ОБЩЕСТВО

«Снежная симфония»: Летние радости в Сочи

С успехом не поспоришь. Можно сколько хочешь, рассуждать, что успех не заслуженный, но в искусстве - как на войне, победа – это победа, успех – это успех. Можешь потом жаловаться, что Бонапарт или Жуков поступали не по правилам, но они побеждали. И успех представления – в восторге зрителей, а не в заметках критиков.

Такой ошеломительный успех выпал на долю «Снежной Симфонии», которую 3 июля сыграли в Сочи. Если бы я не видел своими глазами – не поверил бы, но зрители полчаса не давали исполнителям уйти со сцены; крики восторга оглушали Черное море и Кавказский хребет.

«Снежная симфония» - фьюжн двух несовместимых видов искусства, клоунады и симфонической музыки, порождение клоуна Славы Полунина и скрипача Гидона Кремера. Клоуны, возможно, знакомые нашему читателю по предыдущим шоу Полунина, и конечно, сам Слава Полунин, маленький, коренастый, седобородый, похожий на гнома или на волшебника старый клоун – выделывали свои номера на сцене, где располагался полномерный симфонический оркестр под управлением Гидона Кремера. Напомню, что Гидон Кремер, уроженец Риги, известный скрипач мирового класса. Он выступал на всех известных сценах мира с самыми знаменитыми оркестрами Европы и Америки и сотрудничал со многими  дирижёрами современности, да и сам дирижировал. Есть у него и свой оркестр – «Кремерата Балтика». И вот – этот почтенный седовласый маэстро играет и подыгрывает клоунам!

Получилось странное, неожиданное, но привлекательное произведение искусства, которое неясно, как классифицировать и к чему относить. В производстве оно оказалось очень дорого, и несмотря на штормовой успех, это скорее штучный товар, чем массовый продукт. Сам Гидон Кремер, видимо, не собирается часто участвовать в этом шоу, а будет ли оно складываться без него – совсем не очевидно.

Полунин рассказал мне, что шоу показали несколько раз за границей, в частности – в Риге, городе Кремера в 2012 году. Один раз показали украдкой в Калининграде, и вот сейчас – в Сочи, в рамках Второй международной премии циркового искусства «Мастер». Повезло тем, кто сумел и увидел! Из-за таких спектаклей говорят, «знал бы прикуп – жил бы в Сочи».

Несмотря на тонкую чудесную симфоническую музыку, клоунада – совсем не деликатного свойства. В финале зрителей слепит огромной мощности прожектор и обрушивается снежная вьюга из бумажных снежинок, испытание не для слабонервных. Представьте себе, что вы оказались на пути локомотива, прорезающего себе путь сквозь пургу на Транссибе.

В «Симфонии» задействованы старые известные номера Полунина. Зритель этого хочет и ждет, и подхватывает любую реплику. Стоит появиться паре телефонов, как зал стонет «Асясяй!» Слаженность зрителя и артистов такова, будто они долго репетировали совместную продукцию. Мало у кого могло бы такое получиться.

Участие зрителя в спектакле напоминает лучшие постановки Мейерхольда. Вот такое неожиданное сочетание высокого и низкого стиля – музыка, чтобы услаждать слух и не стыдиться, а огромные воздушные шары, катящиеся на публику – чтобы оставаться на цыпочках.

Эта постановка была звездным часом ежегодного (ну, второго, и дай бог не последнего) фестиваля цирка в Сочи. Цирковые артисты присуждали здесь премию «Мастер» в четырнадцати номинациях: выбирались лучшие артисты, клоуны, дрессировщики, режиссеры, хореографы, продюсеры года. В список номинаций Второй премии организаторы включили еще две номинации: «трюк года» и «фестиваль года».

Совершенно ожиданно Слава Полунин победил в номинации “Клоун года” и в номинации “Лучшее шоу года” победила его “Снежная симфония”.

А параллельно шел и отбор талантливых юных и очень юных циркачей под названием “МастерОК”. С утра до вечера в красивом обновленном Летнем театре в сочинском парке Фрунзе выступали дети – крошечные трехлетки крутили фортели на обруче высоко над сценой, как солнечные зайчики, семи- и девятилетки выполняли сложные номера в воздухе. Были почти исключительно девочки – сильный пол представили два-три мальчика – из нескольких сотен детей. Надо с этим что-то делать, а то будет у нас “В цирке только девушки”.

Особенно сильными оказались цирковые школы Липецка и Перми. Из Липецка – известный и очень смешной коллектив трех маленьких девочек Маша-Даша-Настя под общим названием “Богатырская сила”. Они и получили Гран-При за свой прекрасно отработанный номер. Золото получила и крошечная девочка, выступавшая с номером «Солнечный зайчик».

Мне понравился талантливый скетч “Дружная семейка”, где крошечная девочка из Ижевска командовала несколькими “пуделями”. Артисты в смешных шкурах, изображавшие пуделей, прекрасно прыгали через обруч, выполняли команды и даже совершали обычные собачьи ошибки.

Были и иностранные молодые артисты – но они были заметно постарше российских. Австралийская гимнастка и швейцарское трио получили премии – по доброй русской традиции давать премии иностранцам, которые приехали поучаствовать в русских состязаниях.

Премии детям вручали почтенные пожилые мастера цирка и эстрады – Иосиф Кобзон и Олег Попов, а к “Мастеру” приехал и старый иллюзионист Кио.

Вручение премии “Мастер” задумывали по образцу “Оскара”. “Цирковой Оскар” – так говорили об этой премии и этой церемонии в РосГосЦирке. Планов было громадьё, но со временем они несколько поубавились. Должна была пройти кавалькада, грандиозный парад уличного цирка через весь Сочи – но хлынул дождь, и ее пришлось отменить. Все же на экране на фасаде цирка крутили старые фильмы “Цирк” Чаплина, “Цирк” Александрова, “Полосатый рейс” и прочую классику.

Само представление было длинным и роскошным. В особо важной номинации “Легенда” цирковые артисты избрали Мстислава Запашного, некогда возглавлявшего РосГосЦирк. Таким образом Вадим Гаглоев, глава РосГосЦирка, примирился с кланом Запашных, упорно не желающих войти обратно в систему всероссийского цирка и держащих угнанный в девяностые годы огромный московский цирк на Вернадского. А вернуть этот цирк необходимо – два московских цирка зарабатывают столько же, что и шестьдесят остальных цирков России. Чтобы система работала – московские цирки и цирк Петербурга должны в нее войти. Это была главная задача Гаглоева; она пока не осуществлена, но подвижки есть.

Россия, может, и не родина слонов, как шутили в свое время, но самая крупная цирковая держава, где цирк ценят, любят, смотрят. Недаром на шоу “Мастер” была прочтена длинная и подробная телеграмма президента Путина в адрес циркового сообщества. Вместе с Путиным мы можем пожелать российскому цирку не только вернуть себе утраченные в 90-х творческие высоты, но и завоевать новые позиции.