Николай Морозов: Я буду счастлив только с русской женщиной!

У знаменитого тренера есть в Нью-Йорке квартира на Манхэттене

У знаменитого тренера есть в Нью-Йорке квартира на Манхэттене

У него удивительная судьба. Москвич Николай МОРОЗОВ выступал в танцах на льду c самой Татьяной НАВКОЙ. Причем не за Россию, а за Белоруссию. Позже, став тренером, он побывал еще на трех Олимпийских играх: дважды в составе делегации Японии и один раз - Канады. Он даже женился на иностранке. А теперь, словно вспомнив, откуда родом, вернулся домой. Чтобы помочь родной стране не ударить в грязь лицом на Олимпиаде в Сочи.

Сегодня Николай Морозов считается, пожалуй, самым культовым тренером и хореографом в мире фигурного катания. Мы встретились с ним на подмосковной базе в Новогорске за несколько дней до начала чемпионата мира.

- Николай, долго ли вас уговаривали вернуться в Россию?

- Сначала меня пригласила Ирина Рабер, президент Московской федерации фигурного катания. Я приехал - и ужаснулся. Льда моим ученикам не давали, за него приходилось постоянно биться, а зарплату мне положили - смешно сказать - 8 тысяч рублей! Я развернулся и улетел назад.

МОРОЗОВ был готов жениться на своей ученице Мики АНДО, но жизнь распорядилась иначе

МОРОЗОВ был готов жениться на своей ученице Мики АНДО, но жизнь распорядилась иначе (фото zimbio.com)

А позже, на одном из этапов «Гран-при», ко мне подошел Юрий Нагорных, замминистра спорта России. «Странная получается ситуация, - сказал он. - Ты, русский, тренируешь иностранцев, которые отнимают медали у наших фигуристов. А на Россию не хочешь поработать?!» Предложение Юрия Дмитриевича было конкретным и более серьезным. Теперь я работаю на базе в Новогорске, где открыли Дворец зимних видов спорта. Льда достаточно, да и оплата достойная. Но мне пришлось расстаться с зарубежными спортсменами. В моей группе из иностранцев остался только француз Флоран Амодио, экс-чемпион Европы.

 - Если не секрет, он платит за лед и проживание в Новогорске?

- Да, платит. Как и любой другой иностранец.

Жена бездельничала

К 36 годам Морозов уже дважды был женат. И оба раза - на иностранках. Первой его избранницей стала француженка Каролин Доарин. Они познакомились на чемпионате Европы в Париже.

- Свадьба была шикарной?

- Не сказал бы. Мы поженились очень рано - Каролин было всего 19 лет. Впервые я увидел ее на катке, завязалась беседа, и нас как-то быстро потянуло друг к другу. Свадьбу сыграли во Франции, туда приехали мои лучшие друзья, им еле-еле хватило денег на дорогу. А регистрировались мы в Нью-Йорке - у меня к тому времени уже был вид на жительство в США.

 - Родители наверняка удивились, узнав, что ваша избранница - иностранка.

- Конечно, мама удивилась, вопросы задавала. Но я родителей никогда не слушал. И не жалею об этом. Люди их возраста по-другому смотрят на жизнь. У меня от первого брака есть дочь, Анабель Николь, ей сейчас десять лет. Так вот, когда дочка бывает в Америке, у нее улыбка с лица не сходит. А когда Анабель приезжает в Россию, ее тут бабушка начинает учить уму-разуму, и дочурка моя зажимается. Я рано покинул родительский дом. С 18 лет уже сам принимал решения.

Чемпионка мира из Японии вряд ли вернётся в большой спорт

Чемпионка мира из Японии вряд ли вернётся в большой спорт

- Почему ваш брак с Каролин распался?

- Знаете, она ничего не хотела делать. Как я ни пытался ее вразумить, что бездельничать нельзя, Каролин продолжала в своем духе. Может, потому, что жила в обеспеченной семье. Ее папа - тренер по теннису (его зовут Кристофер), а мама, Мишель, - налоговый агент. А вот когда мы с женой расстались, она много чему научилась. Наверное, повзрослела, а может, жизнь заставила. Кстати, ее родители до сих пор меня обожают. С Кристофером, когда видимся, с удовольствием пьем красное вино. Да и с Каролин остались хорошие отношения.

- Дочка живет с мамой?

- Да. Но я каждый год провожу с ней отпуск. Анабель Николь была в Москве и в Нью-Йорке - у меня там есть квартира на Манхэттене. Ездили мы и в другие города и страны.

- А как вы покорили сердце канадской фигуристки Ше-Линн Бурн? Она ведь танцевала в паре с Виктором Краатцем, а замуж вышла за вас. Партнер не осерчал?

