Сдать экзамены и выжить

Оберегая ребёнка от любых неприятностей, родители ломают ему психику

Меньше двух месяцев осталось до выпускных школьных экзаменов. Я очень хорошо представляю, что сейчас творится в учебных заведениях (год назад моя дочь прошла через это). Замученные нескончаемыми директивами учителя бросают все силы на натаскивание выпускников. Родителям на собраниях перечисляют бесконечные запреты, которые ребенок должен соблюсти во время испытания. Все накручены до предела. Как сдать экзамены и не сойти с ума, а также о других страхах наших детей, я поговорила с заместителем заведующего кафедрой социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета, канд. психол. наук Еленой ЖАТЬКО.

- Как только ребенок переходит в 9-й или 11-й класс, начинаются страшилки, запугивания, негативные примеры - как кого-то выгнали, не допустили и т.д. У детей со слабой психикой и тех, кто не слишком уверен в своих знаниях, возникает установка «за экзаменом жизни нет».

- Что с этим делать?

- Родителям в первую очередь надо обговорить с чадом, что будет, если он не сдаст экзамен. Не зацикливаться на одном пути, предусмотреть несколько вариантов. Второе: семья должна жить, как жила. Не исключайте поездки, мероприятия, походы в гости. Еще очень важно признаваться себе и друг другу, что вы действительно испытываете непреодолимый страх.

В современных фильмах о войне на первом плане спецэффекты...

В современных фильмах о войне на первом плане спецэффекты...

- Особенно, мне кажется, родители мальчиков беспокоятся. Не поступит - армия.

- Армия, возможно, не лучшая перспектива. Но невроз в основном переживают мамы. У меня именно мальчишки часто спрашивают: как ее успокоить? Был разговор на тренинге с одним парнишкой. Говорит, как домой захожу, мама сразу набрасывается: ты туда сходил, ты с репетитором поработал, ты уже почитал, почему ты возле телевизора? Ситуация нагнетается настолько, что ребенок не в состоянии дома расслабиться. Мамам нужно принять тот факт, что дите может и не поступить. И подумать, что тогда? Армия, колледж, отсрочку получить каким-то еще образом. Но как только загоняешь ребенка в рамки «ты должен», невроз неизбежен. Последнее время ведь участились случаи суицидов после ГИА и ЕГЭ. Дети просто не видят другого выхода из ситуации.

- Но это же просто безумие - из-за несданного экзамена в окно шагнуть!

- Представьте себе мячик, который висит в пространстве. Он имеет право и возможность лететь в любую сторону. Он видит все направления. Но если его целенаправленно затолкать в узкий коридор до какого-то рубежа, который он не сможет преодолеть, - все, конец. Ребенка важно направить, подтолкнуть, помочь сориентироваться, но не загонять в рамки долженствования, в какие-то туннели. Ведь света в его конце может и не быть.

...советские обошлись без них, но от них до сих пор мороз по коже

...советские обошлись без них, но от них до сих пор мороз по коже

Через века, через года - помните!

- Если говорить вообще о детских страхах - вам не кажется, что нынче чересчур детей от всего берегут? Мне тут подруга рассказала. Ее сыну десять лет. Им в школе к юбилею снятия блокады Ленинграда показали документальный фильм. Там еще в финале на глазах матери уходит под лед грузовик, на котором вывозят по Дороге жизни в том числе и ее детей. Так вот три мамы из их класса подняли скандал, нажаловались директору школы и в районные органы: мол, как вы смеете войну и смерть детям показывать?! Вы им психику покалечите, до самоубийства доведете! Но ведь мы в советские времена с раннего детства росли с рассказами, книжками, фильмами о войне. И ничего.

