Анастасия Заворотнюк осталась без работы

Экономический кризис сократит доходы кинозвёзд, по крайней мере, на треть

Сколько ты стоишь? Пожалуй, любой представитель актерской профессии как никто другой знает четкий ответ на этот заковыристый вопрос. Кто-то оценивает свой труд в $500 за съемочный день, но есть и такие, для кого пять и даже семь тысяч «зеленых» не предел. Мировой финансовый кризис внес серьезные коррективы в эти расценки. Если денег не будет, кинозвездам, не ровен час, придется спекулировать, как во времена своей молодости, и устраивать творческие встречи.

В связи с кризисом на неопределенное время приостановлены съемки около трети запущенных в производство фильмов, а телеканалы, заказывающие сериалы у кинофирм, объявили о снижении на 30 - 40 процентов закупочных цен. Президент компании «Феникс-фильм» Сергей Скворцов объяснил, что в докризисное время стоимость производства кинокартин росла в основном за счет постоянного увеличения зарплат артистов, на которые уходило больше половины бюджета.

- Гонорар профессионального актера до последнего времени составлял от 3 до 10 тысяч долларов за съемочный день, - уточнил Скворцов.

Сейчас же, чтобы сэкономить, звездам будут платить меньше, по крайней мере, на треть. А иным придется и вовсе сидеть без работы. Этой участи не избежать даже суперзвездам. Из-за отсутствия финансирования прекращены съемки картины «Гоголь ближайший», где роль возлюбленной писателя играла Анастасия Заворотнюк. А кинокомпания, одним из владельцев которой является Федор Бондарчук, отменила начало съемок фильма «Онегин».

Все идет к тому, что артистам придется серьезно заняться поиском иных источников заработка.

Калоши вместо туфель

В советское время у киноактеров, помимо работы перед камерой, было несколько вариантов разжиться деньгами. Самый распространенный - творческие встречи, которые оплачивались очень неплохо. Звезды разъезжали по городам и весям, рассказывая публике забавные случаи со съемочных площадок и из собственной жизни, пели, декламировали стихи.

Многие становились и на скользкую дорожку - фарцевали. Актеры, которым посчастливилось бывать на зарубежных гастролях, привозили дефицит и перепродавали его втридорога. Впрочем, даже «невыездные» умудрялись заработать себе на хлеб с маслом. Так, Савелий Крамаров во время Московского фестиваля молодежи и студентов в 1957 году не постеснялся «обуть» даже своего коллегу Олега Ануфриева. Позже Олег Андреевич сокрушался, что Крамаров продал ему резиновые калоши:

- Представляете, всучил мне их под видом лакированных туфель!

Через 30 лет юный Дима Нагиев спекулировал в родном Ленинграде на Невском проспекте: жвачкой, кроссовками и дутыми куртками.

- Дела шли неплохо, - улыбается Дмитрий. - Но, как выяснилось, не настолько и хорошо - ведь едва не загремел на нары.

Актеры придумывли и вполне законные способы подзаработать. Некоторые писали киносценарии. Известный драматург Анатолий Гребнев однажды открыл секрет советского кинопроизводства. Оказывается, даже за отвергнутый сценарий автор мог получить солидные барыши. По словам Гребнева, за готовый сценарий фильма в СССР платили 6 тысяч рублей. При заключении договора автор в виде аванса получал четверть от этой суммы. За первые поправки платили еще 600 рублей, за вторые 900 целковых.

- Таким способом можно было как-то существовать, делая, в общем, то, что тебе интересно, - рассказывал Гребнев. - С годами к этому стал прибегать целый круг моих коллег. Так работали в разное время Гена Шпаликов, Наталья Рязанцева, Юрий Клепиков, Андрей Смирнов.

Пропил трое «Жигулей»

Самые талантливые и находчивые даже в суровые советские времена умудрялись получить намного больше, чем предполагала утвержденная высоким начальством ставка. Когда в 1948 году актера Алексея Дикого взяли на роль Сталина в картину «Сталинградская битва», ему назначили гонорар в размере ста тысяч рублей.

В послевоенные времена, до денежной реформы 1961 года, эта сумма не была слишком значительной. Узнав о полагающемся ему вознаграждении и сравнив его с гонорарами коллег, Алексей Денисович тут же позвонил на студию:

- Как вы думаете, роль Сталина отличается чем-нибудь от роли рядового солдата? Как же так получается, что за роль обыкновенного бойца вы заплатили Борису Андрееву 150 000 а мне за роль генералиссимуса назначили всего сто?! Вот расскажут товарищу Сталину…

- Хорошо! - перебили его. - Получите свои 155!

А вот Иннокентий Смоктуновский в свое время использовал другую тактику, чтобы выбить приличный гонорар. Его коллега Лев Дуров однажды стал свидетелем того, как Иннокентий Михайлович заключал договоры на съемки.

- Директор картины объяснял Кеше: мол, ваша ставка - 56 рублей, съемочных дней будет столько-то… Словом, разговаривал, как с прочими актерами, - вспоминает Дуров.

