ОБЩЕСТВО

Вся правда о каршеринге: 600 тысяч за ДТП

Каршеринг, или по-простому поминутная аренда автомобиля, появился в Москве в сентябре прошлого года и поначалу казался невероятно удобным и дешевым способом передвижения. Всего 200 рублей за поездку до аэропорта – где это видано? Но не все так просто – всего за одну неудачную поездку можно попасть на 600 тысяч рублей. Выясняем, справедливо ли выставлять клиентам гигантские счета за ДТП.

 

600 тысяч за ДТП

Первый крупный скандал с компанией «Делимобиль», предоставляющей услуги каршеринга, произошел у москвича Александра Семенова, пользующегося сервисом практически со дня его основания. В заключенном им договоре значилось, что в случае ДТП его финансовая ответственность будет ограничиваться 20% от стоимости ущерба.

Но в итоге за разбитую машину Семенову пришел счет на 588 тысяч рублей. И он далеко не единственный, кто столкнулся с такими умопомрачительными счетами, которые кажутся еще нелепее, когда узнаешь, что сами автомобили компания закупала по 537 тысяч рублей. Как же может быть штраф с клиента больше стоимости автомобиля?

 

Не вместо, а вместе

Если повнимательнее ознакомиться с договором «Делимобиля», то окажется, что заявленные 20% от суммы ущерба надо оплатить не вместо возмещения ущерба, а вместе с ним. Таким образом гигантские счета складываются аж из четырех главных пунктов:

  1. Оплаты ремонта автомобиля

  2. Платы за простой разбитой машины

  3. Штрафа в 20% от суммы ущерба

  4. Неустойки в случае задержки оплаты.

При этом на страничке сервиса в facebook распространялась совершенно иная информация, но после скандала пост был удален:

«Все автомобили «Делимобиль» застрахованы ОСАГО. Предусмотрена финансовая ответственность в случае причинения ущерба (повреждения) ТС в результате ДТП, произошедшего по вине клиента: 15 000 рублей - при цене ущерба до 100 000 рублей; 20% от стоимости причиненного ущерба при размере ущерба свыше 100 000 рублей».

Роман Войнов, юрист Московской коллегии адвокатов:

- С юридической точки зрения у клиента «Делимобиля» вряд ли есть шансы отстоять свои права в суде. Посты в социальных сетях действительно вводят арендаторов в заблуждение относительно ответственности за совершение ДТП, однако эти посты, как и устные заявления сотрудников компании, не могут рассматриваться в качестве источников ложной информации. Поэтому и нужно всегда внимательно изучать договор, прежде чем подписывать его.

Компания не скрывает, что все ее автомобили застрахованы лишь по полису «ОСАГО», который не предусматривает возмещение средств на ремонт автомобиля в случае, если виновником ДТП был владелец или арендатор автомобиля. Даже просто включив логику, мы можем понять, что заявления про штраф в 20% от суммы ущерба не могут быть действительными – это означало бы, что компания добровольно прощает вам 80% своих расходов. С чего бы такая щедрость?

Так что единственное, что можно в этой ситуации сделать – оспорить сумму штрафа. Но и это рискованная затея, ведь шанс, что повторная экспертиза занизит сумму ущерба невелик, а так к выставленному счету прибавится еще 5-10 тысяч за очередное обследование.

 

КАСКО все же будет?

Реакция компании «Делимобиль» на претензии со стороны клиентов и активистов, среди которых известные журналисты и члены общества «Синие ведерки», вызвала еще больший шквал негодования – представители компании угрожали недовольным судом за распространение клеветы.

Позже на ситуацию отреагировал и генеральный директор «Делимобиль» Станислав Грошов. Он заявил, что из-за использования КАСКО стоимость услуг многократно возросла бы и пользование автомобилями каршеринга потеряло бы всякий смысл.

При этом Грошов объявил, что с 1 июня компания намерена запустить тариф, включающий в себя аналог КАСКО. Этот тариф будет дороже нынешнего – 10 рублей за минуту вместо семи, зато в случае ДТП виновник обязан будет выплатить лишь 10 тысяч рублей штрафа. «При этом финансовая ответственность по возмещению ущерба, нанесенного транспортному средству, а также ответственность по возмещению административных расходов – отсутствует», - говорится на сайте компании.