ОБЩЕСТВО

Доигрались. Почему все домры на Руси были сожжены по царскому указу

На каких инструментах играли российские скоморохи до XVII века? Думаете, на балалайках? А вот и нет: у них были домры – трехструнные щипковые инструменты с круглым или овальным корпусом. И даже слово такое было – домрачеи.

 

Египетские корни

Самая распространенная теория возникновения домры гласит, что ее далекий предок – настоящий древний египтянин. А именно – инструмент под названием танбур. Он походил на домру не больше, чем питекантропы походят на нас с вами; и, тем не менее, у него тоже были деревянные корпус и гриф, имелись струны, а играть на нем полагалось специально обточенной рыбьей костью – прообразом современного медиатора.

Родственники домры благополучно сохранились во многих странах. У грузин это пандури, у южных славян – танбура, у украинцев – бандура, у киргизов – думра. В Европе домрообразные инструменты появились в Средние века и получили название лютневых; именно лютня – прабабушка гитары и мандолины.

А что же случилось с нашей отечественной домрой?

Фото с сайта http://s5.cdn.eg.ru/upimg/photo/202940.jpg

Фото с сайта domrist.ru

 

Собрать все домры бы да сжечь

Как уже было сказано, на домрах играли скоморохи. А они – народ скандальный: не только пели и плясали, водили за собой медведей и устраивали кукольные представления, но и сочиняли глумливые злободневные песенки, в которых не щадили никого – ни бояр, ни священнослужителей, ни самого царя. Они устраивали, как бы сейчас сказали, интерактивные представления, вовлекая в свои игрища зрителей.

Народу это нравилось, властям – нет. Когда в XVI-XVII веках скоморохи стали собираться в ватаги (бродячим артистам безопаснее было путешествовать сообща), и Церковь, и государство принялись почем зря обвинять их в кутежах и грабежах.

Без первых, скорее всего, и впрямь не обходилось: люди искусства все-таки, хоть и бродячие. Что до грабежей, то свидетельства о них остались лишь в доносах; в устном народном творчестве о скоморохах сохранились весьма доброжелательные упоминания: «скоморохи люди вежливые, скоморохи все очесливые», «скоморохова жена всегда весела».

Однако народная любовь не спасла от гнева властей ни скоморохов, ни их инструменты.

В 1648 году после указа царя Алексея Михайловича Тишайшего началось повсеместное уничтожение домр. Инструменты отбирали у скоморохов, находили в домах, складывали на телеги и отвозили сжигать. Замеченных в игре на домре велено было бить батогами.

Фото с сайта https://commons.wikimedia.org/wiki/Main_Page

Фото с сайта commons.wikimedia.org

 

Второе рождение

На этом, казалось бы, домре и конец. Упоминания о ней в народном творчестве имеются, но подробных изображений домры до нас не дошло – возможно, они были уничтожены, так же, как и сами инструменты.

Однако в конце XIX века в Вятской губернии был обнаружен некий непонятный музыкальный инструмент – струнный, с округлым корпусом. Он попал в руки Василия Андреева – выдающегося музыканта, виртуоза-балалаечника, который как раз занимался воссозданием старинных русских инструментов. Андреев, сравнив найденный образец со старинными лубочными картинками, предположил, что перед ним та самая домра – чудом уцелевшая. С его легкой руки мастерами были воссозданы русские домры.

Сейчас домра – полноценная участница любого оркестра русских народных инструментов. Есть домры трех- и четырехструнные; есть даже домры-альты и домры-контрабасы. Композиторы пишут произведения для домр как для сольных инструментов. Но в деревнях домру за «свою» не считают – если и играют, то на гармошках и балалайках, которые, в России появились только в XVIII веке.