ОБЩЕСТВО

Какими глазами HR-департамент смотрит на кандидатов

Истинное назначение менеджера по персоналу - корпоративный палач

Все мы время от времени ищем работу. И у каждого имеется история о недалеких кадровиках, которые не сумели по достоинству оценить наш высокий профессионализм и прекрасные человеческие качества. А какой ситуация представляется с другой стороны? Накануне Дня кадрового работника, который отмечается 24 мая, мы поговорили с директором по персоналу одной очень крупной российской компании. На условиях анонимности он рассказал, какими глазами эйчары* смотрят на кандидатов.

 

Непыльная работка

- Я учился в институте и подрабатывал барменом. В мои обязанности входил и набор официанток. Собеседовать красоток мне нравилось. Так что диплом инженера я в итоге положил на полку и пошел работать рекрутером. В нашей сфере люди очень разные. Есть компании, где набирают на нижние позиции людей с минимальным опытом и доводят до ума. А где-то в отделе кадров «паркуют» всех, кого уволить жалко. А что? Работа не пыльная, оплачивается неплохо, вреда они там много не принесут, но и пользы по минимуму. Правда, столкнувшись с такими горе-специалистами, люди укрепляются во мнении, что все эйчары - моральные уроды, которые сами не работают и другим не дают.

Некоторые вакансии весьма высоко оплачиваются. Но соискатели всё равно обходят их стороной. Фото: Youtube.com

Некоторые вакансии весьма высоко оплачиваются. Но соискатели всё равно обходят их стороной. Фото: Youtube.com

 

Давай, до свидания!

- В теории кадровики выполняют кучу функций: найм и увольнение, ведение кадрового учета, адаптация и организация обучения персонала, оценка и аттестация, разработка системы мотивации, в том числе материальной, то есть, все вопросы с повышением зарплат, раздачей премий и бонусов. В крупных современных компаниях так и есть. Однако я неоднократно слышал мнение о том, что истинная функция эйчара - корпоративный палач. Когда в компании плохи дела и требуются масштабные сокращения, на сцену выходит он. Его главная задача - так обставить увольнение, чтобы изгнанные сотрудники не пошли в суд. А все эти танцы-шманцы с развитием корпоративной культуры, мотивацией и оценкой придуманы, чтобы кадровики не сходили с ума в ожидании часа, когда их призовут выполнить свой долг.

В объявлении главное - чётко описать требования к кандидату

В объявлении главное - чётко описать требования к кандидату

 

В плену предрассудков

- На порталах по поиску работы столько резюме! Выборка по нужным критериям выплюнет тысячу штук. И надо порыться полдня, чтобы парочку нормальных отобрать. Хорошо, когда человек на собеседование приходит подготовленный, знает что-то о компании, в которую пришел наниматься, внятно объясняет, чего хочет, не подсматривает в резюме. А то иной раз говоришь: «А вот тут у вас написано…», а он: «Правда? Ой, да это я в общем написал, на самом деле я этого не делал». Другая ошибка: спрашиваешь человека о его прошлом, а он: «Ну, вы же читали резюме - там все написано». На собеседовании все-таки я главный, не надо мне советовать, что делать.

Даже блестящее резюме - не гарантия. Классный специалист может не пройти собеседование, потому что у HR-менеджера свои предрассудки. Скажем, считает, что главным бухгалтером непременно должна быть женщина. Возраст тоже скользкий момент. У молодых руководителей есть комплекс: не брать сотрудников старше себя. К сожалению, это не от большого ума. Подобные «детские сады» работают отвратительно. Во многих компаниях 40 - 50-летние сотрудники составляют наиболее работоспособный костяк. Но людям за 50, вынужденным искать работу, я не завидую.

Безработица - бич капитализма - пришла к нам после развала СССР

Безработица - бич капитализма - пришла к нам после развала СССР

 

Пробиться наверх

- Задача любого соискателя - пробиться к потенциальному непосредственному руководителю и предстать перед ним во всей красе. Но сначала пройти «фильтр»: собеседование с HR-менеджером. На этом этапе всякое случается. Было дело, пришел человек на интервью. По ходу разговора завелся на ровном месте, обвинил меня и компанию в том, что в стране бардак и власть у нас плохая. Но тут все очевидно. А с нормальными соискателями рекрутеры чаще всего просто полагаются на «чуйку» - нравится им человек или нет, хотя во всех учебниках пишут, что нельзя руководствоваться своими предпочтениями. Так что «привратнику» нужно понравиться. Это не значит, что надо лебезить, но давить интеллектом и делать одолжение, отвечая на вопросы, тоже не стоит.

 

По одежке встречают

- Женщины, зная, что собеседование ведет мужчина, часто наряжаются слишком откровенно. Может, иные мои коллеги справляются с этим, а я просто не могу сосредоточиться. Еще парфюм без меры! Начинаю тупить, в результате человека «сливаю». Это плохо, конечно: может, она отличный спец, просто с декольте переборщила. Впрочем, я об этом никогда не узнаю. Также мало шансов у человека, который излишне закрепощен, разговаривает через губу, одет в какую-то рухлядь и при этом приходит на позицию, предполагающую общение с людьми. От такого кандидата я жду, что он будет хорошо владеть речью и скромно, соответственно случаю одет. Для соискателей технических специальностей требования другие. Бывает, человек косноязычен, но дело свое знает туго. Я могу попросить нарисовать схему процесса - с опорой на картинки многим проще разговориться, а я пойму, в теме ли человек.

