Брат Олега Янковского, даже заболев, остался Казановой
- С Николаем Николаевичем мы не только прожили в браке 25 лет, но и венчались, - начала рассказ Елена Борзова. - Я - третья жена поэта. Несмотря на наш официальный брак, c Зиновьевым мы жили дистанционно. Причина в том, что его мама - красавица, актриса, пианистка, когда сыну было 19 лет, пережила сложную ситуацию с его ранением (получил штыковой удар в шею, когда пошел провожать «чужих» девушек), смерть мужа и всегда очень ревностно относилась к женщинам Коли. А Зиновьев влюблялся очень часто, даже когда страдал тяжелым недугом в конце жизни (болезнью Паркинсона. - А. З.), и стихи к песне «Казанова» написал почти о себе. Вот так он и метался между мамой и женами. Во многом из-за мамы распался его первый брак с балериной Сашей, хотя любил ее безумно, посвятил ей потрясающие стихи. Уже после развода Александра привезла своего сына от другого мужчины показать Колиной маме и сказала, что ребенок похож на Зиновьева.
На мне же он женился во многом потому, что увидел надежного человека и верного друга. К тому времени его мама стала болеть, да и его здоровье оставляло желать лучшего. Он знал, что я не брошу в беде, не предам, буду помощницей в делах. Так и произошло.
- Как правило, жены знаменитостей преувеличивают силу любви. А вы говорите об отношениях с поэтом реалистично.
- Мы с Колей встретились уже взрослыми, у каждого был большой опыт за плечами, романтизма практически не осталось. Я сразу полюбила его поэзию, считаю ее неповторимой, самобытной. Его стихи мне нравились больше, чем он сам. С двумя предыдущими мужьями из актерской среды натерпелась. У меня двое сыновей от двух браков. Зиновьев тоже очень хотел, чтобы я родила ему ребенка. Но не случилось. Да и назвать стабильным наш брак сложно. Я уходила от него и возвращалась. За время последнего моего ухода мы не виделись полгода. У него уже начался роман с другой женщиной - очень красивой, обеспеченной. А когда я решила вернуться, встретила ее около Колиного дома на Гоголевском бульваре. Она тут же развернулась на своей машине и навсегда уехала.
- Правда ли, что Зиновьев - двоюродный брат Олега Янковского?
- Да, Янковский с женой Людмилой Зориной были на нашем венчании. А в стихах к юбилею Ростислава Янковского мой муж написал: «Если бы мама Олега Янковского не вышла замуж за Ивана Янковского, то вы, братья Янковские, были бы все Зиновьевы». Зиновьевы принадлежали к столичной элите - и по статусу, и по образованию, и по уровню жизни. Отец моего мужа был режиссером в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, мама - пианисткой у балерин в Большом театре. Их знали все культурные слои Москвы. Время от времени я звоню Людмиле, вдове Олега Ивановича, приглашаю на творческие вечера, но она ни разу не смогла прийти.
- Елена Николаевна, у вас случались романы с коллегами?
- Мои первый и второй мужья - актеры. Второй, кстати, уехал в США. Я его очень долго ждала. А когда слышала песню «Америка-разлучница», с трудом сдерживала слезы. Я его очень любила. Сейчас он превратился в американца с заплывшими глазами, откормленного фастфудом. Когда в моей жизни появился Зиновьев, Толя вернулся в Москву, чтобы «сохранить семью». Но его желанию не суждено было осуществиться. Что касается моих чувств к коллегам-актерам, то это были скорее влюбленности в их талант. Мне очень нравились Борис Невзоров, Станислав Любшин, Никита Михалков, Сергей Шакуров. Жена Невзорова Настя Иванова была моей близкой подругой. Она жила в моем доме, когда училась в Школе-студии МХАТ. Настеньку жестоко убили, и это жуткая трагедия и для Бори, и для всех ее друзей.
- Какие у вас отношения с исполнительницей песни «Паромщик» Аллой Пугачевой?
- Никаких. Между Колей и Аллой что-то произошло, и они не общались.
- Можно ли прожить на авторские отчисления за песни Зиновьева?
- РАО перечисляет раз в квартал около 12 тыс. руб. Но я не бедствую - преподаю, иногда снимаюсь, провожу концерты. К сожалению, телевидение не хочет делать программы о Николае Зиновьеве, потому что я не позволяю копаться в грязном белье. Известно, например, что у мужа когда-то случился роман с одной высокопоставленной дамой. Первый канал предлагал придумать «историю», но я отказалась.