Инна Чурикова: Быть актрисой могу только в России

На приёмных экзаменах в МХАТ будущей звезде рекомендовали посмотреть на себя в зеркало






Сцена из спектакля «Варвар и еретик» в «Ленкоме»

Сцена из спектакля «Варвар и еретик» в «Ленкоме»


Она смущается, когда ее называют великой. Говорит: «Я просто знаю, кто действительно великие актрисы - СПЕРАНТОВА, РАНЕВСКАЯ, АНДРОВСКАЯ…» А услышав в свой адрес: «звезда «Ленкома», - скромно уточняет: «Я просто там работаю». Ее глаза всегда излучают теплоту и доброжелательность, кто бы к ней ни обращался - журналисты, назойливые поклонники или коллеги по театру и съемочной площадке. С бесподобной Инной ЧУРИКОВОЙ в канун ее 65-летнего юбилея, который звезда отметила 5 октября, пообщался наш корреспондент.


Анатолий МЕЛИХОВ


- Инна Михайловна! Дата круглая, как отметите?
- Не хочу никаких массовых торжеств. Дома с родными и друзьями посидим, выпьем хорошего вина, будем петь и танцевать. На другой день поблагодарю Боженьку за возможность общаться со своими близкими людьми, это такое счастье!
- Вы много работаете, как себя чувствуете?
- Немножко устала, порой совсем ничего не хочется делать. Вот были дождливые денечки, я получила удовольствие, гуляя под моросящим дождем, немного отдохнула.
- В последнее время вы появляетесь в телесериалах. Звезды вашего уровня нередко пренебрежительно отзываются об этом жанре.
- «Благословите женщину» задумывался как художественный фильм. Он, собственно, таким и получился. В мини-сериале «Узкий мост» у Алеши Гуськова снялась, потому что очень понравился сценарий. Мне предложили роль женщины, одержимой желанием добиться, чтобы и муж в корне изменился, и сын нашел свою половину. А в «Винтовой лестнице» мне наконец-то удалось осуществить давнее желание - сыграть женщину-детектива.


Театр - богоугодное дело


- С чего началась ваша актерская стезя?
- Представьте себе детскую студию 60-х годов при Театре им. Станиславского. В одной группе со мной - Никита Михалков, Евгений Стеблов, Вика Федорова. Ребята были настолько талантливыми, что их часто звали сниматься, «выдернули» и меня. Так я сыграла диковатую школьницу в «Тучах над Борском». О тех съемках я уже ничего не помню: шум-гам на площадке и я - странная девочка, зайчик с перепугу.






Кадр из фильма «Начало». В нем звезда частично воплотила свою мечту о роли Жанны д’Арк

Кадр из фильма «Начало». В нем звезда частично воплотила свою мечту о роли Жанны д’Арк

- Сегодня даже не верится, что вас не приняли в Школу-студию МХАТ.
- Да, экзаменатор глянул на меня и спросил напрямик: «А знаете ли вы, кто есть Афродита?» Я замотала головой. «Это богиня красоты, - назидательно пояснил педагог. - Идите и посмотрите на себя в зеркало!» Я действительно зашла в туалет, посмотрела на себя в зеркало и расплакалась. Потом, еще раз всмотревшись в черты своего лица, сказала себе: «У меня своеобразное, необычное лицо, и не каждый может его оценить». Знаете, от себя никуда не уйдешь. Если есть сильное желание, можно сказать - недуг, стать актером, все сложится рано или поздно.
- Попав после Щепкинского училища в ТЮЗ, вы переиграли всех героев детских сказок. Повторили путь к экрану своей героини Паши Строгановой из фильма «Начало»?
- Господь предназначает человеку определенную судьбу. Когда после знаковой работы становишься знаменитым, идет испытание на прочность: статьи в газетах, фото на обложках глянца, твое лицо мелькает по телевизору - эти атрибуты делают профессию привлекательной. То, что это - адский труд, понимаешь позднее. Наша профессия серьезная, после каждого спектакля сердце болит. А когда видишь со сцены людей, покидающих зрительный зал со счастливыми слезами на глазах и с преображенными лицами, начинаешь думать, что театр - богоугодное дело.
- Я видел, как вы креститесь перед выходом на сцену, как бы говоря: «Прости, Господи, этот грех!» Церковь ведь считает, что человеку дано прожить одну жизнь на земле, а лицедеи, преображаясь, меняют и душу. Раньше актеров даже хоронили за кладбищенской оградой. - Много актеров, и великих, и просто талантливых, похоронено на престижных кладбищах. Не в этом дело.