- Нет. У Виктора была другая девушка, фигуристка из Финляндии. На ней Краатц и женился, у них двое детей. А мы с Ше-Линн сыграли свадьбу в Канаде, в небольшом городке под Торонто. Название уже не помню, там родители ее жили. На торжество приехала почти вся Канадская федерация фигурного катания, был и знаменитый Том Коллинз - владелец шоу «Champions on Ice». Пару Бурн - Краатц тренировала Татьяна Тарасова, а я ей тогда помогал. На Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити они стали четвертыми, а через год, в 2003-м, взяли «золото» на чемпионате мира. Все довольны, кругом эйфория - канадские танцоры до этого не побеждали ни разу. И вдруг Виктор заявляет, что он устал и завязывает со спортом! Ше-Линн в трансе, для нее это был настоящий шок. Что ей делать одной? Как быть? Кроме всего прочего, вдвоем в ранге чемпионов мира они могли заработать уйму денег в коммерческих ледовых шоу.

Французская фигуристка Каролин ДОАРИН подарила тренеру дочку - Анабель Николь

Французская фигуристка Каролин ДОАРИН подарила тренеру дочку - Анабель Николь (фото facebook.com)

- И в этот момент, как я понимаю, вы подставили ей свое крепкое мужское плечо. Не так ли?

- Нового партнера Ше-Линн Бурн не нашла и стала кататься одна. Я предложил знакомому продюсеру: «Возьми ее в свое шоу, не пожалеешь». Он отказался. Но я не отступал: «Если ты посчитаешь, что зря платишь Ше-Линн деньги, я тебе весь ее гонорар верну. Только ей ничего об этом не говори. Хорошо?» На том и порешили. Я поставил Ше-Линн такую программу, от которой все были в восторге. Ее дебют в качестве фигуристки-одиночницы прошел на ура. А позже ее стали приглашать и в другие шоу. Ше-Линн, конечно, большая умница. Настоящий профессионал своего дела.

- Вы прожили с ней в браке всего два года. Почему так мало?

- Со временем я стал понимать, что по-настоящему счастлив могу быть только с русской женщиной. Все-таки у иностранок менталитет другой. Непросто с ними.

- Однако уже после Ше-Линн Бурн вы чуть было не женились на двукратной чемпионке мира из Японии Мики Андо. У вас были такие трогательные отношения...

- Да, я действительно собирался на ней жениться. Но ситуация изменилась. Мики сейчас в Японии, она во всем слушает свою маму и в большой спорт, думаю, уже не вернется.

- А к вам?

- Ко мне тоже. Ее мама против наших отношений. Мне бы не хотелось углубляться в детали.

Победа с тремя падениями

- В прошлом году к вам перешла талантливая танцевальная пара Елена Ильиных - Никита Кацалапов. Как на это отреагировал их бывший тренер Александр Жулин?

- Он мне не звонил. Мы с Жулиным практически не общаемся. Когда спортсменов все устраивает, они от тренера не уходят. Значит, у ребят были какие-то вопросы.

- Есть мнение, что Ильиных давит на своего партнера, старается показать, что она в паре лидер. Вы согласны с этим?

- Нет. Может, так было раньше, но не сейчас. Когда я только начал тренировать Лену с Никитой, то поймал себя на мысли: а что я тут делаю? Мы вроде работаем на большой результат, а фигуристы ведут себя как дети. Они и в самом деле были детьми, еще недавно выступали по юниорам. Но за год ребята повзрослели, и их отношение к делу меня радует. Скажу больше: я не взялся бы тренировать никакую другую российскую пару. А в талант Ильиных и Кацалапова я верю.

- На чемпионате Европы в Шеффилде после короткой программы они неожиданно оказались на седьмом месте. Вы могли такое представить?

- Я сказал ребятам: ничего страшного, надо бороться. В моей карьере и не такое случалось. Они вышли и здорово откатали произвольную. Взлетели с седьмого места на третье. Танцы - это политический вид спорта. Ильиных и Кацалапов в короткой программе получили от судей первый уровень сложности, хотя на других соревнованиях получали третий. При том, что в Шеффилде Лена и Никита откатались даже лучше, чем раньше. Как это объяснить? Иногда судейские решения просто поражают.

Ше-Линн БУРН и Виктор КРААТЦ умели нажимать на нужные точки

Ше-Линн БУРН и Виктор КРААТЦ умели нажимать на нужные точки

Почему канадцу Патрику Чану при трех падениях на «Гран-при» дают первое место? Народу же это не объяснишь. Народ думает, что Чан действительно прекрасно катается, что он на голову выше всех. Да ничего подобного! Просто сейчас идет такая политика, интересы канадца кто-то удачно лоббирует. Сергей Воронов хорошо откатался в Шеффилде, но за компоненты программы ему дали аж на 20 баллов меньше, чем французу Брайану Жуберу. А Жубер выдал не самый лучший прокат. Что, Воронов намного хуже плохо откатавшегося Жубера? 20 баллов - это же два четверных прыжка! Почему такие оценки? Кто объяснит? Как Плющенко мог проиграть на Олимпиаде Лайсачеку, если Женя сделал каскад «4 плюс 3»? Это же все равно как сравнить «Жигули» с «Мерседесом»!

