ОБЩЕСТВО

Чего таксисты никогда не рассказывают своим пассажирам

Водители на дух не выносят болтливых, пьяных и «пустых»

После Октябрьской революции такси в России исчезли. Но 21 июня 1925-го их деятельность возродилась. Эта дата считается днем рождения современного российского такси. А вот 22 марта профессиональный праздник отмечается водителями по всему миру.

Алексею УЛЬЯНОВУ 33. Еще недавно он владел фирмой, занимающейся грузоперевозками. Разъезжал на люксовом внедорожнике, ужинал в пафосных ресторанах и частенько катался за границу. Денег не считал вообще. А позапрошлой осенью бизнес рухнул. И пошел Леша работать таксистом, чтобы было чем детей кормить и многочисленные долги отдавать.

- Конечно, когда все лопнуло, я попробовал разные варианты. Но кризис, сами понимаете… В итоге оказался за баранкой. Причем еще и арендованного авто - все свои машины пришлось продать, - вздыхает Алексей. - В Москве без знания города за рулем делать нечего. Один поворот проскочишь - часа два потеряешь, чтобы только вернуться в эту же точку. Плюс отдай за вхождение в систему, проценты отсчитай диспетчерским службам... Через пару дней стало понятно: улетаешь в минус еще сильнее. И я уехал в родной Новосибирск.

- А без диспетчерской службы нельзя?

- Можно. Но это нарушение закона - бомбить нельзя. И, конечно, большие риски. Знал одного парня - ничего у него не вышло, еще и чудом выжил. Клиент как-то попался буйный и порезал его жутко. Неделю в реанимации парень тот провалялся. А подонок скрылся. Да и людей, голосующих на улице, почти не осталось. Им же тоже хочется гарантий. Поэтому без системы - никуда!

- И что это за система такая?

- Приходишь в любую компанию, разработавшую программу заказа такси («Яндекс», «Максим», Uber, Gett, «Сатурн», «Рутакси»), и регистрируешься. При себе нужно иметь какой-нибудь гаджет с Интернетом, куда тебе установят специальное приложение и присвоят уникальный код. Понятное дело, машину надо иметь. Если автомобиля нет, то можно его арендовать. Но в таком случае готовься, что на это будет уходить как минимум половина дохода.

- Перед началом работы фирмы как-то проверяют водителя?

- Нет, все делается буквально за полчаса. Некоторые даже на состояние машины не смотрят. Единственные требования: чтобы автомобиль был неубитый и водитель не новичок.

Недавно Алексей руководил грузоперевозками по всей России...

Недавно Алексей руководил грузоперевозками по всей России...

 

Ночные забавы

- Читала на форуме автолюбителей сообщение некоего Николая из Воронежа. Он, как и вы раньше, был бизнесменом, а когда разорился, пошел в такси. И на первом же заказе ему «повезло»: «Вызвали к двухэтажному бараку. Через 10 минут из покосившейся двери подъезда вываливаются два тела и бредут к машине. Садятся. От них дико несет чем-то едким. (Про запах от крокодиловых нарков мне только потом рассказали, тогда я не знал.) Через пару минут понимаю, что оба кадра упоротые донельзя. По правилам такси после начала поездки отказаться от нее уже нельзя, а я слишком поздно вник в ситуацию. Едем на заправку, где меня просят залить два литра бензина в приготовленный баллон. В процессе поездки начинается выяснение стоимости автомобиля, есть ли средства самообороны, приезжают ли другие водители на помощь по тревожной кнопке, попытка взять телефон «на позвонить» - и вся эта байда. Потом в руках у одного появляется нож, и тон разговора сменяется на угрожающий: «Мы с тобой будем ездить, пока не надоест». Одной рукой вел, в общем, а другой писал завещание и материл себя за идиотизм. Спасли гаишники. Остановили, а пока проверяли документы, один из клиентов выдает что-то типа «мусора поганые». После этого два экипажа ДПС быстро их упаковывают, а меня, так как таксист и не с ними, отпускают восвояси. С того дня в машине появился газовый баллончик и открытый швейцарский нож».

- Средства самообороны, конечно, нужны. У всех под рукой баллончик лежит. На всякий пожарный. Я, к счастью, ни разу не воспользовался. Хотя однажды был на грани. Возил наркоманов, которые ездили за «закладками». Проще говоря, наркотики прячут куда-нибудь в дерево или в стену. И вот я их привозил на место, они забирали дурь, и мы ехали обратно. Спокойные ребята попались и даже сверху сто рублей положили. А бывает, клиент отказывается платить. Некоторые таксисты, как я знаю, в подобных ситуациях лезут с кулаками - «боссу» им же из собственного кармана придется платить. Я таких просто отпускал и делал в чате пометочку, что клиент «пустой».

Хуже «пустых» только пьяные. Катал как-то полночи трех изрядно надравшихся девиц по караоке-клубам - они все никак не могли определиться, где им комфортнее. Плюс мозг мне всю дорогу выносили бабской болтовней: кто-то там кого-то бросил, и мне раз в три минуты нужно было поддакивать, что «все мужики сво…». В довершение одну из девчонок обильно вырвало.

...а теперь таксует

...а теперь таксует

А сколько ночных заказов, когда нетрезвые клиенты ищут подпольные точки продажи алкоголя! Тут водителю знание города как нельзя лучше пригодится. У нас в Новосибирске, например, есть засекреченные магазины, которые юридически оформили себя как кафе, поставив столики. Зная, где они расположены, быстро доставляешь клиента до точки. А если он выходит из твоей машины в хорошем настроении - это как минимум тебе бонус в карму.

