Машина времени «Синие ночи»

Звёзды сериала Первого канала переместились в прошлое
Наряды Анны ЛЕГЧИЛОВОЙ, как и других героев, были пошиты ещё в 70-х годах

Наряды Анны ЛЕГЧИЛОВОЙ, как и других героев, были пошиты ещё в 70-х годах

- Не помню другой картины, где приходилось бы играть с большим удовольствием, - такими словами начинали свой рассказ о съемках в «Синих ночах» абсолютно все актеры. Обстановка пионерского лагеря конца 70-х, восстановленная во всех деталях, погрузила звезд в воспоминания о собственном детстве, которые и выслушала наш корреспондент.

Анна Легчилова: Мы словно жили в прошлом

- Я играю не пионервожатую, а супругу председателя райисполкома - в его роли мой муж Игорь Бочкин. Но и на меня съемки подействовали ностальгически. Вспоминалось, как мы играли в «зорьку», пели пионерские песни. Помню, была какая-то лагерная любовь. Кипели страсти! Особенно когда выяснялось, что девочка, в которую влюблен «твой» вожделенный мальчик, влюбилась в того, кто ухаживает за тобой.

Игорь БОЧКИН с главным ловеласом сериала Эриком

Игорь БОЧКИН с главным ловеласом сериала Эриком

А как мы потешались друг над другом - мазали зубной пастой, рассказывали по ночам страшилки, привязывали ноги спящих друзей к кроватям… Все помнят, как пионервожатые влюблялись друг в друга и им уже не было дела до детей, как они иногда выпивали, а мы старательно делали вид, что ничего не замечаем. Кто-то обязательно убегал из лагеря. Все это было! Потому и работали мы в сериале с большим удовольствием, как будто и не снимались, а жили в прошлом. Было еще и очень весело - потому, что мы с Игорем играем супругов и он по сценарию изменяет мне со старшей пионервожатой. А я приезжаю и начинаю разбираться с мужем-изменником - на съемках этого сюжета народ умирал над нами со смеху.
Думаю, во время просмотра фильма ностальгируют многие телезрители. Ведь очень давно не было фильмов о советской эпохе - без политики и негативного подтекста, которые показывают лучшее, что было в те годы.

Лев Дуров: Там царили законы чести

Александр САМОЙЛЕНКО (Аристарх) и Лев ДУРОВ (директор лагеря Марк Ефимович)

Александр САМОЙЛЕНКО (Аристарх) и Лев ДУРОВ (директор лагеря Марк Ефимович)

- Пионерлагеря - одно из лучших достижений советской власти. Там царили солидарность, законы чести - нельзя «стучать», красть, оговаривать товарищей. Тем, кто не соблюдал правила, устраивали «темную». Это дружба, ранняя влюбленность, разборки с местной шпаной. Последнее - просто обязательно! Шпана, с одной стороны, делала вид, что нас презирает - «ходят строем, как дураки!», а с другой - завидовала и уважала. Самое яркое впечатление - общий костер. В советском пионерлагере никогда не прижились бы наркотики, ведь там даже курили единицы. Потому что день был расписан по часам - мероприятия, игры. Вожатый должен был держать в руках целый отряд. Хотя пионеры были из разных семей, вожатые делали все, чтобы разница в социальном положении была незаметна. В пионерлагере действительно все дети были равны.

Героине Анны КАЗЮЧИЦ любовь не мешает быть примерной вожатой

Героине Анны КАЗЮЧИЦ любовь не мешает быть примерной вожатой

Влюбиться в вожатого никто не смел. Конечно, мальчики отмечали - вот эта вожатая красивая. И девочки обращали внимание на мужественных вожатых. Но опять же просто для констатации - вот какой у нас вожатый симпатичный!
Помню, как мы порой ужасно шутили друг над другом. Спящему вставляли между пальцев ног кусочки газеты и поджигали. Бедняга начинал дергать ногами, потому шутка и получила название «велосипед».
Съемки эти навсегда останутся в моей памяти. В атмосферу того времени мы погрузились так, что, казалось, время повернуло вспять. Ностальгия была острой, да еще и маленькие актеры очень походили на нас самих в детстве.

Анна Казючиц: Стала настоящей вожатой

Никита ЗВЕРЕВ в роли физрука Володи ДОБРЫНИНА

Никита ЗВЕРЕВ в роли физрука Володи ДОБРЫНИНА

- Первый раз я попала в пионерлагерь в 1993 году в Белоруссии. В отличие от России там еще остались атавизмы советских времен - вставали по сигналу горна, ходили строем. Но галстуков уже не было. Поэтому многое на съемках было для меня экзотикой - униформа, пионерские галстуки, флаги. Все это я знала лишь по маминым рассказам. Мама, кстати, настолько прониклась моей ролью, что даже достала свои платья молодости. Я очень хотела в них сниматься. Но мамочка - яркая брюнетка, любящая и по сей день модно одеваться. Поэтому ее платья для образа серенькой мышки Наташки не подошли.
На съемках я постоянно вспоминала свой лагерь. Там были дискотеки, где мы, 10-летние дети, танцевали под музыку группы «Ace of Base». Там случилась и первая, но, увы, безответная любовь. Этого белобрысого парня звали Егором. Он был влюблен в другую девочку, которую тоже звали Анна. Видите, какая глубокая травма была мне нанесена! До сих пор не забыла мальчишку, пренебрегшего моими чувствами!

