ОБЩЕСТВО

Лишённые детства. Малолетние гении вырастают у богатых и деспотичных родителей

Пока ровесники четырехлетней Беллы ДЕВЯТКИНОЙ гоняют покемонов, эта малышка болтает на семи языках и собирается учить восьмой. Лингвистических успехов она достигла под руководством мамы и педагогов - носителей языков. Гордей КОЛЕСОВ к восьми годам овладел пятью языками и знает наизусть 556 китайских идиом. Его отец точно знает секрет выращивания вундеркинда: дисциплина, ежедневный тренинг и лучшие учителя (скажем, собирать на скорость кубик Рубика его учит чемпион Китая). Так кто же эти дети - маленькие гении или живое доказательство того, что каждый из нас способен на большее, если заниматься науками с самого рождения?

Бум методик раннего развития начался в конце XIX - начале XX века, когда выдающиеся педагоги, независимо друг от друга, предложили оригинальные системы занятий с детьми. Идея итальянки Марии Монтессори состояла в развитии мелкой моторики. Немец Рудольф Штайнер делал упор на эмоциональную сферу, самостоятельность, творчество. Американец Гленн Доман полагал, что читать ребенок может научиться раньше, чем говорить. Настоящую революцию в 1970-х произвела брошюра «После трех уже поздно» японца Масару Ибука. Один из основателей концерна Sony искал способы реабилитации для сына, страдавшего детским церебральным параличом. Это ему принадлежит высказывание: «Если вы начали заниматься ребенком после рождения, то опоздали на девять месяцев». Воспитанные «по Ибуке» дети говорили на нескольких языках, прекрасно рисовали, плавали как дельфины, играли на музыкальных инструментах и сочиняли музыку.

Получая призы и медали, Гордей КОЛЕСОВ удовлетворяет амбиции папы - главы консалтинговой компании, базирующейся в Китае. Фото: instagram.com/evgeny.kolesov

Получая призы и медали, Гордей КОЛЕСОВ удовлетворяет амбиции папы - главы консалтинговой компании, базирующейся в Китае. Фото: instagram.com/evgeny.kolesov

В нашей стране пионерами раннего развития стали супруги Никитины. Их дети были прекрасно развиты физически, закалялись, учились на пятерки, перепрыгивая через классы.

А венгерский психолог Ласло Полгар - отец трех выдающихся шахматисток? Он на своем примере доказал, что системный подход позволяет выращивать таланты из любого «природного материала».

Так что у каждого гениального ребенка обнаруживаются не менее выдающиеся родители, готовые самоотверженно вкладываться в наследников, не считаясь с затратами денег, сил, времени. Вот только нужно ли это детям?

Юдит, Жужа и София ПОЛГАР - венгерские вундеркинды обыграли почти всех выдающихся шахматистов обоих полов, устроили личную жизнь и не бросили любимый спорт, хотя в больших турнирах уже не играют. Фото с сайта chess.business-news-blog.eu

Юдит, Жужа и София ПОЛГАР - венгерские вундеркинды обыграли почти всех выдающихся шахматистов обоих полов, устроили личную жизнь и не бросили любимый спорт, хотя в больших турнирах уже не играют. Фото с сайта chess.business-news-blog.eu

Вундеркинд-бармен

- Мама много занималась со мной и братом, - рассказывает Елена Фомина. - В пять я считала, читала, в первом классе проглотила «Трех мушкетеров» и пошла дальше по Дюма. Фишкой папы были логические задачи. За правильный ответ он платил «зарплату». Я иногда аж ночами рыдала, если решение не находилось. Еще папа с нами занимался физикой и химией, водил в школу выживания, где учили всяким премудростям на случай конца цивилизации. Были балетная школа и программирование на серьезном уровне.

У Елены теплые воспоминания о детстве, но гениальным взрослым она не стала. Факультет лингвистики, которой была увлечена, бросила. Сейчас занимается исторической реконструкцией, в выходные пропадает на «балах» и «пирах», а на жизнь зарабатывает шитьем одежды под старину. Что же пошло не так?

Психологи объясняют этот вираж: Елена не была чудо-ребенком, просто с ней грамотно занимались. Со временем возрастное опережение сошло на нет. А успех зависит не столько от интеллектуальных задатков, сколько от способности долго и увлеченно работать, мотивации. Елене все легко давалось, но слишком быстро надоедало. Кстати, ее брат блестяще окончил институт, но пошел не в науку, а на курсы барменов. Теперь разливает напитки в одном из столичных ресторанов и доволен судьбой.

Самый известный вундеркинд - Моцарт умер в 35 лет в полной нищете и похоронен в общей могиле

Самый известный вундеркинд - Моцарт умер в 35 лет в полной нищете и похоронен в общей могиле

Сбой программы

- Как отстающие в развитии дети, так и одаренные - по сути, отклонение от нормы, - огорошивает нейропсихолог Юлия Пунина. - Неравномерность в работе мозга, только в плюс, а не в минус. То есть за счет одних, сильно развитых, зон мозга, у них могут обкрадываться другие. Во что это выльется, покажет только время.

- Что делать?

- Если ребенок проявляет склонность и яркие способности к чему-то, глупо это заглушать. Но нужно постараться гармонизировать развитие, предлагая ребенку заниматься и тем, к чему он не проявляет интереса. Скажем, интеллектуалу добавить спорт, рисование, предложить что-то мастерить.

- Если задатки у ребенка средние, а хочется вырастить гения?

- Нужно учитывать нейродинамические показатели, они индивидуальны. Взять двух детей и дать им одинаковую нагрузку - один будет усиленно заниматься и кайфовать от этого, другого мы обречем на психофизическое истощение.