- Скорее всего, это мамы с тревожным поведением. У них есть ощущение, что мир очень шаткий и может разрушиться. Тогда что-то еще больше будет травмировать их отпрысков, нежели домашняя ситуация, которая и так, вероятно, драматична. Ведь все страхи и проблемы идут из семьи. Но все же детям необходимо понимать, что в мире не только позитивные вещи происходят. У меня в практике был случай: мальчик до 18 лет никогда не сталкивался с агрессивной ситуацией в социуме. И когда он поступил в институт, первый же конфликт со сверстниками вызвал острое эндогенное заболевание. Психика не выдержала. К сожалению, закончилось все печально, потому что в данном случае была злокачественная шизофрения, когда личность распалась буквально в считанные месяцы.

Такие куклы теперь кумиры наших дочерей

Такие куклы теперь кумиры наших дочерей

- Ужас!

- В десять лет дети уже нормально воспринимают тему жизни и смерти. И если ребенок знакомится с ней посредством фильма или как с биологическим фактом, позже ему легче будет воспринять кончину родственника, с которой он рано или поздно столкнется. Опять же групповой просмотр уменьшает ситуацию трагизма, есть возможность обсудить увиденное, дать нравственную оценку. Безусловно, дети должны узнавать историю страны, историю войны. Потому что мы уже сталкиваемся с тем, что в обществе, живущем по принципу «Иван, не помнящий родства», именно подростки становятся легкой добычей экстремистских организаций. Так что смотрите вместе фильмы про войну, и лучше советские. Рассказывайте о тех годах, но не на чернуху упирайте, а на патриотическую, нравственную сторону.

- Но ведь и сейчас картины о войне снимают. Почему только советские?

- В новых кинолентах спецэффекты перебивают все остальное. Я вот посмотрела «Сталинград», там очень много крови. Это даже не 16+, а 20+, причем для людей с крепкой психикой. И потом я знаю законы анатомии, ну не разлетается кровь в разные стороны так, как это показано в фильме!

Пересмотрите «Том и Джерри» и «Ну, погоди!»...

Пересмотрите «Том и Джерри» и «Ну, погоди!»...

Кто диктует моду

- Насколько сильно то, что ребенок смотрит, влияет на появление страхов или агрессии?

- Приведу пример. К психологу привели пятилетнего ребенка. Он боится всего. Психиатры говорят: все чисто. Но мальчишка - сильнейший невротик. Хотя это возраст, когда дети мало чего боятся. Выясняется, что он не ходит в детсад, сидит дома с бабушкой. Ей за 80. С утра до ночи бабуля смотрит телевизор, причем исключительно криминальные программы. А внучка держит на коленях, потому что ей тяжело за ним по всему дому бегать. Психотерапия была следующая: десять сеансов ребенок просто смотрел в кабинете у психолога советские мультики. Фобии прошли сами.

- Ну уж мультфильмы, наверное, любые безобидны.

- Я бы не сказала. Возьмем «Том и Джерри». Казалось бы, веселый мультик. На самом деле в нем полно жестокого насилия. Герои наносят друг другу явно несовместимые с жизнью травмы. И это как бы юмор, мол, это нормально. Я уж не говорю о компьютерных играх и о том, что льется сейчас с экранов телевизоров.

...отличия в действиях «плохих» героев разительные

...отличия в действиях «плохих» героев разительные

- Но ведь «Ну, погоди!» примерно о том же.

- Да, сюжет, казалось бы, один: один убегает, другой догоняет. Но в нашем мультике нет агрессии - яркой, направленной на физическое воздействие, уничтожение. Тома и Джерри почти в каждой серии сжигают, поджаривают, прокручивают в мясорубке, отрывают части тела. Это насилие - жестокое и неоправданное. У нас все спокойнее. Есть озорство, ребячество, но не зверство. А фильмы-сказки? Несколько лет назад вышел «Щелкунчик» Кончаловского, помните, как его разрекламировали! Мы дочери показали, ей года три было, думали, сказка же. Какой у нее был шок! Особенно когда крысы вскрывали бочку, в которой прятался ребенок. Получалось, что ему вообще от них не убежать - безысходность полная. Так что, прежде чем новые фильмы чаду показывать, нужно их самим посмотреть.

- Так уж все контролировать?