Юные актёры Паша ЛЫСЕНОК, Алина БУЛЫНКО и Кирилл ПРОДОЛЯТЧЕНКО играют в сериале главные детские роли

Юные актёры Паша ЛЫСЕНОК, Алина БУЛЫНКО и Кирилл ПРОДОЛЯТЧЕНКО играют в сериале главные детские роли

В «Синих ночах» моя вожатая Наташа «управляет» отрядом малышей. С ней постоянно происходят казусы. Вот и со мной на площадке, что ни день, случалась какая-то ерунда. Бегу за детьми - обязательно упаду и хожу с разбитыми коленками. Или разобью ногу об осветительный прибор. Съемки полностью погрузили нас в атмосферу пионерского лагеря. И не только из-за «реальной» атрибутики. Дети-то ведь рядом бегали настоящие! И не важно, 1979 год или 2008-й - проблемы и непоседливость у детей одинаковые, за ними нужен глаз да глаз. Маленьких актеров было около 150 человек, приходилось искать с ними общий язык - так что я сполна почувствовала, что значит быть вожатой.

Владимир Стержаков: Был пионером с усами

Владимир СТЕРЖАКОВ играет в сериале вороватого шеф-повара Зудько

Владимир СТЕРЖАКОВ играет в сериале вороватого шеф-повара Зудько

- Моя роль начальника столовой - очень важная. Время дефицита, а тут - куча продуктов. В жизни я тоже умею хорошо готовить, но не в таких же количествах! Во время съемок у нас постоянно работали огромные железные плиты, которые сохранились в кухне-столовой лагеря. Представьте: лето, жара +30, а у нас на кухне, где на плитах пыхтят многоведерные кастрюли, все +50! Выходя на улицу, мы начинали дрожать от холода.
Если бы вы знали, как я любил ездить в пионерлагерь! В последних классах, когда меня уже нельзя было назвать пионером, я все равно туда проникал. У меня уже росли усики, лезла щетина, волосатились ноги и грудь! Но нам с друзьями удавалось попасть в лагерь под видом «пионеров-стажеров». Все самые близкие друзья у меня именно из лагеря. И мы до сих пор дружны.
Мой пионерский лагерь располагался в Эстонии на берегу Финского залива - природа там красива необычайно! Там были белые ночи, поэтому жизнь кипела круглосуточно. Лагерь возвышался над обрывом, оттуда был спуск к морю. Ночью мы убегали из своих палат и геройствовали. Самый шик - пройти по краю обрыва. Понятно, что испытание было только для мальчиков, но проделывали все ради девочек, которые обязательно при этом присутствовали.

Героиня Марии ЗВОНАРЕВОЙ Антонина влюбилась в женатого

Героиня Марии ЗВОНАРЕВОЙ Антонина влюбилась в женатого

А какие были забавные шутки! Например, возле уха спящего переливали воду из одной баночки в другую. «Жур-жур» приводило к тому, что пионер писался в постель. Самые стойкие просыпались и с криком «Ой, не могу!» кидались на улицу. Еще один прикол - к концам одеяла привязывали нитки. Человек спит, а одеяло с него медленно стаскивается. Ему холодно, он его подтягивает, но одеяло через пару секунд снова уползает. Многие начинали подстраиваться под «вредное одеяло» - сползали с подушки и ныряли под «ползуна». Окружающие в этот момент изо всех сил старались подавить смех.
Чтобы в отряде разрешили вечером танцы, мы должны были вылизать всю огромную территорию от мусора, вымыть корпус и постирать какие-то вещи. Мы плясали под радиолу и пластинки. Были танцы-«трясучки» - это когда партнеры дергаются друг напротив друга. И медленные, но пионервожатые слишком близко друг к другу танцевать их нам не разрешали. И постоянно шикали, если кто-то нарушал «дистанцию»!
А как мы делили девчонок: эта - твоя, эта - моя! А как переживали за вожатых, когда видели, что между ними вспыхнули чувства. Ждали, во что это выльется, и всегда желали, чтобы любовь была на всю жизнь.
Мы снимались лихо, весело. Со своими шутками, воспоминаниями, каждый что-то рассказывал, приносил и показывал фотографии из лагерей. И все ждали выхода этого фильма, потому что он показывает лучшее, что было при советском строе.