ОБЩЕСТВО

Как становятся американцами

Меня много раз спрашивали: «Как мои дети адаптировались к американской школе?» Очень легко. Я даже этого не заметила.

В государственную американскую школу берут абсолютно всех без разбора: из России ты или из Индии, говоришь по-английский или впервые слышишь этот язык, есть ли у тебя какой-либо аттестат об образовании или нет. Главное предъявить всего два документа: контракт на аренду (покупку) жилья, свидетельствующий, что ты действительно живешь в районе, который относится к этой public school, и прививочную карту. Если нет необходимых прививок – не беда. Ребенка отправят в поликлинику, бесплатно сделают недостающие вакцины, а затем - в школу.

Для началки предусмотрено всего одно тестирование – на знание английского. После проверки знаний присваивается уровень от нуля до шести. Моей младшей дочке поставили третий. Но даже с нулевым ребенка все равно возьмут учиться.

В средней и старшей школе к экзамену по английскому добавляется математика. Но уровень сдачи теста влияет только на распределение по группам – в сильную или слабую попадет ребенок.

Всех иностранцев вместо классической программы изучения английского языка отправляют на ESOL (английский для говорящих на других языках). Здесь их разбивают по группам и учат читать, писать, объясняют грамматику и т.д. Дважды в год идет тестирование. Как только ребенок достигает шестого уровня, его снимают с ESOL и переводят в обычные группы. Кому-то требуется полгода, чтобы попасть в обычный класс, а кто-то может сидеть на программе несколько лет.

В пригороде Вашингтона школы каждый месяц, а то и несколько раз в месяц пополняются иностранными учениками. Из каких только стран не приезжают дети! Сидят за одним столом китаец, индус, кореец и девочки из России и Ирана, пытаются разговаривать друг с другом на английском. И у них получается!

А теперь представьте, как в обычный класс общеобразовательной российской школы посреди года попадают американец и, допустим, мексиканец. Мне кажется, это повод для реалити-шоу. А здесь к такому привыкли.

Так как Америка – страна многонациональная, постоянно пополняется иностранными «мозгами» и «руками», то в местных школах разработана целая система по «вкатыванию» зарубежных детей в местную систему образования. У них на поток поставлено обучение языку, традициям и правилам поведения в школе. У каждого учителя в классе есть дети-иностранцы с абсолютно полярными культурами и религиями, но это никого не пугает.

Например, в первый школьный день к Маше прикрепили одноклассников, которые провели ей экскурсию по учебному заведению. С любыми вопросами она могла обращаться к классному руководителю или детям. Ее фотографию повесили на стенд со всеми новичками года.

Первую неделю Маша тупо сидела и рисовала на уроках. Ей давали все те же задания, что и остальным детям, все те же тесты, и она почти наугад ставила ответы. Если с математикой она хоть как-то справлялась, то с историей Вирджинии не очень. В первом же тесте по теме «Война за независимость» она написала, что это англичане победили американцев и еще что-то в этом же духе. А учитель потом терпеливо исправляла, что выиграли американцы. И ставила смайлики. Иногда Маша в пустых клеточках по-русски писала: «Я не понимаю ваше дурацкое задание!», и за это ей ничего не было. Ей вообще первое время ставили оценки только по математике и ESOL. Но постепенно, когда учителя начинали видеть, что она уже понимает материал, стали оценивать и окружающий мир, и историю.

А вот Лизе в средней школе оценки стали ставить практически с первой недели обучения. Уровень ее английского был 4 из 6, поэтому, видимо, учителя посчитали, что этого достаточно для понимания предметов. Конечно, Лиза мучилась с американской конституцией и поправками к ней, с терминами по геометрии, но в итоге справилась.

Честно говоря, мне кажется, первостепенная задача американской школы (по крайней мере до High School) заключается не в том, чтобы дать детям глубокие знания по какому-либо предмету, а чтобы вырастить настоящих американцев, граждан своей страны. Так каждое утро во всех школах Америки начинается с того, что ученики прикладывают руку к сердцу и произносят клятву верности стране. А каждую пятницу они начинают с гимна.

У них в каждом кабинете висят американские флаги. А еще флаги на домах, на машинах, на зданиях. Они с удовольствием и гордостью носят одежду с американской символикой. Не на Олимпийские игры, а так, каждый день. В школе они досконально изучают конституцию и миллион поправок к ней, штудируют права человека, законы. Постоянно выбирают лидеров разных школьных организаций, делают какие-то доклады.

Они в два счета делают американцев из китайцев, индусов, русских. Это происходит автоматически. Через год обучения в американской школе дети мешают родной язык с английским, а через два предпочитают полностью общаться на английском.

В итоге как проходит адаптация детей к американской школе? Легко и безболезненно. Но вот если мы, приезжие, хотим сохранить родной язык и культуру для своих детей, то придется очень постараться.