На фестивале в Иванове звезде...

На фестивале в Иванове звезде...

Поскольку Бог есть любовь, то он не только не против актеров, но, наоборот, помогает нам избавлять общество от пороков, зла, насилия. Если и грешны актеры в чем-то, то не больше, чем другие люди. Приходя в церковь, я обязательно каюсь в том, в чем виновата. Анализируя свою жизнь, видишь грех  как на ладони.
- О чем вы просите Бога?
- О сыне Ване, о своей матери, муже, близких родственниках и друзьях. Прошу дать им всем здоровья, радости, удачи и счастья.


Любимая певица - Земфира*


- Ваш муж, знаменитый режиссер Глеб Панфилов, снявший вас во всех своих фильмах, как-то в интервью обмолвился, что своим успехом в большей степени обязан вам.
- Это я всем обязана Глебу. Он снял с меня пелену зажатости, раскрыл гены, забитые неуверенностью в своей игре. Меня многие считают странной, и свои, и посторонние. И только Глеб всегда меня понимал.






...подарили икону Божией Матери

...подарили икону Божией Матери

Муж снимает гениальные фильмы. Говорю это не потому, что я - его жена. Сейчас кино стало суетливым. Те, кто умеет толкаться, продолжают снимать, а талантливые люди выброшены на обочину. Грустно осознавать полную одинаковость картин, выходящих на экран. Все делают быстренько и кое-как. Нет ни достоинства, ни простоты человеческой. Сплошное хвастовство - кто круче, кто богаче. Не искусство, а хреновина какая-то.
- Может, это идет от времени? У молодых режиссеров - клиповое сознание.
- Они корнями не чувствуют свою пустоту. Наш прокат завален фильмами, где все бегают и что-то постоянно взрывают, убивают друг друга. Люди, это снимающие, видно, совершенно не знают классического кинематографа, не видели фильмов Мастеров. Да и с настоящей русской душой они не знакомы. Я вовсе не кичусь тем, что чувствую себя очень русским человеком, которому такое кино чуждо. Я выросла из этой земли, как дерево, кустик или цветок. Без этой земли, языка, песен я - ничто. Актрисой я могу быть только в России. Вот Лена Соловей давно в Америке, но так и не смогла там адаптироваться как актриса. А ведь была звездой! Как прекрасно играла в михалковских фильмах! Зато, говорят, стала хорошей бабушкой.
- Вы сказали, что на юбилее с друзьями будете петь. А какие песни вам нравятся?
- Пою то, что созвучно настроению. Раньше пела сыну Ванечке старинные колыбельные и просто народные напевы. Мой мальчик слушал и улыбался. Из современных певцов мне нравится Земфира*, иногда дома пою ее песни. Пишет она очень самобытно. Может, и есть у нее какие-то недостатки, я не знаю. Как ни странно, Земфиру* редко увидишь на экране, а ведь ее исполнение - тот же спектакль, она проживает свои песни, точно передает настроение своих сверстников. У ее слушателей, тех, кто хорошо понимает смысл ее текстов, душа тоже повержена болью.






В качестве президента фестиваля «Зеркало» Инна Михайловна презентовала трактор Николо-Шартомскому монастырю

В качестве президента фестиваля «Зеркало» Инна Михайловна презентовала трактор Николо-Шартомскому монастырю

- Несколько лет назад в спектакле «Овечка» ваша героиня отбивает возлюбленного у своей младшей сестры. Наверняка вам было непросто согласиться на сцены, где Лия откровенно рассказывает о незабываемом ярком сексе, испытанном ею впервые в жизни?
- Да, подобного я раньше не играла, режиссер уговорил меня войти в спектакль. Я играла, переступая через свои принципы, и была в слезах от счастья, что это произошло. Зрители, особенно мужчины, рассказывали, что испытывали сильное возбуждение, когда герой «играл на флейте» на моих губах. Я будто шла по краю пропасти, произнося этот монолог. Текст которого драматург Птушкина взяла из Ветхого Завета.
- В сериале «В круге первом», который снимал Панфилов, у вас совсем небольшая роль. В романе она намного весомее. Не требовали у супруга, чтобы он эту роль расширил?
- Мне никогда и в голову не приходило просить мужа о чем-то, что касается работы. Мое участие в картине - уже удача. Мы с супругом мечтали экранизировать Солженицына более 30 лет. Фильм получился в авторской трактовке режиссера, но Солженицын остался доволен.


