«Если я гений, умру в 37 лет»: грустный клоун Леонид Енгибаров предсказал свою раннюю смерть

Фильм «Путь на арену» был снят по мотивам автобиографии Енгибарова, он же сыграл главную роль. Фото: кадр из фильма

У двух его любимых женщин и тайной дочери судьба тоже оказалось трагической

Кто такой клоун? Артист в нелепом ярком костюме, пытающийся развеселить публику, которая пришла в цирк развлекаться, между номерами дрессировщиков и воздушных гимнастов. Леонид Енгибаров был совсем другим. Грустный клоун заставлял зрителей задуматься, поразмыслить и даже взгрустнуть. Возможно, поэтому считал себя непонятым.

Он родился в Москве 15 марта 1935 года. В детстве занимался боксом и акробатикой. Вполне успешно: девять побед на первенстве Москвы по боксу в начале 1950-х. В 20 лет поступил на отделение клоунады в цирковое училище – выбор для боксера, скажем прямо, неожиданный.

«Девять лет провел на ринге. Заповедь "ударили по правой щеке –подставь левую" считаю в корне ошибочной. Сменил множество профессий, и в 22 года мне оставалось только стать актером», – объяснял свой поступок Енгибаров.

Получив диплом, Леонид начал работать в Ереванском цирке. Его номера выделялись среди других клоунских реприз. В 1964 году он получил мировое признание: первый приз на Международном конкурсе клоунов в Праге. Это дало возможность не только гастролировать по СССР, но и выступать в других странах – в Польше, Чехословакии, Румынии.

В чешской столице артист познакомился с местной журналисткой Ярмилой Галамковой. Вспыхнул бурный роман, через год родилась дочь Барбара. Енгибаров тщательно скрывал наличие любимой женщины и ребенка в другой стране: за такое по голове не погладили бы.

Его официальной женой стала Ада Шереметьева – талантливая актриса, успевшая до их знакомства сняться в нескольких фильмах и заявить о себе в театре. Встретив темпераментного артиста, она не устояла, влюбилась и бросила работу, поддавшись уговорам выходить с ним на арену цирка. Действительность поразила Шереметьеву: она была словно часть реквизита в его номерах. Да и в бытовом плане Енгибаров оказался вовсе не опорой и сильным плечом.

Выходя на арену, Леонид забывал обо всем. Фото: Багдасарян Герберт/ТАСС

Они развелись. Аде осталась полученная ими квартира, а Леонид ушел к маме, в деревянный домишко в Марьиной Роще. Вернуться в профессию Шереметьева не смогла – о ней к тому времени забыли.

«Моя биография – репризы, пантомимы, которые я делаю, сценарии, которые пишу для кино. Семейное положение? Убежденный холостяк. К поклонницам отношусь настороженно, – утверждал артист в интервью, называя самыми близкими людьми мать и друзей, в том числе Ролана Быкова, Юрия Белова, Олега Стриженова, Василия Шукшина.

В 1971-м Енгибаров ушел из Союзгосцирка, и по тем временам это был смелый поступок. Ушел по принципиальным соображениям: его педагога и соавтора Юрия Белова не выпустили на заграничные гастроли. Они вдвоем создали свой театр, поставили спектакли «Звездный дождь» и «Причуды клоуна» и провезли по всей стране, отыграв 210 постановок за 240 дней.

Вернувшись в Москву больным ангиной, Леонид не оставил репетиции и выступления. В какой-то момент ему стало так плохо, что пришлось вызвать скорую. После визита врачей состояние немного улучшилось, но потом Енгибарову стало хуже. Повторно приехавшая бригада констатировала смерть от ишемической болезни сердца.

«Если я гений, то, как Пушкин, умру в 37 лет», – шутил Леонид. Так и случилось. Видимо, он и вправду был гениальным клоуном.

Через пять лет после смерти Енгибарова в автокатастрофе погибла его чехословацкая возлюбленная. Пришлось нелегко их дочери Барбаре, которая родила сиамских близнецов, сросшихся в районе живота. Врачи возложили на нее бремя выбора: разделить мальчиков так, чтобы выжили оба, было невозможно. С Петером Барбара потом не могла общаться: винила его (да и себя тоже) в смерти брата. В результате у нее начались серьезные проблемы с психикой.

Три года назад в студию «Пусть говорят» пришел якобы внук Енгибарова. Петер заявил, что хочет пойти по стопам деда. Фото: кадр из передачи

Несколько лет назад в кабинете директора Ереванского цирка Иосифа Петросяна, который дружил с Леонидом Енгибаровым, объявилась девушка Евгения, назвавшая себя внебрачной дочерью клоуна. Впрочем, доказать или опровергнуть правдивость этих слов уже некому: ее предполагаемый отец давно унес все свои тайны в могилу.