ОБЩЕСТВО

Находки советских авиаконструкторов, без которых Вторая мировая закончилась бы по-другому

Еще до войны в СССР было создано несколько новых КБ, введены в строй Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3. А уже в военные годы наше авиастроение совершило резкий рывок, значительно обогнав Германию.

Можно долго спорить, чьи самолеты были лучше. Но есть логика экономики. Советские машины были дешевле и технологичнее немецких. В пересчете на каждый выпущенный боевой самолет в СССР тратилось в 4,3 раза меньше электроэнергии, в 8 раз экономнее использовался станочный парк, на 20 процентов меньше - труд рабочих.

Сегодня мы расскажем о пятерке наиболее эффективных и ярких машин, которые внесли неоценимый вклад в Великую Победу.

Превосходство нашей авиации не могли отрицать даже враги. Генерал вермахта, военный историк Курт фон Типпельскирх писал: «С 1943-го уже никакими способами невозможно было ликвидировать безраздельное господство авиации противника над районами боевых действий».

Уже весной 1942 года авиазаводы, эвакуированные из центральных областей за Урал и в Сибирь, начали выдавать продукцию. В тяжелейших условиях они показали ошеломительную динамику роста. В 1943-м авиапром дал стране на 37,4 процента больше самолетов, чем в 1942-м.

 


 

ЦИТАТА

Авиаконструктор Сергей ЛАВОЧКИН:

- Я не вижу моего врага - немца-конструктора, который сидит над своими чертежами в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним... Я знаю: что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт, чтобы в день, когда два новых самолета - наш и вражеский - столкнутся в небе, наш оказался победителем.

 


 

И-16

Скорость - до 470 км/ч.

Дальность полета - до 680 км.

Мощность двигателя - 480 - 900 л. с.

Потолок - до 9800 м.

Вооружение - пулеметы 2-4х7,62 мм.

Николай ГУЛАЕВ (слева) самый эффективный лётчик-истребитель. Две эскадрильи И-16 сопровождали самолёт Сталина «Дуглас» С-47 из Баку в Тегеран 1 декабря 1943 г.

Первый в мире серийный высокоскоростной низкоплан с убирающимся шасси. В СССР прославился после фильма «Истребители» с Бернесом в главной роли, а во всем мире - после боев в Испании. К началу войны уже во многом уступал машинам люфтваффе, но по-прежнему превосходил их в горизонтальном маневре и вполне подходил для задач ПВО. Именно на нем совершил свой бессмертный таран Виктор Талалихин. На И-16 летал герой книги Полевого Алексей Мересьев (хотя в реальности Маресьев был сбит на Як-1).

На «ишаке» начинали войну многие летчики-асы. Такие, как дважды Герой Григорий Речкалов, уничтоживший 62 «стервятника». Или Николай Гулаев, наш самый эффективный летчик-истребитель: практически каждый его полет завершался воздушной победой.

 


 

ЛА-7

Скорость - до 680 км/ч.

Дальность полета - до 570 км.

Мощность двигателя - до 1850 л. с.

Потолок - до 11 300 м.

Вооружение - пушки 2х20мм.

Ла-7 Ивана КОЖЕДУБА сегодня стоит в Музее ВВС в Монино

Лучший истребитель Второй мировой. Быстрее всех набирал высоту, совершая вертикальный маневр. В бою превосходил все современные аналоги. «Семерка» прошла множество испытаний в аэродинамической трубе ЦАГИ и благодаря ювелирным переделкам, улучшающим аэродинамику и снижающим вес, могла развить скорость на 80 км/час больше, чем Ла-5.

В войсковых испытаниях 30 новых машин на Прибалтийском фронте принимал участие Иван Кожедуб. За месяц ликвидировали 55 «фрицев», потеряв четыре машины. 12 февраля самолет легендарного летчика вместе с пятеркой Ла-7 вступил в бой с тремя десятками FW-190! Уничтожили восемь самолетов (три - лично Кожедуб), остальные ретировались. А вскоре герой впервые в истории сбил реактивный «мессершмитт» Ме-262.