Рыдала от неразделенной любви


- У вас долгий счастливый брак. Наверняка находились женщины, которые вам завидовали?
- Завистницам я готова бесконечно повторять: «Найдите себе мужчину, который готов понимать вас во всем!» Даже крепкую дорогу все время приходится ремонтировать. Жизнь - это тоже дорога, на которой встречаются и ухабы, и выбоины. Мы тоже не обошлись без семейных неурядиц, но все прошло, а любовь - осталась.






С лучшим другом Николаем КАРАЧЕНЦОВЫМ

С лучшим другом Николаем КАРАЧЕНЦОВЫМ

- Ваш сын Иван окончил МГИМО, по специальности он юрист-международник, к кино вроде бы не тяготел. И вдруг сыграл Незнамова - сына вашей героини Кручининой - в фильме Глеба Панфилова «Без вины виноватые». Проснулись актерские гены?
- Мы его наконец-то уговорили. Он бросил ресторанный бизнес, потянулся к нам. Сейчас, заработав деньги как преуспевающий ресторатор, написал сценарий и будет снимать кино. Если бы мы не были уверены, что у него - отличные актерские задатки, не стали бы его приглашать на эту роль.
- А какой бы вы хотели видеть будущую жену вашего сына?
- Во-первых, желанной моим сыном Ванюшей, во-вторых, хотелось бы ей во всем доверять. Чтобы была хорошей хозяйкой, чистюлей, умела готовить. А главное, чтобы подарила мне внуков, давно об этом мечтаю.
- С кем вы любите общаться вне работы?
- Очень люблю всех родственников Глеба. Они во всем милейшие и талантливейшие люди. Обожаю Колечку Караченцова. Произошедшее с ним несчастье - моя непрекращающаяся боль.
- Марк Захаров не остановил ставший уже хрестоматийным спектакль «Юнона и Авось», ввел в него Дмитрия Певцова
- Здесь я не разделяю позицию Марка Анатольевича. В «Юноне» Коля играл более 20 лет. Конечно, финансовый план выполнять надо. Но есть и нравственная сторона. Нельзя живого актера вычеркивать из жизни. Караченцов обязательно вернется на сцену.






ЧУРИКОВА  И ПАНФИЛОВ давно дружат с семьей ЛАЗАРЕВА - НЕМОЛЯЕВОЙ

ЧУРИКОВА И ПАНФИЛОВ давно дружат с семьей ЛАЗАРЕВА - НЕМОЛЯЕВОЙ

- Когда вы испытали самую сильную досаду в жизни? Где-то я читал, что вы даже рыдали в подушку.
- Я рыдала из-за неразделенной любви, очень страдала, это было давно. А прямо горе случилось на гастролях в Америке. Я всегда вела дневники, куда записывала самые сокровенные мысли. Пропал он или забыла где - покрыто мраком. Ощущение до сих пор, будто рассталась с очень близким человеком. Два раза в жизни я пострадала от воров. Ехала в купе с Машей Мироновой, зашли воры в форме украинских пограничников, незаметно усыпили нас газом и полностью обчистили. Пропали деньги, вещи, украшения, старинные бабушкины часы. Поразительно, но через какое-то время воров задержали и похищенное вернули. А еще как-то из номера гостиницы «Октябрьской» в Питере украли мой чемодан.
- Бытовые неурядицы все же мелочи по сравнению с несыгранной желанной ролью. Вы же мечтали сыграть Жанну д’Арк?
- Я очень хотела сыграть Орлеанскую деву в «Ленкоме». Марк Захаров вроде как благословил, назвав меня царицей. Но «беременность» затянулась настолько, что «родить» спектакль уже невозможно, время прошло. Жизнь жестока, ты уже не имеешь права играть Жанну, потому что ей было 17 лет. Роль моей мечты теперь только снится…



автор

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов