Правда и вымысел в фильме «Девятаев»

Фото: кадр из фильма Девятаев

Помните классическое: «Дядя Петя, ты дурак?» - реакция мальчика на розыгрыш взрослого, когда тот всучил ему муляж конфеты - пустой внутри? Так вот время пустых конфет, как и откровенных, злобных дураков, ушло. Пришло время конфет в красивой упаковке. С очень вкусной начинкой, сдобренной ядом, разъедающим умы молодого поколения. И время профессионалов, которые делают такие конфеты.

Фильм «Девятаев» - такая же роскошная конфета. Слепленная, как подарок ко Дню Победы миллионам людей, которые выходят с портретами дедов и прадедов в маршах «Бессмертного полка». Сделанная на деньги именно этих людей и от имени государства Российского.

Перед режиссерами Тимуром Бекмамбетовым и Сергеем Трофимовым стояла неразрешимая задача в связи с их внутренним убеждением: как показать героизм в Великой Отечественной войне. Ведь они уверены, как и многие их единомышленники, что это НАРОД выиграл войну. А не «людоедский сталинский режим». И героизм был ВОПРЕКИ существующему строю.

Мне не хочется разрушать иллюзии режиссера, но придется. Фильм хорош. Но режиссер здесь ни при чем. Даже в титрах не надо бы упоминать. Потому что игра актера Прилучного в роли Михаила Девятаева только его заслуга, Прилучного.

Главную роль в фильме Тимура Бекмамбетова доверили Павлу Прилучному. Фото: кадр из фильма

Прекрасно выписанные роли беглецов-лагерников - целиком талант сценаристов. А исторически восстановленные костюмы фашистов - умения и знания костюмеров и историков одежды. И еще заслуга осветителей и компьютерных гениев. Которые просто так вместе собрались за чашкой чая. Никакой команды не было. Просто творческий порыв.

Да, Сталина в картине заклеймили. Но войну-то выиграл он, Верховный главнокомандующий. И это помимо несомненного героизма народа. А то получается, как в фильме, - сугубо по немецкому орднунгу.

Когда Девятаев спасает немецкий самолет, обезвреживая неразорвавшуюся бомбу, он получает офицерский продуктовый паек и благодарность. А через день на плацу его же чуть не до смерти забивают за драку в бараке. Былые заслуги побоку. Орднунг.

Но ядовитая подоплека фильма даже не в этом. Фильм - о прощении предательства. Очередная щелочка в окне Овертона. После Коли с Уренгоя еще один рассказ о несчастных парнях-фашистах, полегших на русских полях. По воле пославшего их сюда фюрера.

Прочувствованные слова Девятаева уже за кадром, в конце фильма: «Ошибки надо прощать, а подвиги помнить». Ошибки, по версии сценаристов, - мелкие шалости друга Девятаева - летчика Ларина. Попав в плен, он тут же перешел на сторону врага. Ага, за баварское. А как же еще.

Для чего понадобилось вводить этот персонаж? В реальной истории Девятаева его не было. Но творческой команде надо было выразить свое отношение к бесчеловечному советскому режиму. Ну и чтобы красивше было. Вот идет перебежчик Ларин в летной курточке с иголочки, в сапогах замшевых с молниями, орлы люфтваффе серебром блистают. Образ выписан с любовью и пониманием. Так, чтобы вызвать у неискушенного зрителя горячую приязнь. Невиноватый он. Режим виноват совдеповский. И так ласково он говорит Девятаеву - измученному, истощенному, дескать, мы-то с тобой мертвецы. Потому как под приказ 270 подпадаем. Плен нам не простят. Будущего нет. Лучше по максимуму в сытом настоящем.

И тут же пускается во все тяжкие - пулю пускает в лоб беглецу из лагеря, разыскивает Девятаева, которого нужно опознать и выдать. Да и потом, в погоне, в безумной злобе пытается протаранить самолет Михаила.

Александр Девятаев на премьере картины о своем отце. Фото Ивана Макеева / «Комсомольская правда»

Но герой-летчик не хочет верить в предательство друга. И даже гневно ему кричит: «Ты не Родину предал, ты меня предал!»

Сценаристы так и давят во всех диалогах, дескать, это и не предательство вовсе. А по ошибке. Все из-за того приказа - 270-го.

Святые люди эти сценаристы. А может, просто с классикой не знакомы. Например, гоголевского «Тараса Бульбу» не осилили, где Тарас уж точно ошибку от предательства отличил. Да еще у родного сына.

- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня! Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

В скором времени нам предложат уравнять в правах всех «ошибшихся». Простить и понять. И в «Бессмертном полку» нести их портреты на общих основаниях.

Плевок в душу

Что еще режет глаз и душу? И что опять же выстрадано командой сценаристов? Фраза в начале: дескать, Девятаев после войны еле работу нашел, трудится на занюханном пароходишке. И опять людоедский режим виною. Ему - жизни и подвиги, а он через губу, наплевательски.

Вот только не стоит забывать, что героев было миллионы. А страна стояла в руинах. И ее восстанавливать надо было. Не было закромов и рукава не было, из которого рекой лились бы награды и должности.

Герой Советского Союза Михаил Девятаев, 1968 год. Фото © РИА Новости

Девятаеву в 1950-е поручили испытание одних из первых советских судов на подводных крыльях. Затем он стал первым капитаном теплохода типа «Метеор», издавал книги, вел активную общественную жизнь. И ему, и его соратникам-беглецам еще при жизни поставили три памятника.

В финале фильма, как заплесневелая вишенка на прогорклом торте, фраза в титрах: это благодаря немецким ракетам «Фау-1» и «Фау-2», сведения о которых хранились на угнанном самолете, мы запустили первый в мире космический спутник. Понимаете? А Королев сам ну ничего бы не смог. И Гагарин в космосе благодаря ракетам вермахта. Да и все вообще благодаря Западу, где сосредоточено самое «лучшее, прогрессивное».

Так что не могу сказать, что фильм - очередной плохо пропеченный блин. Нет, он вкусный и румяный. Но кто-то опять смачно в него плюнул. Прямо в середину.

У Михаила Петровича было много внучек и единственный внук (на фото). Фото © ИТАР-ТАСС

Справка

Кстати

С ноября 1943 года британская авиация бомбила полигон в Пенемюнде, поэтому гитлеровцы спрятали производство в гору Конштайн в Австрии. Там работали узники концлагеря Дора-Миттельбау.

Бекмамбетов сам себя испугал

В интервью «Комсомольской правде» режиссер Тимур Бекмамбетов заявил: «…Ракеты «Фау-2», гитлеровское «оружие возмездия», способное через космос стремительно долететь до Лондона или Москвы. Если бы немцы запустили это оружие в производство, война бы закончилась по-другому». Так ли это?

До столицы СССР ни «Фау-1», ни тем более «Фау-2» долететь не могли - их дальность 400 км и 320 км. Они оказались крайне малоэффективными: отклонение от цели до 10 км, а надежность недотягивала и до 50 процентов. Однако это оружие было запущено в производство. Так, по Лондону выпустили 3225 «Фау-2», погибли 2700 человек, а «Фау-1» - 9500 штук. Поэтому вопреки мнению Бекмамбетова война ни в коем случае не «закончилась бы по-другому».