- Вы долго работали с японскими фигуристами и явно приложили руку к их прогрессу. Но нет ли досады от того, что Дайсуке Такахаши стал чемпионом мира уже после того, как ушел от вас к другому тренеру?

- Отвечу так. Если бы я продолжал с ним работать, то Такахаши имел бы все шансы стать олимпийским чемпионом в Ванкувере. Когда он тренировался у меня, то побил рекорд Евгения Плющенко по сумме набранных баллов. И прыгал два четверных в произвольной программе. А теперь с трудом прыгает один.

- Обида на ученика осталась?

- За то, что ушел? Нет. Это было не его решение, а окружавших его людей. Знаете, сначала я восхищался, приехав в Японию. Какая там чистота, какая кругом техника! Но постепенно мой восторг угас. Японцы редко принимают чужака в свою компанию. Они стараются выжать из иностранного специалиста все соки, взять всю необходимую информацию, а потом от него избавиться. Все ведущие японские фигуристы - Аракава, Фугури, Андо, Такахаши тренировались за рубежом - в Канаде, США или в России. А теперь они катаются дома, под руководством японских тренеров. И что? Потихоньку сдают позиции. Своими силами японцы не справятся. Это не их вид спорта.

Татьяна НАВКА всегда знала, чего хочет

Татьяна НАВКА всегда знала, чего хочет

Попал к Тарасовой

- Много лет назад вы катались в одной паре с Татьяной Навкой. Могли тогда предположить, что она станет олимпийский чемпионкой, а вы - столь успешным тренером?

- О себе так не думал. А вот Навка всегда знала, чего хочет. Помню, Саша Жулин уезжал в тур, но мы с Таней все равно выходили на лед и честно тренировались. Хотя, по идее, Навка могла пойти по магазинам - другие фигуристки так и делали. В сборную России тогда было пробиться сложно, поэтому на Олимпиаде в Нагано мы выступали с ней за Белоруссию. И на чемпионате мира-98, где заняли десятое место, тоже. Потом Навка ушла к другому партнеру - Роману Костомарову. А передо мной встал вопрос: что делать? Было два варианта - снова бороться за десятые места или пойти в какое-то второразрядное шоу. Я еще немного покатался с другой партнершей, Катей Давыдовой, и выбрал третий вариант - стать тренером и хореографом. Выступления в шоу - это все равно потеря времени, а я не хотел его терять. Мне повезло, я оказался в группе у Татьяны Тарасовой. В течение трех лет я, как губка, впитывал все, что она говорила. И если я состоялся как тренер, то во многом благодаря ей.

- Однако в 2003 году ваши дороги с Тарасовой разошлись. В чем причина?

- Мы договорились с Татьяной Анатольевной, что обсуждать эту тему в прессе не будем. Разошлись мы не из-за денег, поверьте. Пакостей я ей не делал.

- Со стороны все выглядело так, что молодой специалист вырос и захотел работать самостоятельно, без опеки.

 - Нет, это не тот случай.

- Почему ваша ученица Алена Леонова, ставшая второй на чемпионате мира в Ницце, на первенстве  Европы оказалась только седьмой?

- Она здорово выступала в первой половине сезона, В декабре в финале «Гран-при» заняла высокое третье место. Я посоветовал Алене отдохнуть, не ехать на чемпионат России. Наша федерация согласна была ее освободить - место в сборной страны Леонова себе уже застолбила. Но она поступила по-своему. И организм не выдержал. После чемпионата России Алена заболела и к «Европе» набрать нужную форму не смогла.

- У федерации была идея: вашего подопечного Сергея Воронова «отцепить» от поездки  на чемпионат мира  и послать туда юного Жана Буша. Выходит, вы отстояли Воронова?

- Мне из федерации по этому поводу не звонили, я узнал от других людей. Что сказать? Наверное, у Буша был шанс, но он неудачно выступил на юниорском чемпионате мира.

Проблема Воронова в том, что он два года не выступал на международных турнирах. Судьи от него отвыкли, уже не так лояльно относятся, как раньше. Что делать? Работать наперекор всему. Ничего другого не остается.

- Вы ставите запоминающиеся, очень необычные программы. В телевизионные ледовые шоу вас еще не приглашали?

- Почему? В 2006 году было предложение от телеканала «Россия». Там в противовес Илье Авербуху делали шоу «Танцы на льду». Приглашали и мою танцевальную пару Елена Грушина - Руслан Гончаров. Но я отказался. Мне в жизни интересно другое.




*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов