ОБЩЕСТВО

Кредит доверия






ТОЛКОВЫЙ ПРОДАВЕЦ: заметив, на чем задерживается ваш взгляд, грамотно внушит, будто вы сделали «лучший выбор»

ТОЛКОВЫЙ ПРОДАВЕЦ: заметив, на чем задерживается ваш взгляд, грамотно внушит, будто вы сделали «лучший выбор»


На днях в редакцию «Экспресс газеты» пришел молодой человек и рассказал, что благодаря нашим публикациям он не дал надуть свою подружку при оформлении в магазине кредита на покупку монитора в рассрочку. И, чтобы как можно больше читателей не давали себя одурачить, даже согласился написать, как было дело.
Антон ЖИХАРЕВ


Большое спасибо «Экспресс газете» за то, что защитила нас от банковской разводки. Моя подруга Оля решила купить себе дорогой плоский монитор, от старого у нее сильно уставали глаза. После отпуска денег много ни у кого не бывает, и она решилась на покупку в кредит, благо его можно было открыть прямо в магазине. Чтобы нести покупку, ей понадобилась моя мужская рука, а я заодно решил поглазеть на оформление этого добровольного рабства.


Дефективная ставка



- У нас минимальный срок возврата кредита - четыре месяца. Но чтобы вам было удобно выплачивать, - улыбалась молодая сотрудница «Кредит Европа Банка», внося номер паспорта Оли в компьютер, - предлагаю вам взять кредит под 13 процентов годовых в рамках нашей специальной акции «10-10». Сейчас оплачиваете 10 процентов стоимости монитора, а потом в течение 10 месяцев возвращаете долг равными частями в установленный срок.
Прочитав статью «Кредитоман - аферист или болван», я, честно сказать, помнил только одно словосочетание. Эффективная ставка. И щегольнул:
- А эффективная ставка какая?
На меня посмотрели с укором:
- 13 процентов, я же сказала!
- То есть мне точно больше ничего, кроме этих 13 процентов, платить не придется? - спросила восторженно Ольга.
- Точно! - не менее восторженно ответила девушка. - А погасить можно и раньше, никаких проблем. Два процента лишних заплатите, и все. Я отправляю ваши данные в центр... а вот и ответ: кредит вам предоставлен. Видите, как все просто. Сейчас я распечатаю ваш договор, и вы его подпишите.
- Я наблюдал, как выбранный нами монитор продавец уже легко нес к кассе. Настроение улучшилось, я подмигнул Ольге и вслушался в разговор.
- Здесь вы расписываетесь за то, что сумма ваших выплат такая-то, здесь - за страховой процент...
- Какой процент? - удивился я.
- Ну, 50 рублей в месяц, на тот случай, что вы можете заболеть или, не дай бог, умереть, тогда расходы по погашению кредита возьмет на себя не ваш родственник, а страховая компания.
- Вот оно, счастье рыночной демократии, - съязвил я. - Только про эти 50 рублей вы вроде как поначалу не говорили... Оль, ты хоть читаешь, что там пишут? А то посадят тебя через годик в контейнер и - в Китай, в рабство, свезут.
- Вообще-то у нас греческий банк, - возмутилась сотрудница. - Если хотите знать, мы процветаем.
- Неужто все должники кредиты отдают?
- Да нет, невозврат больше 50 процентов.
- Как же банк процветает в таком случае? - мелькнуло у меня в голове, но, заметив, что Олю мои реплики отвлекали от чтения и подписи бумаг, я промолчал. Похожие друг на друга листы, испещренные мелким текстом, подписывались ею со всех сторон в разных местах и поочередно передавались в руки сотрудницы банка. Последний пункт, под которым Ольга должна была расписаться, напротив, был очень краток по содержанию и дополнен красивой на вид математической формулой. Опередив Олину авторучку, я схватил листок. И оно того стоило: эффективная ставка «Кредит Европа Банка», как выяснилось, составляла 38,6 процента годовых.
- На деле это не так, - строго отреагировала сотрудница на наше изумление. - Нас Центробанк России заставляет это давать клиентам на подпись, что на самом деле ничего не значит. Вы заплатите 13 процентов - и все, конечно, если будете расплачиваться в срок.
- Я не стану это подписывать, - подала голос Ольга.
- Тогда вам придется писать заявление на отказ от кредита и платить штраф за нарушение договора.
- Так я еще не подписала договор, как же вы открыли мне кредит? - возмутилась Ольга и пригрозила. - Я сейчас же позвоню в Центробанк и выведу вас на чистую воду!
Видя ее решимость, представительница банка набрала чей-то номер, обрисовала ситуацию, порвала договор и сказала: «Все. Никто никому ничего не должен: ни мы вам, ни вы нам».


