Выстраданное счастье актрисы Валентины Сперантовой
До 45 лет она играла мальчишек на театральной сцене, а начиная с 50 стала изображать всевозможных старушек в кино. Говорят, актриса с трудом переходила на возрастные роли. Однажды на репетиции в Центральном детском театре, которому Сперантова отдала всю свою жизнь, режиссер воскликнул:
- Валентина Александровна, вы не мальчик! Вы бабушка!
Она не обиделась, потому что в любимой мультипликации так до последнего и озвучивала детей.
Появившаяся на свет в большой семье (у звезды было восемь братьев и сестер), Валентина Александровна обрела желаемое счастье далеко не сразу.
Первым ее мужем стал строитель Николай Гусельников, от которого она родила дочь Оксану. Благоверный набирающей популярность театральной звезды то и дело пропадал в долгих командировках по стране. Сначала строил ДнепроГЭС, потом укатил в Казахстан. А Валентина не захотела вслед за ним уезжать из Москвы, где ей рукоплескали зрители. Немудрено, что в Караганде Гусельников увлекся другой женщиной. Узнав об этом, Сперантова сразу подала на развод.
Одной воспитывать дочку было трудно. Ей через многое пришлось пройти. Но молодая еще в общем-то женщина не рассчитывала, что когда-нибудь сможет снова выйти замуж. И тут судьба преподнесла ей сюрприз. Валентина познакомилась с известным театральным администратором Михаилом Никоновым, когда-то занимавшим пост директора Театра Мейерхольда. В его лице и обрела долгожданное выстраданное счастье. Родила дочку Наташу. Впрочем, супруг обожал и падчерицу, никогда не обделяя вниманием.
Детская психология
В 1941-м Сперантова и Никонов записались в фронтовой театр, а детей отправили к родственникам под Пермь. А после Победы 40-летней Валентине Александровне и ее супругу выделили шикарную трехкомнатную квартиру в центре Москвы. К ним любили приходить артисты, поэты, писатели. Гостеприимные супруги были рады всем.
С конца 40-х Сперантова активно занялась озвучанием мультфильмов. До того как освоить профессию актрисы, она училась в высшем художественном училище и сама прекрасно рисовала. Всегда носила с собой блокнот и карандаш, чтобы в свободную минутку между репетициями накидать, к примеру, какой-то этюд или шарж на режиссера. А если постановщики интересовались, что она там делает, неизменно отвечала:
- Записываю, что вы говорите.
Потом втихаря показывала коллегам свою работу и те покатывались от хохота - настолько точно и с юмором она отражала суть начальника.
- А характер у Сперантовой был не сахар. Могла хлестко сказать или поддеть, - уверяет племянница нашей героини - актриса Елена Миллиоти. - Детей, особенно мальчиков, она озвучивала не «сюсю-мусю». Считала, что детская психология гораздо сложнее и острее, чем у взрослых. Поэтому глубоко проникала в суть.
В конце 60-х от сердечного приступа умер муж актрисы. Уже тогда ее и саму стал беспокоить мотор.
Новый, 1978-й, год Сперантова встретила на больничной койке. Телепремьеру «Четыре беспокойных дня в Кудиновке», где она сыграла Морозиху, лихо рассекающую на мотоцикле по деревне, уже не увидела: из лечебницы больше не вышла. Ей было 73.