 


 

ИЛ-2

Скорость - до 450 км/ч.

Дальность полета - до 740 км.

Мощность двигателя - до 1760 л. с.

Потолок - до 7800 м.

Вооружение - пушки 2х20/23/37 мм; пулеметы 2х7,62 мм; реакт. снаряды - 2; бомбы - до 600 кг; в 2-местных модификациях сзади пулемет 12,7 мм.

Георгий ПАРШИН

Самый массовый военный самолет в истории. Главная ударная сила нашей авиации в годы войны. «Самолеты Ил-2 нужны фронту как воздух, как хлеб», - телеграфировал Сталин директорам авиазаводов. И фронт получил за годы войны 36 тыс. машин.

Ил-2 атаковал на пологом пикировании или на бреющем полете, высыпая на колоны техники кумулятивные бомбы. Нередко вступал в бой с истребителями. К примеру, экипаж дважды Героя Георгия Паршина уничтожил десятки танков, несколько эшелонов и складов с боеприпасами, сотни автомобилей. А кроме того, сбил 10 самолетов. Любимым его приемом было скольжение со сбросом скорости: вывалившийся сверху «мессер» или «фокер» проскакивал вперед и получал в хвост смертельный залп из двух пушек и двух пулеметов. Однажды Паршина сбили. С напарником они прыгнули с парашютом, убили немецкого офицера и, взяв в плен трех немецких саперов, с языками вышли к своим.

Ил-2 был невероятно живучим. Н. Каманин, который командовал дивизией штурмовиков, рассказывал: «Бывало, с задания машина возвращалась, как говорят, на честном слове. Все дивились, как она держалась в воздухе».

 


 

ЯК-9

Скорость - до 598 км/ч.

Дальность полета - до 950 км.

Мощность двигателя - 1180 л. с.

Потолок - до 10 400 м.

Вооружение - пушка 37 мм; пулеметы 2х12,7 мм; реакт. снаряды - 6 или бомбы до 200 кг.

Александр КОЛДУНОВ. Сегодня Як-9 назвали бы самолётом-трансформером: он имел 22 основные модификации!

Самый массовый истребитель: к середине 44-го ЯКов стало больше, чем всех остальных истребителей, вместе взятых. Вместо дерева на «девятке» использовался дюралюминий. Благодаря отличной пушке Як-9 уничтожал вражеские самолеты с километрового расстояния. Отличался повышенной маневренностью и имел преимущество над противником на средних и низких высотах. Немецкий ас Герхард Баркхорн назвал его «самым опасным среди всех истребителей союзников».

На Як-9 воевал дважды Герой Александр Колдунов, ставший в 70-е годы маршалом, главкомом ПВО и замминистра обороны СССР. Во время войны он сбил 46 немецких самолетов. Эти машины были и на вооружении французского полка «Нормандия - Неман».

 


 

У-2

Скорость - до 152 км/ч.

Дальность полета - до 400 км.

Мощность двигателя - 100 л. с.

Потолок - до 4350 м.

Вооружение - пулемет 7,62 мм; бомбы до 300 кг.

Легендарными «ночными ведьмами» командовала Евдокия БЕРШАНСКАЯ

В 41-м на базе простого в управлении учебного самолета сделали ночной бомбардировщик. По ночам У-2 наносили удары по переднему краю и ближним тылам противника. За ночь экипаж делал несколько вылетов: суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с эффектом больших бомбардировщиков Ил-4 и Пе-2. Например, 16 июля 1943 года летчики 3-го авиакорпуса на 115 самолетах уничтожили 229 автомашин, 55 танков, 12 пулеметных и минометных точек, 14 орудий, 7 складов боеприпасов. К концу войны У-2 занимал первое место в бомбардировочной авиации.

Славу самолету принес фильм «Небесный тихоход», основанный на реальных событиях. Один из 70 авиаполков (46-й Таманский), имевший на вооружении У-2, состоял из женщин.