Борис и Лена НИКИТИНЫ с рождения развивали детей физически и интеллектуально, но гением ни один из их отпрысков не стал. Фото с сайта nikitiny.ru

Борис и Лена НИКИТИНЫ с рождения развивали детей физически и интеллектуально, но гением ни один из их отпрысков не стал. Фото с сайта nikitiny.ru

- Как нейропсихологи относятся к методикам раннего развития?

- Положительно, если они сообразны возрасту. Маленьким детям ни к чему логарифмы или физические формулы. Ребенок до трех лет должен максимально развить способности, заложенные природой: видение, слушание, чувствование, моторику, координацию, познание мира и речь. Его надо любить, уделять ему время, постоянно находиться в контакте, разговаривать, предлагать возможности для исследования и общения. Это не отменяет рисование, аппликацию, конструирование. Но родитель, который учит двухлетку читать, обкрадывает его в сенсомоторном и физическом развитии. Это даст негативные плоды через несколько лет. В дошкольном возрасте смотрите, к чему ребенок проявляет повышенный интерес, и наполняйте его информационное поле, дабы увлечение переросло в способности, знания, навыки. Углубленное внимание к чтению, счету, письму в том виде, какой требуется первоклашке, лучше проявить после пяти лет, когда ребенок будет готов их освоить.

- Но если я вижу, что мой ребенок - гений?

- Покажите его психологу, который работает с одаренными детьми, - такие специалисты есть. А лучше - нейропсихологу, чтобы разобраться, как работает мозг вундеркинда, и получить рекомендации по его гармоничному развитию.

Только факт

Детей с исключительными талантами всего 1 - 3 процента в каждом поколении.


Цена успеха

Галина АЛЕКСЕЕВА - директор по маркетингу крупной компании и супруга успешного бизнесмена. У нее свой взгляд на воспитание сына и дочери. К тому же есть возможность вкладывать значительные средства в их обучение. Женщина уверена: нет бесталанных детей, есть ленивые родители.

- Моему сыну Дмитрию четыре года, и я трачу ежемесячно около 150 тысяч рублей на его развитие. Значительные вложения начались, когда ему было восемь месяцев. Я считаю: все, что можно сделать для ребенка, нужно успеть до 10 - 12 лет, пока происходит активный рост мозга. Потом уже что выросло - то выросло.

У сына есть няня, ее зарплата 80 тысяч рублей в месяц. Она следит за полноценным питанием и соблюдением режима: подъем в девять утра, отбой в девять вечера, днем час сна. Больше спать Дима не успевает. Каждый день они занимаются развитием речи, математикой и изучением окружающего мира. Я специально искала няню с опытом работы в младшей группе детского сада, потому что некоторые вещи про детей нельзя выучить в институте, а можно узнать только на практике.

С восьми месяцев у Дмитрия появились педагоги по музыке и рисованию. Специалистов, которые занимаются с младенцами, очень мало даже в Москве. Уроки два раза в неделю, сначала по 20 минут, сейчас уже по часу и более. 1,5 тысячи за занятие. Как преподают музыку младенцам? Сначала учат слушать звуки, различать их по тону и громкости. Сейчас Дима играет на фортепьяно, может подбирать мелодии, знает много песен и с удовольствием их распевает. Рисование для малышей - это пальчиковые краски, они обычно в восторге от процесса. Сейчас Дима пишет акварелью и пастельными мелками, изучает цветоделение и композицию.

С трех лет вожу Диму в секцию фигурного катания. Тренировки на льду три раза в неделю (по 1 тысяче рублей), хореография (5 тысяч в месяц), общая физическая подготовка два раза в неделю (3 тысячи в месяц). Катание на коньках полезно именно в дошкольном возрасте - ничто другое так не развивает координацию, которая напрямую воздействует на образование нейронных связей в мозгу. Поэтому все занятия, связанные с необходимостью координировать движения рук и ног (езда на велосипеде, катание на лыжах, прыжки через скакалку), чрезвычайно важны и полезны.

Конечно же, языки. В этом году у Дмитрия три урока английского в неделю. Полтора часа каждый, по 1,5 тысячи рублей. Он уже понимает английскую речь, может поговорить на простые темы. Правда, из-за раннего подключения иностранного нам пришлось взять логопеда для исправления фонетики в русском. Это еще 1,5 тысячи за час, два раза в неделю. В прошлом году был немецкий, пока от него отказались. И шахматы забросили - не влезают в расписание.

Недавно я показывала Диму психологу. Тесты показали, что он опережает своих сверстников по интеллектуальному развитию минимум на год. Ему интересны разные вещи, и фокус интересов периодически меняется. Он во всем стремится докопаться до сути. Когда «болел» человеческой анатомией, изучил все органы во всех подробностях - вплоть до длины кишок и состава крови. В «космический» период мог часами рассказывать, чем отличаются разные планеты. В «динозавровый» - пугал меня латинскими названиями всех этих велоцерапторов и диплодоков. При этом он активный и приветливый мальчик, раз в неделю ходит в детский сад - у него там много друзей. Все остальные дни под завязку загружены учебой.

Старшую дочь Инну я растила по похожей схеме. В свои 12 она лучшая ученица в гимназии, победительница всех возможных олимпиад. Для нее не составляет труда выучить за вечер 40 слов на иностранном языке, а ее одноклассники сидят над уроками все свободное время. Я абсолютно уверена, что ее способности не только врожденные, но и развитые благодаря серьезному тренингу в раннем детстве.