 

Алмазы в мутном омуте

- Был момент, когда рынок принадлежал кандидатам: люди могли себе позволить выбирать, выдвигать требования, оговаривать особые условия, потому что знали - за ними в очередь стоят еще штук десять прекрасных компаний. Потом случился кризис и пробил час работодателей. Они начали отыгрываться и приглашать опытных спецов на такие зарплаты, которые еще вчера не устраивали выпускников без опыта. Сейчас ситуация очень интересная. Часть рынка сжимается: промышленность, недвижимость, масс-медиа. Туризм фактически умер. А есть отрасли, которые бурно развиваются - розница, IT. Так что работа есть, но где-то толпятся соискатели и ничего не находят, в других местах работодатели готовы платить хорошие деньги, да некому. Сейчас рынок труда напоминает мутный омут с жижей, в которой закопаны алмазы. Задача эйчара эти самородки найти и удержать. Так что сейчас мы нужны, как никогда.

 

Охота за головами

- Отдельная тема - подбор руководителей высокого ранга. Такие люди не вывешивают резюме, их ищут с помощью специализированных агентств, у которых свои базы кандидатов и особые методы поиска. А как еще, если речь идет о вакансии с окладом, скажем, 500 тысяч рублей в месяц. Нередко все это превращается в настоящий детектив, потому что нужный человек в данный момент работает, а ему надо сделать предложение, от которого он не сможет отказаться. Для этого должно быть представление о его нынешних условиях, а это фактически корпоративная разведка. Однажды я сам стал объектом охоты. Даже звали на супервакансию - с зарплатой под миллион! На собеседование я сходил и ничего не понял. Обычная работа в крупном холдинге, нормальный функционал - почему столько денег хотят платить? Вакансию, кстати, закрыли.


*Эйчар - модное название сотрудника отдела кадров, который нынче принято именовать HR-департамент. Буквы H и R означают Human Resource, буквально - людские ресурсы.

 


Семь советов соискателю, как не проколоться на мелочах

1. Не отправляйте свое резюме с ящика, который используете для общения на сайтах знакомств. Письмо от Pushistaya-kiska123 отправится на помойку.

2. Хороший тон - вместе с резюме отправить сопроводительное письмо. Это ваш шанс в свободной форме рассказать о своих достоинствах и заинтересованности в получении вакансии.

3. Вполне возможно, что перед собеседованием эйчар захочет взглянуть на вашу виртуальную жизнь. Поэтому в социальных сетях ведите себя хорошо или закрывайте профиль от всеобщего обозрения. Хотя, если будет серьезная проверка, эти заслоны легко обойдут. Так что все-таки ведите себя хорошо.

4. Для некоторых специалистов отсутствие активности в соцсетях может сыграть «в минус». Это касается, в частности, пиарщиков.

5. Продумайте заранее «правильные» ответы на стандартные вопросы. Пожалуй, самое главное - корректно объяснить причины ваших увольнений. Ответ «они там все уроды, меня не оценили» неправильный, даже если это правда.

6. Собеседование - это обоюдный процесс: работодатель в лице эйчара смотрит на вас, а вам надо разобраться, хотите ли вы работать в этой компании. Поэтому тоже спрашивайте. Умные вопросы порой говорят о человеке не меньше, чем грамотные ответы. Узнайте, чего ждут от того, кто будет занимать вакантную должность. Поинтересуйтесь, какие есть возможности для карьерного роста.

7. Поменьше блесток и гламура. Если работа офисная - продемонстрируйте знание делового стиля и этикета. И выключайте телефон на время беседы с HR-менеджером.

 


А еще был случай

Лена работала секретарем, и было у нее два начальника. Одному она нравилась как специалист и человек, а второй ее почему-то невзлюбил. И однажды, когда шеф-покровитель был в командировке, директор по персоналу по просьбе шефа-злодея устроил нашей Елене аттестацию: выдал анкету на 300 вопросов. В восемь вечера в пятницу, добравшись до вопроса «как часто у вас бывает кал черного цвета», девушка решила, что над ней издеваются, навставляла наугад «галочек» и заторопилась домой. В понедельник Лену уволили по результатам аттестации: как особу, которая не только не может выполнять свои обязанности, но которую вообще нельзя допускать в человеческое сообщество без намордника ввиду ее порочных наклонностей и извращенного сознания. Когда второй начальник узнал о произволе, он, конечно, рвал и метал, но переиграть что-либо уже не мог. Впрочем, Лена быстро нашла себе новую работу. А на ее место пришлось взять сразу трех девушек, но они все равно справлялись отвратительно.

 


Век живи - век учись. Но не обо всем рассказывай

Если человек окончил вуз 20 - 30 лет назад и больше нигде ничему не учился, кадровик будет о нем не лучшего мнения. Специалист, периодически освежающий теорию и повышающий профессиональный уровень на краткосрочных курсах, представляется эйчарам более дотошным и целеустремленным. Такова нынче модная концепция Long Life Learning («Век живи - век учись»). Так что обязательно вписывайте в резюме полные сведения о своей учебе. Но не увлекайтесь. Чрезмерно раздутый список сертификатов может дать обратный эффект: мол, человек постоянно учится - а когда, интересно, он работает?