- Но Смоктуновский жалобным голосом его перебил: «Ну не надо, не надо… Я ничего не понимаю в математике… Я плохо учился в школе. Зачем вы называете эти цифры? Мне просто надо пять тысяч рублей: у меня протекает крыша на даче». Директор бежал к Пырьеву - тот пожимал плечами: «Выкручивайся. Сокращай массовку, экономь на декорациях, но чтоб Смоктуновский в фильме играл». Проходило время, и при заключении договора на следующую картину Смоктуновский, не утруждая себя сочинением новых резонов, ссылался на ту же протекающую крышу и объявлял кругленькую сумму очередного гонорара.

Впрочем, приведенные примеры – скорее, исключение из правил. Большинство актеров вполне устраивал уровень оплаты их труда.

- В советские годы на гонорар за один съемочный день я могла позволить себе купить хорошие английские туфли, - вспоминает Наталья Крачковская. - Стоили они 35 - 40 рублей, по тем временам приличная сумма.

А Михаил Боярский однажды в телеэфире и вовсе признался, что во время съемок картины «Д’Артаньян и три мушкетера» его не сильно интересовал размер оплаты. Дескать, большую часть гонорара он все равно пропивал. Прямо на съемках и сразу после них.

Почти так же поступил со своим огромным вознаграждением за фильм «Москва слезам не верит» режиссер и актер Владимир Меньшов. Его оскароносную картину посмотрело 90 миллионов зрителей, так что вместе с потиражными Меньшов получил за нее 40 тысяч рублей. В те годы несбыточная мечта многих - «Жигули» стоили 5 тысяч.

- Из 40 тысяч - ну 15 точно было пропито, - разоткровенничался однажды Меньшов. - Какие-то банкеты, друзья, посиделки.

Дала бы в морду!

Одним из пионеров нового российского коммерческого кино стал Дмитрий Харатьян. В 1990 году 30-летний актер снялся в главной роли в фильме «Мордашка».

- За этот фильм он получил заоблачный гонорар - 10 тысяч рублей. Сразу и официально, - рассказал продюсер и актер Сергей Жигунов. - Мы были в шоке. Тогда в государственном кино Смоктуновский зарабатывал 5 тысяч!

Через несколько лет все отечественное кино перешло на коммерческие рельсы, но некоторые маститые актеры так и не смогли получить по заслугам.

- В советские времена, безусловно, все было проще, - рассказывал актер Владимир Епископосян. - Лично я к развалу Союза подошел как артист, чья работа оплачивается по высшей ставке. Тогдашний министр Госкино Ермаш выписывал мне своим приказом 61 рубль за съемочный день. Я думал: вот теперь-то узнаю, что значит быть богатым, вот теперь поживу... Только так подумал - как все развалилось. Стало непонятно, как назначают гонорар. До сих пор, кстати, непонятно.

- Мой отец Илья Григорьевич, у которого за плечами 70 картин и который работал с Бондарчуком, Роммом, Быковым, Климовым, недавно поехал сниматься в Баку. За работу на 48-градусной жаре 75-летнему артисту платили 150 долларов в день, - возмущается актриса Юлия Рутберг. - Отец не разрешил мне за него вступиться, но, если бы я встретила администратора, который так экономит на стариках, просто дала бы ему в морду - и за отца, и за многих-многих других актеров, которых бессовестным образом довели до нищенского положения. Из актеров выжимают все соки, а потом бросают на произвол судьбы.

Пока одни сводят концы с концами, другие фильм от фильма повышают свои ставки. Еще в 2005 году журнал «Форбс» сообщил, что Олег Меньшиков заработал за год $1млн. 100 тыс. Только за один съемочный день в сериале «Золотой теленок» Олег Евгеньевич получал по $8 тысяч. Когда же актер приступил к работе над фильмом «Доктор Живаго», его гонорар вырос до $10 тысяч.

На одной ступеньке по уровню оплаты с Меньшиковым стоят Константин Хабенский, Сергей Безруков, Владимир Машков, Олег Янковский, Инна Чурикова, Лия Ахеджакова.

- Я считаю, величина гонорара напрямую связана с формированием «института звезд», - комментировал ситуацию еще один высокооплачиваемый актер Михаил Пореченков. - Пора создавать российскую мечту.

Посмотрите, сколько зарабатывают западные звезды, посмотрите на дачи и машины наших политиков… О чем можно говорить, если российские великие актеры старшего поколения только недавно смогли позволить себе починить зубы. Артист должен быть ухоженным, красивым, носить дорогие часы и приличный костюм. Гонорары определенно должны быть выше.

Увы, в связи с кризисом мечтам о красивой жизни в ближайшее время не суждено сбыться.

Ставки актеров за съемочный день (долл.)

Игорь Ливанов в фильме «На углу у Патриарших»-400

Юрий Степанов в сериале «Гражданин начальник»-450

Елена Корикова1, Даниил Страхов, Марина Александрова в сериале «Бедная Настя»-500

Ирина Розанова в фильме «Русские амазонки»-1700

Алексей Булдаков в фильме «Команда чемпионов»-2000

Александр Абдулов в сериале «Мастер и Маргарита»-4000

Евгений Миронов в сериале «Идиот»-5000

Инна Чурикова в сериале «Идиот»-7000

Олег Меньшиков в фильме «Статский советник»-8000

1Всего за сериал «Бедная Настя» Елена Корикова получила около $100 тысяч.