Симптомы разводки



Ушли мы без монитора, гадая: банковская девушка знает, что она участвует в разводке клиентов, или искренне верит, что Центробанк может заставить коммерческий (!) банк указывать в договоре с клиентом совсем не ту ставку, да еще и выдавать покупателю кредит под втрое меньшие проценты? Мы подсчитали, что девушка обманула нас шесть раз:








ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦА БАНКА: употребит все свое обаяние, чтобы вы подмахнули договор о кредите, не вникая в его условия

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦА БАНКА: употребит все свое обаяние, чтобы вы подмахнули договор о кредите, не вникая в его условия


1. Форму договора, по словам сотрудницы банка, можно увидеть только после того, как ваши данные будут внесены в компьютер и рассмотрены центром заявок. А это уже грубейшее нарушение закона о правах потребителя.
2. Отвечая на вопрос об эффективной ставке, нам назвали почти втрое меньшую сумму. (Напомним, она показывает, во сколько реально вам обойдется покупка товара в кредит с учетом всех дополнительных сборов и комиссионных.)
3. В дополнение к разрекламированной схеме выплат: 10 процентов годовых сейчас и в течение 10 месяцев еще по 13 процентов, нам после долгих настояний показали документ, подробно расписывающий, из чего складывается эффективная ставка в спецпредложении «10-10». Так вот, в этом документе сразу указывалось, что даже обычная процентная ставка составляет вовсе не 13 процентов, как было обещано нам на словах, а свыше 23 процентов!
4. Нам ни слова не сказали ни о каких 50 рублях страховых выплат, размере комиссионных за ведение банковских счетов и прочих платежах в пользу третьих лиц.
5. Наврали, что расторгнуть неподписанный договор бесплатно нельзя.
6. Главная же ложь, перевернувшая все с ног на голову, заключалась в обвинении Центробанка, который на самом деле обязал все кредитные организации сразу же уведомлять клиента о подлинном размере эффективной ставки, чтобы он до подписания договора знал, во что реально ему обойдется покупка. Причем во всех случаях: если клиент каждый месяц будет расплачиваться точно в срок, если он хотя бы раз задержит платеж, а также о санкциях в случае невозврата.








БДИТЕЛЬНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ: даже стоя у кассы, прежде чем отдать свои деньги, подумает, а все ли он сделал так, как советовала «Экспресс газета»

БДИТЕЛЬНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ: даже стоя у кассы, прежде чем отдать свои деньги, подумает, а все ли он сделал так, как советовала «Экспресс газета»


СОВЕТЫ БЫВАЛОГО
* До начала оформления кредита обязательно надо потребовать образец клиентского договора. Если вам его не дадут по первому требованию - не связывайтесь с этой лавочкой.
* Не сообщайте о себе никаких данных, пока внимательно не прочитаете договор и не получите вразумительные ответы на каждый свой вопрос.
* Перед тем как начнете задавать вопросы, поставьте открыто на стол диктофон – если у вас его нет, стоит купить (он вас не раз выручит) или взять у знакомых. Если сотрудник банка или магазина под любым предлогом (например, «Он меня сбивает с мысли») попросит вас убрать диктофон, ответьте, что вы пользуетесь своим законным правом собирать доказательства для суда на случай обмана.
* Главные вопросы: размер эффективной ставки и все ее составляющие; штрафные санкции при том или ином раскладе (например, вы или банк, по вашему поручению перечисляющий за вас очередной взнос кредитору, нарушили срок платежа. Или вы, потеряв работу, оказались временно неплатежеспособны).
* Даже если устное разъяснение того или иного пункта вас удовлетворит, попросите показать пункт в договоре, в котором письменно зафиксирована информация, изложенная вам устно.