- Я сама часто пользуюсь такси. Раздражают болтливые водители.

- А меня болтливые клиенты. (Смеется.) Особенно если о политике начинается. Обычно такие клиенты очень эмоциональные, начинают руками размахивать, по плечу хлопать… Но мне везло: клиенты в большинстве своем залипают в мобильниках и им не до разговоров. Приезжие о городе спрашивают. Как-то немецкой делегации целую экскурсию провел. Они меня еще пару раз потом вызывали и щедро платили. В аэропорт их когда отвозил, контактами обменялись. «Будешь в Дюссельдорфе - обязательно звони. Мы тебе экскурсию классную проведем!» - сказали на прощание.

Митя ФОМИН считает, что французские таксисты самые быстрые и честные

Митя ФОМИН считает, что французские таксисты самые быстрые и честные

- Кстати, про аэропорт. Кто лет десять назад летал в Сочи, помнят этот дикий гул по прилете: таксисты, хватая за рукав, наперебой предлагали свои услуги. Сейчас там стало спокойнее, но все равно ощущение, что эти мужики за каждого клиента горло друг другу готовы перегрызть.

- В большинстве своем таксисты друг другу стараются помогать, инфой ценной делятся в специально созданных группах в мессенджерах. В диспетчерском приложении есть даже кнопка экстренного вызова ближайшего таксиста, если вдруг какое-то ЧП: технические неполадки или нападение. Меня один раз заказали в глухую деревню. Ночь, глубокая осень, собаки даже не лают. В итоге я застрял, и «тревожная кнопка» мне очень помогла.

Территорию делят только в аэропортах и на вокзалах. Там бывало и до драк доходило в предновогоднюю неделю. За иностранцев, знаете, какие битвы идут! Вообще водилы, дежурящие в зале прилета, - народ особенный. У всех там глаз-алмаз. Им ведь надо в людском потоке быстро вычислить самого платежеспособного и неопытного (опытный еще за полдня до отлета такси себе заказал). В Москве еще и немосквича желательно подцепить - тому ценник можно сумасшедший заломить и одной поездкой отбить месячный взнос за возможность стоять в зале прилета.

Латвийские водители не без чувства юмора, коли вешают у себя в машинах такие прайсы

Латвийские водители не без чувства юмора, коли вешают у себя в машинах такие прайсы

 

Честным быть прибыльнее

- Сколько можно заработать в такси?

- При 12 - 14-часовом рабочем дне в лучшем случае выходит около трех тысяч. Из них полторы я отдавал за аренду. На бензин - тысячу. Вот 500 рублей и оставалось. Эти деньги тут же уходили на продукты, сигареты. В Москве - еще меньше. Там еще можно и на какой-нибудь штраф влегкую нарваться.

- Но ведь есть всякие профессиональные секреты. Из серии: стоимость поездки - 470 рублей, даешь водителю 500, а он в ответ: «Ой, милая девушка, у меня сдачи не будет». И милая девушка возьмет да и махнет рукой: «Ну ладно - я побежала. Спасибо». Тут 30, там - 20…

- Что греха таить - это самый распространенный прием. Но сейчас многие клиенты платят банковскими картами через приложение, поэтому такие штучки применяются все реже.

- Ну, прием «обманный маршрут» никто пока не отменял. Для меня хрестоматийный случай, как один мужик на площади трех вокзалов вез семейную пару из Самары с Ярославского на Казанский полтора часа и стребовал с них тысяч пять. Хотя по подземному переходу это минут 10 черепашьим шагом и бесплатно.

- Каждый зарабатывает, как может. Но правило «честным быть всегда» денег приносит больше. Когда ты наматываешь километры по ложному маршруту, бензин твой расходуется и твое время, которое ты мог бы потратить на другой заказ или на семью.

 


 

«ЛЕГАЛЫ» ПРОТИВ «БОМБИЛ»

С 2011 года в России действует закон о такси, направленный на легализацию этого бизнеса и на избавление от «бомбил» на дорогах. Теперь пойманные шоферы без лицензии штрафуются на кругленькую сумму - до 30 тыс. руб.

 

 


 

КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ

 

 


 

КАК УБИТЬ ВРЕМЯ

По данным Rusbase, пассажиры такси делают это:

 

 


 

«КТО ЗАКАЗЫВАЛ ТАКСИ НА ДУБРОВКУ?» 

На нашем сайте eg.ru мы спросили читателей, с кем из знаменитых кинотаксистов они хотели бы прокатиться.

Пятерка лидеров перед вами:

 

 


 

Не попадись!

* Решил ехать домой из аэропорта на такси? Закажи заранее. Диспетчеры в аэропорту накручивают ценник, как правило, в полтора раза.

* Хочешь сэкономить? Всегда помечай, что нужна машина эконом-класса. Без пометки в большинстве случаев тебе втюхают «комфорт», «универсал» или бизнес, которые дороже.

* Хочешь вменяемого, хорошо говорящего по-русски и знающего город водителя? Указывай в примечании: «Только желтые номера!»

 

Прикинь!

По данным аналитиков, за три года приложения для заказа такси сократили долю «бомбил» с 80 до 30 процентов. Легальных такси в нашей стране - 180 тысяч.

 

ТОЛЬКО ЦИФРА

Самое дорогое такси в России - поездка в золотистом лимузине maybach - 7 000 руб./ч.