- Вы, наверное, знаете, что число девочек, склонных к анорексии, неуклонно растет. Поговаривают и о случаях у молодых людей. А что такое анорексия? Вид невротического расстройства, связанный с оценкой своей телесности, с неуверенностью в себе. Дело в том, что лет в 10 - 12 детям нужны идеология, кумиры. Но они подменяются рекламой. Кукла Барби с явно нарушенными пропорциями тела подается как красавица. Или вот монстры хай - это они теперь диктуют моду, на них хотят быть похожими. О каких ценностях мы говорим, если красавица та, у которой разные части тела собраны непонятно из чего, или та, что превращается в гадкое существо?!

- Нельзя же все запретить. Допустим, своей дочери я это не куплю. Она придет в школу, а у других девочек такое есть. Возникнет зависть, обида на родителей.

- Да, нельзя отрицать все, что ребенок приносит. Но взрослый всегда найдет возможность повернуть ход беседы в нужную сторону. Можно показать чаду красивых эстетичных кукол и позволить играть в разные. Он сам сравнит, увидит диспропорции. Важно обсуждать с отпрыском все - страхи, неудачи, обиды. Недавно дочь пожаловалась, что одноклассница ей подножку поставила и она упала, коленку разбила. Я ей говорю, девочка та заслуживает сострадания: она из многодетной, сложной семьи, ей внимания не хватает. То есть даже на агрессию, исходящую от других детей, можно взглянуть с иной стороны.

Куда ушел Тимур с командой

- Кстати, откуда этот вал агрессии сейчас? Избить одноклассника, напасть на учителя?

- На днях разговаривала со школьным психологом. Он сказал: «Раньше у нас был Тимур и его команда, теперь непонятно, что его заменило». В современной литературе, на телевидении, в кино идет подмена ценностей. Раньше были патриотизм, романтика, связанная с подвигами. Теперь главные герои - те, кто ведет себя агрессивно, предает, грабит, убивает. Да еще часто это подается как комедия. И подростки не видят другого способа получить признание, кроме криминального. Надо кого-то избить, совершить антисоциальный поступок, который вызовет эмоции у сверстников, и выложить это в Сеть, чтобы прославиться. А в семье, в обществе, в школе нет механизмов, сдерживающих агрессивное начало. Мы не развиваем волю, волевые качества. Это огромная проблема. Выросло поколение, родившееся после распада Союза, которое не знает, как воспитать детей, развивать в них нравственно-патриотические чувства, формировать волю. Как просто сказать ребенку «нет», чтобы не вызвать у него бурю эмоций, не унизить. Родители не умеют принимать на себя ответственность, что говорить о детях.

- Получается, общество в тартарары летит? Что делать-то?

- Вот идет дискуссия, нужно ли вводить цензуру на телевидении. Я думаю, да. И однозначно должен быть контроль в Интернете, который сразу бы отсекал ролики с избиениями. Чтобы они не подогревали этакий «романтизм» из серии «хорошими делами прославиться нельзя». Хорошо бы проводить ликбез, повышать уровень психологической подготовки в семье, устраивать педагогические мероприятия. А не тупо лишать родителей родительских прав, если с ребенком что-то случилось. Ведь когда мама кричит на ребенка или шлепает его, то ее крик - это прежде всего просьба о помощи. Она не защищена социально, не чувствует себя безопасно в обществе, не знает, что делать и как справляться с собственными эмоциями.

- Кто же этим должен заниматься?

- Государство, конечно. Скажем, ввести при женских консультациях должность психолога. Открыть кабинеты психологии, куда можно прийти на семейную консультацию, пройти тренинг, получить помощь специалиста. В школе вводить занятия по практической психологии. Проводить тренинги общения, умения регулировать свои эмоции. Объяснять ребенку, что такое его интересы, устремления, научить разговаривать с родителями без конфликтов, договариваться. В загсах организовать занятия для молодоженов. У нас же проблемы в семьях уже не столько экономического характера. Люди не знают, как общаться, как выражать эмоции, что с ними делать, как переживать кризисные ситуации. Мы можем им в этом помочь.