на взлете столкнулся со скворцом. Птица пробила стекло истребителя и угодила прямо в голову курсанта-летчика. Он погиб, а самолет посадил находившийся сзади в кабине пилот-инструктор.
1988 год. В аэропорту города Бахр-Дар (Эфиопия) от столкновения с голубями разбился «Боинг-737». Погибли 35 человек.
1991 год. В Италии во время авиашоу от столкновения с чайкой разбился военный самолет британских ВВС «Локхид». Двое летчиков погибло.
1994 год. В лондонском аэропорту Хитроу, столкнувшись со стаей голубей, упал пассажирский самолет «Боинг-747». Погибли 350 человек.
2000 год. Катастрофа российского транспортного самолета «АН-8» произошла в Конго. Погиб 21 человек. Причиной падения самолета стал гусь, попавший в двигатель.

К вашему сведению
Даже в таких «гринписовских» странах, как Англия или Голландия, «зеленые» не возмущаются, когда отстреливают залетевшего на летное поле голубя или фазана.